ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. студента: Алексеева Анастасия Филипповна.
Класс: 3 «В».
Предмет: Русский язык.
УМК: Школа России.
Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне.
Тип урока: Урок открытия нового понятия и способа действий.
Цель урока (учителя): Создание условий для открытия нового понятия непроизносимые согласные в корне и способа их определения подбором однокоренных слов.
Учебная задача (ученика): Как пишутся слова с непроизносимыми согласными звуками в корне?
Задачи урока (учителя):
Дидактические | Способствовать: -Актуализации знаний об однокоренных словах; Формировать: -Представление о словах с непроизносимыми согласными в корне; -Способность проверки написания слов с непроизносимыми согласными с помощью однокоренных слов; |
Развивающие | Развивать: -Орфографическую зоркость на всех этапах; -Память при актуализации знаний про однокоренные слова; -Связную речь через организацию чтения вслух; систему методических вопросов; |
Воспитательные | Воспитывать: -Эмоционально ценностное отношение к изучению русского языка через актуализацию заний; -Чувство взаимоподдержки в ходе командной игры; |
Планируемые результаты (ученика):
Предметные результаты | -Знать орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»; -Знать способ проверки орфограммы «Правописание непроизносимых согласных в корне»; -Уметь определять орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»; -Уметь проверять орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»; |
Метапредметные результаты | Регулятивные УУД Самоорганизация: -Уметь выстраивать последовательность действий по решению УЗ; Самоконтроль: -Уметь контролировать собственные и ошибки других, при необходимости корректировать их для решения УЗ; -Уметь адекватно оценивать по предложенному эталону работу соседа; результат деятельности на уроке; |
Познавательные УУД: Базовые логические: -Уметь группировать однокоренные слова при актуализации знаний; -Уметь сравнивать различные виды записи одного и того же слова и выявлять существенные отличия; -Уметь классифицировать слова с непроизносимым согласным в корне и без непроизносимых согласных в корне; Базовые исследовательские: -Уметь самостоятельно формулировать УЗ урока; -Уметь выполнять синтаксический анализ слова; -Уметь формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе аналитического разбора; -Уметь выявлять недостаток информации для решения УЗ; Работа с информацией: -Уметь распознавать достоверность информации с помощью учебника; | |
Коммуникативные УУД Общение: -Уметь слушать, слышать себя и других; -Уметь строить устное высказывание при обосновании правильности написания; Диалог: -Уметь формулировать вопросы, и понимать задаваемые; Совместная деятельность: -Уметь принимать цель совместной деятельности; -Уметь ответственно участвовать в успехе коллектива для достижения цели; | |
Личностные результаты | Ценность научного познания: -Осознавать необходимость каждой предыдущей темы для открытия последующей; Духовно-нравственное: -Проявлять доброжелательность с использованием адекватных языковых средств для выражения своих мыслей; -Понимать важность значения вежливых слов; |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | |||||||
Орг. момент | Создание благоприятной атмосферы в классе, подготовка учащихся к работе. | «Рифмованное приветствие» «Девиз» ТБ Фиксация даты | -Прозвенел звонок, начинается урок! Здравствуйте, ребята! -Прочитайте девиз нашего сегодняшнего урока: -Ребята, сегодня у нас урок открытия нового знания. Как мы открываем новые знания? -Вспомним правило посадки: Как должны сидеть? -Запишем наше число. Сегодня у нас Шестое декабря. Классная работа. | -Здравствуйте! -“Часто то, что неизвестно, нам бывает интересно!” -Выясняем, что мы не знаем и сами находим способ. -Спину держим прямо, ноги вместе, руки сложены на парте. | Экран | Ф Ф | | | Эмоционально положительный настрой на урок |
Этап 1. Постановка УЗ | |||||||||
1.1. Создание ситуации для выхода на УЗ | Актуализация ранее полученных знаний, мотивация на работу. | Актуализация Классификация Обобщение Сравнение «Наводящий вопрос» | -Прежде чем заняться новыми открытиями, нам необходимо… Задание: -На экране в строчку записаны слова: (прочитайте) В парах разделите слова в два столбика так, чтобы в каждом столбце были только родственные слова. -Выделите корень. Контроль: -По каким признакам вы разделили слова в два столбика? -Молодцы! -Что помогло вам успешно выполнить данное задание? -А кто не справился с этим заданием? -Какой дадим совет, чтобы справиться с этим заданием? -Молодцы! -Что вы видите на экране? -Давайте сравним записи. -1. Солнце Лестница Сердце 2.[сонцэ] [л'эсн'ица] [с'эрцэ -Что можете сказать о записях слова «сердце»? -Почему звуков стало меньше, чем звуков? -Если эта буква НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, то как мы можем её назвать? -В какой части слова находится новая орфограмма? | -Повторить уже полученные знания. -Солнышко, сердечко, солнечный, сердечный, солнечник, сердечник. Сердечко Солнышко Сердечный Солнечник Сердечко Солнечный. -У слов в каждом столбце одинаковый смысл и корень. -Умение находить родственные слова, выделять корень. -Повторить правила «корень слова», отработать эту тему на практике -Записи слов: солнце, лестница, сердце. -Слово имеет 6 букв, во второй записи – 5 звуков; -В первой записи – 8 букв, 7 звуков; -В третьей записи – 6 букв, 5 звуков. Объясним, почему букв больше, чем звуков. -При произнесении одна буква выпадает, а поэтому и звук не произносится. -Непроизносимая. Звуки не произносим, не слышим, но буквы Т, Л, Д видим и пишем. -В корне. | Экран Классная тетрадь Экран | П Ф Ф | | УУПД: -Уметь сравнивать различные виды записи одного и того же слова и выявлять существенные отличия; УУКД: -Уметь строить устное высказывание при обосновании правильности написания; | Осознание ценности познания -Проявлять доброжелательность с использованием адекватных языковых средств для выражения своих мыслей; |
1.2. Формулировка УЗ | Постановка проблемного вопроса, фиксация затруднения учащихся | «Проблемный вопрос» Целеполагание Планирование | -Выходит, что звук не произносим, но буквой обозначаем. Как может называться такая орфограмма? -Именно так и называется тема урока. -Какую УЗ поставим перед собой на уроке? -Чтобы решить нашу УЗ, нам предстоит пройти следующие …. | -«Правописание непроизносимого согласного в корне слова» -Как писать слова с непроизносимыми согласными звуками в корне? План: 1. Узнаем, как пишутся слова с непроизносимыми согласными в корне слова 2. Выполним задания 3. Сделаем вывод | Экран Лернинг | Ф | | УУПД: -Уметь самостоятельно формулировать УЗ урока; -Уметь выявлять недостаток информации для решения УЗ; УУРД: -Уметь выстраивать последовательность действий по решению УЗ; | Формирование стартовой мотивации на изучение новой темы |
Этап 2. Решение УЗ | |||||||||
2.1. Поиск нового способа действия | Создание условий для самостоятельного поиска решения проблемы Работа над практическим заданием. | «Система методическихвопросов» Вывод Сравнение Фиксация Контроль за сан.пин. Фонетический разбор слова «Связь с жизнью» «Межпредметная связь» «Наводящие вопросы» | Задание: -Прочитайте слова. -Какие звуки произносятся на месте выделенных буквосочетаний в словах? -Какой согласный звук не произносится, но буквой обозначается? -Обратите внимание на выделенные буквы. Сколько их? -Итак, какой вывод вы можете сделать, смотря на это скопление согласных? Контроль: -Давайте сверим свои выводы с правилом в учебнике стр. Прочитайте.117. -Мы с вами оказались близки к истине? -Вы большие молодцы! -Выпишите в тетрадь непроизносимые звуки и запомните их. -Не забываем про наш конкурс, спину держим прямо, пишем красивым почерком. -Так ребята, а как проверить написание слов с непроизносимой согласной? -Верно. -Давайте, сделаем фонетический разбор слова здравствуйте на доске. (Желающий работать у доски вызывается. Остальные с места ему диктуют) -А теперь, подберите однокоренное слово к слову здравствуйте. -Почему так важно желать друг другу здоровья? -Это слово имеет глубокий смысл: оно означает «я желаю вам здоровья, я рад вас видеть здоровым». Это приветствие действительно способно оказать влияние на самочувствие тех людей, к кому оно обращено. Согласны? -На каком уроке вы уже говорили о здоровье организма? -Верно! Вернёмся к нашему заданию. -Зачем вы подобрали однокоренное слово? -Обратим внимание, на произношение и написание таких слов, как интересный, вкусный, опасный, чудесный. Что вы заметили? -Как убедиться, что в этих словах непроизносимого согласного звука нет? | -Праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный чувство. -здн- зн, вств-ств, рдц-рц, лнц-нц, стн-сн, стл-сл, стн-сн, вств-ств -3,4 букв. -Некоторые звуки не слышатся, потому что в слове встречаются сразу три или четыре согласных. -Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки [л], [т], [д], [ф]. -Да! - [л], [т], [д], [ф]. -Подобрать однокоренное слово? Здравствуйте — слово из 3 слогов: здра-вству-йте. Ударение падает на 1-й слог. Транскрипция слова: [здраствуй’т’э]. В слове 12 букв и 11 звуков. Сочетание букв -вств- произносится как [ств], буква в не произносится. -Здравие. -Потому что здоровье сейчас очень важно, если ты здоров, то ты считай у тебя все есть -Да! -На уроке окружающего мира. -Чтобы поставить непроизносимый согласный в сильную позицию, т.е. сделать слышимым. -В корне этих слов нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть, потому что в нём так же встречаются подобные буквосочетания. -Для этого нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный: интересный – интересен, вкусный – вкусен, опасный – опасен, чудесный – чудесен. | Анимированнные слайды Классная тетрадь Классная доска | Ф Ф Самоконтроль И Самоконтроль Ф-И Взаимоконтроль Ф Ф | -Знать орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»; -Знать способ проверки орфограммы «Правописание непроизносимых согласных в корне»; | УУКД: -Уметь слушать, слышать себя и других; -Уметь строить устное высказывание при обосновании правильности написания; Диалог: -Уметь формулировать вопросы, и понимать задаваемые; УУПД: -Уметь распознавать достоверность информации с помощью учебника; УУПД: -Уметь выполнять синтаксический анализ слова; УУРД: -Уметь контролировать собственные и ошибки других, при необходимости корректировать их для решения УЗ; УУКД: -Уметь строить устное высказывание при обосновании собственного мнения; УУКД: -Уметь строить устное высказывание при обосновании правильности написания; | -Понимать важность значения вежливых слов; |
2.3. Применение нового способа действия | Выполнение заданий на отработку открытого способа действия | Игровой «Лига чемпионов» «Связь с жизнью» Преобразование | -За вашу отличную работу предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Лига чемпионов». Задание: -Поделитесь на 2 команды. 1-я команда будет футбольной командой «Реал Мадрид», а 2-я «Барселона. -На экране вы видите ворота, в одну из которых мы будем пинать слова с непроизносимыми согласными, а в другую без непроизносимых согласных. -Вопрос 1-й команде: В какие ворота пнём слово «вкус(?)ный»? -Почему? -Вопрос 2-й команде: В какие ворота пнём следующее слово «звёз(?)ный»? -Почему? … Контроль: -Победила дружба! Зато, теперь я уверена, что вы сможете работать индивидуально. -Откройте учебники на стр. 120, упражнение 231. Прочитайте. -Спишите предложения, обозначая звукосочетания буквосочетаниями. Затем подчеркните в словах букву обозначающую непроизносимый согласный звук. Контроль: -Проверьте себя по эталону, который видите на экране. | -Ура! Средний ряд по сторонам распределяется. -В ворота без непроизносимых согласных! -Потому что мы подберём проверочное слово «вкусен», где не слышно других букв. Значит в этом слове нет непроизносимых согласных. -В ворота с непроизносимым согласным! -Потому что проверочное слово «звезда». … 1. Погода была чуде[сн]ая:" со[иц]е сияло и грело. 2. Хру(сн]ула ветка. В кустах сви[снул дрозд', 8. Моро[зн]ая звё[зн]ая ночь пра[в'н']ично украсила землю. 4. Я уча[ст]вовал интере[сн]ой прогулке по горной ме[н]ости и чу[ст]вовал себя прекра[сн]о. Б. Был нена[сн]ый день по[з'н'ей осени. Отправляться в путешествие такой день было опа[сн]o. 1. Погода была чудесная:" солнце сияло и грело. 2. Хрустнула ветка. В кустах свистнул дрозд, 8. Морозная звёздная ночь празднично украсила землю. 4. Я участвовал интересной прогулке по горной местности и чувствовал себя прекрасно. 5. Был ненастный день поздней осени. Отправляться в путешествие такой день было опасно. | Интерактивная игра Учебник Классная тетрадь | Г Взаимоконтроль И Самоконтроль | -Знать орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»; -Знать способ проверки орфограммы «Правописание непроизносимых согласных в корне»; -Уметь определять орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»; -Уметь проверять орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»; | УУКД: -Уметь принимать цель совместной деятельности; УУКД: -Уметь ответственно участвовать в успехе коллектива для достижения цели; УУРД: -Уметь адекватно оценивать по предложенному эталону работу соседа; | |
Этап 3. Рефлексия | |||||||||
3.1. Самооценка собственного понимания изученного материала | Оценка собственного понимания изученного материала. | Сверка с целью «Отсроченный девиз» «Связь с жизнью» | -Все отлично потрудились. -Давайте вспомним, какую УЗ мы с вами ставили? -Узнали ли мы как пишутся слова с непроизносимыми согласными в корне? -Давайте вернемся к девизу нашего урока. Часто то, что неизвестно, - нам бывает интересно! -Есть ли в этом предложении слова с изученной сегодня на уроке орфограммой? -Мы придерживались нашему девизу? | -Узнать, как писать слова с непроизносимым согласным звуком в корне. -Узнали и научились проверять их. -Дуэта звук “Т” Неизвестно -Да, мы открыли неизвестную орфограмму. | Ф Ф | Экран | | УУРД: -Уметь адекватно оценивать результат деятельности на уроке; УУКД: -Уметь слушать, слышать себя и других; | -Осознавать необходимость каждой предыдущей темы для открытия последующей; |
3.2. Самооценка собственной деятельности | Оценка собственной деятельности | «Недоконченные предложения» | Оцените, как работали на уроке закончив фразы: -Я повторил(а)… -Я научился (ась) …. -Мне понравилось… -Спасибо всем за урок, желаю вам здоровья, до свидания! | -Я повторил однокоренные слова. -Научился подбирать однокоренные слова. -Научились сравнить написание корня во всех однокоренных словах. -Мне понравилось подбирать играть в лигу чемпионов. -До свидания! | И-Ф | Экран | | УУРД: -Уметь адекватно оценивать результат деятельности на уроке; УУКД: -Уметь слушать, слышать себя и других; -Уметь строить устное высказывание . | -Осознавать необходимость каждой предыдущей темы для открытия последующей; |