Файл: Практическое задание к субкурсу Психология аддиктивного поведения. Психокоррекция зависимостей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание к субкурсу Психология аддиктивного поведения. Психокоррекция зависимостей


  1. Опираясь на материалы лекции, опишите кратко структуру психотерапии алкозависимых: этапы терапии, цель и содержание каждого этапа.

  1. этап лечения алкоголизма – медикаментозный (алкогольная детоксикация ) – терапия острого алкогольного расстройства и алкогольного абстинентного синдрома.

Алкогольная детоксикация (alcohol detoxification) предусматривает прерывание употребления алкоголя и смягчение острого алкогольного абстинентного синдрома (похмелья) фармакологическими способами, в первую очередь – пациентам необходимы внутривенные капельные инфузии, преимущественно изотоническим раствором натрия хлорида, так как продолжительное злоупотребление алкоголем, приводит к обезвоживанию, нехватке ионов калия и магния. В тяжелых случаях при многодневных запоях с большим количеством алкоголя применяется интенсивная инфузионная терапия (капельницы) препаратами янтарной кислоты (реамберин, цитофлавин).

2. этап – становление ремиссии. В отношениях с больными следует учитывать их тенденцию ставить терапевта в позицию легкомысленной фамильярности или поной ответственности за результат лечения.

3. этап лечения алкоголизма это реабилитация и социальная адаптация пациента: проходит в рамках специализированных реабилитационных центрах. В некоторых случаях применяются духовно ориентированные методы психотерапии, которые связаны с религиозным мировоззрением и чувствами пациента.
2) Ответьте на следующие вопросы:

1. Докажите, что самоубийства являются одной из наиболее серьезных общественных проблем.

Самоубийство является одной из серьезных проблем современного общества, актуальность которой характерна для стран с совершенно разными социально-экономическими условиями, культурными и религиозными традициями. Имеющиеся данные показывают, что каждый год из жизни добровольно уходят почти полмиллиона землян.


2. Раскройте понятия: «суицид», «суицидальная попытка», «суицидальное поведение».

Суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом человек ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.


Суицидальная попытка - это любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое по той или иной причине не привело к смертельному исходу.

Суицидальное поведение - аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и по крайней мере в минимальной степени мотивируемых явными или скрытыми интенциями к смерти.



  1. Что входит в структуру суицидального поведения?

Структура суицидальных переживаний основывается на отношении к двум полярно противоположным ценностям: собственной жизни и смерти. В структуре суицидальных переживаний выделенные формы встречаются в различных сочетаниях, создавая множество индивидуальных вариантов. Однако для диагностики суицидального переживания, как такового, психологу необходимо установить одновременно наличие любой пары элементов из двух перечисленных рядов. Внешнее суицидальное поведение проявляется в форме суицидальных высказываний или же практических суицидальных действий различных типов. Такие действия, связанные с использованием тех или иных средств и способов, отражают психологию суицидента, приводя к завершенному суициду или оставаясь его попыткой. 


  1. Приведите типологии самоубийств.

Существуют различные типологии суицида, критериями которых выступают социальные, личностные, психологические признаки, рассматривающие этапы возникновения и развития суицидальных мыслей и последующих событий.



  1. Каковы возрастные особенности суицидального поведения?

Большинство исследователей отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет - редкое явление, и только с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16 - 19 годам.

Исследования показали, что наибольшее число завершенных самоубийств совершается в период от 40 до 65 лет. Уровень самоубийств выше среди мужчин. Типичными стрессорами зрелого возрастаявляются ситуация развода, потеря близкого человека, увольнение с работы, финансовый кризис, смерть в семье.



  1. Как суицидальное поведение объясняется психологическими теориями?


В начале 20-го века австрийский психиатр Зигмунд Фрейд создал первую психологическую теорию суицида. В ней он подчеркнул роль агрессии, направленной на самого себя. Американский психиатр Karl Menninger детально разработал идеи Фрейда. Он предположил, что все суициды имеют в своей основе три взаимосвязанных бессознательных причины: месть/ненависть (желание убить), депрессия/безнадежность (желание умереть) и чувство вины (желание быть убитым).

Американский психолог, ныне рассматриваемый как пионер современной теории суицида, Edwin Schneidman, описал несколько наиболее серьезных характеристик суицида. Сюда включается чувство невыносимой душевной боли, чувство изолированности от общества, ощущение безнадежности и беспомощности, а также мнение, что только смерть является единственным способом решить все проблемы. Психотерапевты когнитивной школы, которые изучают процесс обработки человеком информации, подчеркивают роль негибкого мышления ("жизнь ужасна, альтернатива ей только смерть"), которое ведет к невозможности выработки решений своих проблем. Согласно психологам, много суицидов символизируют крик о помощи, а также являются усилиями с целью привлечь внимание к своим проблемам.

7. Каковы причины суицидального поведения?

Причины можно искать в биологических, генетических, психологических и социальных сферах человека. Несмотря на то, что люди обычно совершают суицид в экстремальных ситуациях, таких, как развод, потеря работы или учебы, большинство экспертов предполагает, что это скорее повод для совершения суицида, чем его причина.

8. Каковы условия, способствующие суицидальному поведению?

Причинами суицидального поведения могут быть: 

а) психические расстройства (депрессия, алкоголизм, лекарственная зависимость, шизофрения, расстройства личности);

б) социальные причины (изоляция, тяжелые утраты, безработица, одиночество);

в) соматические причины (заболевания: злокачественные опухоли, неврологические расстройства, ХПН, СПИД). 

Определенную роль также играют: 


а) жизненный уклад и влияние религии;

б)уровень экономики (частота суицидов возрастает во время кризисов);

в) сезонность (пик суицидов конец весны-начало лето и осень);

г) конституционально-генетические факторы.

9. Что препятствует самоубийству?

Не существует единых общепринятых установленных методов работы с суицидальной и потенциально суицидальной личностью. Однако ВОЗ декларирует положения, на которых может строиться любая национальная и региональная система профилактики самоубийств:

 Самоубийства причиняют тяжелый ущерб обществу, каждый год от самоубийств в мире умирают свыше 800 000 человек.

 Самоубийства по частоте вторая причина смерти в возрасте от 15 до 29 лет в мире.

 Имеются данные, свидетельствующие о том, что среди взрослого населения на каждого погибшего от самоубийства приходится свыше 20 человек, совершивших суицидальную попытку.

 Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Иногда это едва уловимые намеки, часто же угрозы являются легко узнаваемыми. По некоторым данным 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.

 Самоубийства можно предотвращать! Залог эффективности национальных мер – наличие всесторонней многосекторальной стратегии предупреждения самоубийств.

 Эффективным путем предупреждения самоубийств и суицидальных попыток является ограничение доступа к наиболее распространенным средствам совершения самоубийства в конкретном регионе, включая ядохимикаты, огнестрельное оружие, лекарственные препараты и т.д.

 Службы оказания медицинской помощи должны включать профилактику суицида в качестве одного из важнейших компонентов предоставляемых услуг.

 Психические расстройства и вредное употребление алкоголя приводят к большому числу самоубийств по всему миру. Раннее выявление и эффективное ведение таких случаев – важнейшее условие обеспечения своевременной необходимой помощи тем, кто в ней нуждается.

 Важнейшую роль в предотвращении самоубийств играют местные сообщества. Они могут обеспечивать социальную поддержку уязвимым лицам и участвовать в последующем оказании помощи, бороться со стигматизацией и оказывать помощь людям, потерявшим близких в результате самоубийства.

10. Назовите бессознательные и осознаваемые мотивы суицидального поведения

  • Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается, как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

  • Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

  • Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальные и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.

  • Попытка сделать больно другому человеку - "Они еще пожалеют!" Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

  • Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.


Просмотрите вебинар Новиковой Н.А. на тему «Нервная орторексия: проблемы и пути преодоления». Ссылка на вебинар: https://sdo.nadpo.ru/mod/data/view.php?d=1&rid=511. Опишите, какие симптомы нервной орторексии можно выделить, а также пути преодоления нервной орторексии.

Ответ предоставьте в любой удобной для Вас форме.

Симптомы орторексии

1. Чересчур активное увлечение диетами и «полезными» системами питания — например, сыроедением.

2. Страх перед «вредными» продуктами, доходящий до степени фобии (иррационального неконтролируемого страха).

3. Наличие системы наказания в случае употребления запрещенного продукта.

Как избежать орторексии?

  • Никогда категорично не отказывайтесь от каких-либо продуктов.

  • Позволяйте себе иногда что-нибудь вкусное, хоть и неподходящее вам по вашей нынешней системе питания.

  • Прислушивайтесь к своему организму: если вам совершенно не нравится есть ряд полезных продуктов, не мучайте себя. Ищите аналоги, может, не столь экологичные, но приятные на вкус.

  • Не зацикливайтесь на срыве во время диеты. Не нужно придумывать наказаний и долгое время переживать ситуацию. Примите это и идите дальше.

  • Не забывайте наслаждаться вкусом еды во время ее потребления.

  • Обязательно займитесь чем-нибудь, что никак не связано со здоровым образом жизни и питанием. Ваше ПП не должно быть хобби или смыслом жизни, это всего лишь одна из физиологических потребностей, а время можно и нужно тратить на интересные занятия: курсы, походы по музеям и театрам, уход за животными и т.п., и т.д.

  • Учитесь фильтровать и проверять информацию: польза какого-либо продукта может быть постулирована в коммерческих целях, равно, как и вред. Лучше советуйтесь со специалистами.