Файл: Книга нередко решает судьбу человека В. А. Сухомлинский Книги открытые двери к другим душам и другим народам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение А
Родительское собрание
«О детском чтении"
Высказывания:
«Книга-это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека»
В.А.Сухомлинский «Книги - открытые двери к другим душам и другим народам»
А.Моруа
«Книга- великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» А-Елок
Задачи! познакомить родителей с результатами развития читательских умений обучающихся класса; развивать интерес к формированию интеллектуальных и эстетических умений и навыков, желания читать.
Вопросы ДЛЯ обсуждения: значение книги в жизни младшего тельника; как развивать читательский интерес ребенка; культура чтения школьника.
Подготовительная работа: анкетирование; подготовка памятки родителям.
Ход собрания
1. Беседа с родителями.
В последнее время часто можно услышать, что значение детской книги уменьшилось. Чем читать «Мойдодыра», лучше включить ОУО или компьютер с мультфильмами. Дети - в восторге. Конечно, всё это полезно использовать, но при этом следует иметь в виду что,*ие*заменить чтение отца и матери они не могут. Ведь процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности, без которых немыслимо воспитание. Лучшие детские книги, представляя собой высокие образцы художественного слова - прозы и поэзии, воспитывают у детей чувство прекрасного и делают их жизнь полнее и интереснее.
Книги с малых лет внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к хорошим поступкам, то есть способствуют нравственному становлению, а не только радуют и забавляют ребенка.
Дети не выносят назидательности, даже возникло мнение, будто мораль скучна ребёнку, Л Л.Толстой: великий знаток человеческих сердец «Я не согласен, чтобы дети не любили мораль: они любят мораль, но только умную, а не глупую».
Однако не следует прямолинейно понимать воздействие книги на ребёнка, и всюду немедленно извлекать строгую мораль и практический смысл. Вопрос сложнее и тоньше: читая художественные произведения, дети накапливают в своей душе яркие представления 0том, что такое хорошо и что такое плохо.
Детское чтение - великая сила, но каждому ясно, что беспорядочное, поверхностное чтение не приносит пользы и что надо руководить детским чтением.
Что значит руководить чтением? Это значит постоянно вызывать ребёнка интерес к книгам, следить за их выбором, помогать понимать прочитанное, воспитывать культуру чтения.
Д ело это - тонкое, деликатное, иначе можно отвратить от книги и чтения.
Выбор книги: выбрать книгу для детей родителям помогают учителя, и библиотекари. Конечно, при выборе книг, надо учитывать интересы своего ребёнка; ребята рано начинают проявлять самостоятельность при выборе книг. Свобода выбора повышает интерес к чтению, благотворно сказывается на восприятии произведений и ничуть не мешает руководству чтением.
Дети очень доверчивы, особенно к тем, кого любят, поэтому, соблюдая такт, без нажима, вы всегда можете повлиять на их выбор, не подавляя при этом их самостоятельности; ибо грубое вмешательство, запрет часто дают обратный результат. Помогать понимать прочитанное!
Что значит воспитывать у ребенка культуру чтения?
Это значит формировать у него сознательное отношение к книге и библиотеке, учить самостоятельно, выбирать книги и внимательно, вдумчиво читать их, вырабатывать навыки самостоятельной работы с книгой.
Культура чтения начинается с бережного отношения к книге. Не позволяйте маме рвать книгу, брать её грязными руками.
Как научить детей внимательно, вдумчиво читать книги?
Для этого используются разные методы. Один из них громкое чтение - продолжать громкое чтение надо и тогда, когда ребёнок перейдёт в среднее звено. Дети в этом возрасте не желают читать и родители едва ребёнок становится школьником, перестают ему читать и беседовать с ним о книгах. В то время, как слабая техника чтения и недостаток жизненного опыта позволяют ребёнку самостоятельно справиться с книгой, с новой более сложной, а старая уже не удовлетворяет его духовный мир. Конечно, он уже самостоятельно может прочитать Гайдара «Тимур и его команда». А вот Дефо «Путешествие Робинзона Крузо» только с помощью родителей. Конечно, телевидение отнимает много времени - но всё это не заменит книгу. Семейные детские праздники- где дети читают стихи, инсценируют сказки. В семье, где родители не руководят детским чтением и книга не в почёте,
телевизор может принести вред чтению, а, следовательно, и развитию ребят. Многие дети читают книги нетерпеливо, поверхностно. Привычка видеть художественные произведения на экране лишает ребёнка радости общения с писателем, умения воспроизвести в своём воображении нарисованные им картины.
Пересказ прочитанного. Терпеливо и уважительно относитесь к детскому пересказу, ибо для детей это творчество, в процессе которого они вновь переживают восторг и вдохновение, воскрешая в своём воображении героев книги и события.
Пересказ развивает речь, чуткость к поэтическому слову. Многие ребята, не умея выделить главное, кратко сформулировать мысль рассказывают длинно, подробно. Внимательно слушая пересказ, вы осторожно старайтесь направить его на главное и вместе припомнить какую-нибудь художественную подробность.
Следующий метод беседа. Беседы бывают разными. Одни проверяют чтение (рассказ о писателе, теме, эпохе), и др. закрепляют и углубляют прочитанное. Проведение бесед требует чувство меры, иначе они могут вызвать скуку. Избегайте лишних объяснений, помня о том, что многое воспринимается чувствами.
Марина Цветаева вспоминает, что её завораживали стихи Пушкина, их звучание, но когда мать пыталась ей объяснить значение непонятных слов, очарование стихом пропадало.
Если вы систематически занимались и занимаетесь с ребёнком, воспитывая у него интерес и любовь к книге, вы можете быть уверенны: основы культуры чтения вами заложены, а, следовательно, - созданы важнейшие предпосылки для дальнейшего развития его интеллекта, нравственности и эстетического восприятия мира.
Анализ ответов детей и родителей нашего класса это подтверждает
2.Анализ анкетирования.
3. Дискуссия с родителями. Обсуждение ситуаций по группам.
Ситуация 1 .Мать рассказывает, что, укладывая восьмилетнюю девочку спать, всегда читает ей несколько страничек из книжки. Так заведено, и девочка целый день ждёт этой минуты. Согласны ли вы тем, что такой большой девочке надо читать вслух? Чем руководствуется мама, читая выросшему ребенку вслух? Что даёт такая традиция?
Ситуация 2. В нашей семье мы часто дарим детям книги. Обязательно подписываем их: «Серёже - в первый день ученья. Пусть он будет для тебя радостным и желанным», «Настеньке в день рождения от бабушки и дедушки». Такие книги-подарки передаются из поколения в поколение. Что даёт такая традиция? Считаете ли вы, что детям нужно обязательно дарить книги?
Ситуация 3. По дороге домой с мамой мальчик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки, чтобы дома посмотреть в книге и узнать её название. Дома мама вместе с сыном нашли в книге такую бабочку и вместе долго рассматривали изображённых в ней бабочек. Как вы относитесь к такому Стилю общения взрослого и ребёнка? Что вы воспитываете, обращаясь вместе с ребёнком к книгам за ответом на возникший вопрос?
4. Работа с памяткой «Советы родителям»
Терпеливо помогайте ребёнку, если у него недостаточная скорость чтения.
Опирайтесь на интересы детей, при выборе книги. л
Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребят (мы часто говорим восьмилетнему ребёнку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
Не всегда спешите сразу ответить на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книге самостоятельно.
Собирайте дома различные словари, вырабатывайте у ребёнка привычку общаться со словарями и работать с ними.
Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги. Обращайте внимание на то, что читает ваш ребёнок.
Вместе с ребёнком создавайте библиотеку.
Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
Заключительное слово учителя. Я надеюсь всё то, о чём мы с вами сегодня говорили, вам поможет в дальнейшем воспитании ваших детей.
Приложение Б
Классный час на тему:
"Эта добрая, добрая сказка."
Цель:
-продолжить работу по сплочению классного коллектива
-укреплять дружеские отношения внутри класса
-развивать творческие способности
-повышать интеллектуальный уровень
-пропагандировать книги
Ход урока:
Урок начинается с песни « В гостях у сказки» Класс делится на две команды: команда мальчиков и команда девочек.
Ребята сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам. И тема нашего сегодняшнего классного часа «Это добрая, добрая сказка.» Ребята, а почему сказка добрая?
Урок мы проведем в виде игры. Сегодня мы с вами поможем Ивану Царевичу найти свою невесту Василису Прекрасную, а за одно и посоревнуемся между друг другом.
В три девятом царстве в тридесятом государстве собрались за праздничным столом гости. Вино рекой лилось, от явств ломились столы. Это Иван Царевич праздновал свадьбу с Василисой Прекрасной. Но вдруг, когда они уже собирались обменяться обручальными кольцами, налетел ужасный вихрь и все заволокло мглой.
Когда она рассеялась, то к великому своему ужасу Иван Царевич увидел, что нет рядом с ним его любимой. Опечалился молодец, ума не приложит что делать. И вдруг слышит тоненький голос: Невесту твою украл Змей Горыныч и спрятал в своем замке. Я помогу тебе найти ее. Удивился молодец, оглянулся и увидел маленькую пчелку.
Отправился Иван в путь далекий.
Шел он, долго, ли коротко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но пришел к избушке на курьих ножках. Избушка, избушка повернись ко мне передом к лесу задом. Повернулась изба, отворилась дверь и оттуда вышла баба Яга.
«Зачем Иван пожаловал»- говорит она ему.
Рассказал царевич о своей беде. Ну что ж я тебе помогу, но и ты сослужи-ка мне службу. А служба твоя будет состоять в отгадывании загадок. Отгадаешь, помогу, нет, не помогу. Пригорюнился Иван, но делать нечего, загадывай свои загадки
Что ж ребята поможем Ивану Царевичу? Сколько правильных ответов столько и баллов приносите своей команде.
1 Этап Викторина.
1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием. ( Колобок)
2. Назовите героиню русских сказок, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)
3. Кто из сказочных героев очень любил поговорку « Одна голова хорошо, а две лучше.» ( Змей Горыныч)
4. В какой сказке брат не послушал своей сестрицы один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и за это жестоко поплатился. (Братец Иванушка)
5. Назовите героиню французской сказки, которая занималась деквалифицируемым трудом: чистила печки, убиралась дома. (Золушка)
6. Назовите героиню сказки которая получила свое прозвище благодаря головному убору. ( Красная шапочка)
7. Что за герой французской сказки очень любил обувь за это и получил прозвище. ( Кот в сапогах)
8. Какой вид энергии использует в своей ступе баба Яга. ( Нечистую силу)
9. Какой герой сказки посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево. (Буратино)
10. Где живет знаменитый кот Пушкина. ( У Лукоморья) Что ж вы молодцы на все вопросы ответили правильно, помогли Ивану Царевичу.
За это баба Яга показала дорогу. И Царевич поскакал дальше.
Ехал он ехал и приехал он к сказочному сундуку. Молвил ему этот сундук человеческим голосом. Если хочешь узнать, где находится Василиса Прекрасная, отгадай из какой сказки, сейчас, я буду показывать кадры.
2 этап
(На экране телевизора идут кадры из сказок. Нужно отгадать название сказки. За правильный ответ 1 н балл).