ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение в психологию»
Выполнили : Арипова Зюляль
И Эльжурхаева Марьям Б,Фармация,2 курс
Проверила : Абдрахманова Р.Б
Выполнили : Арипова Зюляль
И Эльжурхаева Марьям Б,Фармация,2 курс
Проверила : Абдрахманова Р.Б
План:
1.Предмет и задачи психологии. Связь психологии с другими науками и её основные отрасли. Методы психологии. Понятие о психике и этапах её становления. Структура психики. Сознание и бессознательное
Слово психология в переводе на русский язык буквально означает наука о душе гр. psyche – душа logos понятие, учение.
Психология – наука об общих закономерностях развития и функционирования психики, индивидуально-типологических особенностях её проявления и общих закономерностях взаимодействия человека со средой
Психология как
наука
Символ психологии
Греческая буква Ψ (Пси) - международный символ психологии. Она использовалась в старославянском алфавите
наука
Символ психологии
Греческая буква Ψ (Пси) - международный символ психологии. Она использовалась в старославянском алфавите
Этапы развития психологии этап психология как наука о душе этап - психология как наука осознании этап психология как наука о поведении этап психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики
Представление О Душе философская психология
Первые представления о душе возникают в период ранней классики (4 - 5 вв. до н.э.).
Все в мире имеет свою первооснову - элемент,
являющийся первой и главной составляющей всех объектов, архе.
Архе - это тот элемент, без которого
не может существовать мири все в нем.
Одним из первых понятие Душа в своих философских рассуждения
стал использовать
Гераклит Эфесский.
Первые представления о душе возникают в период ранней классики (4 - 5 вв. до н.э.).
Все в мире имеет свою первооснову - элемент,
являющийся первой и главной составляющей всех объектов, архе.
Архе - это тот элемент, без которого
не может существовать мири все в нем.
Одним из первых понятие Душа в своих философских рассуждения
стал использовать
Гераклит Эфесский.
Психология – самостоятельная наука Вильгельм Вундт
Для обретения психологией научной самостоятельности важную роль сыграло открытие в
1879 г. в Лейпцигском университете немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире
лаборатории
для экспериментального изучения психологических явлений.
1879 год,
считается официальной датой рождения психологии как экспериментальной науки
Для обретения психологией научной самостоятельности важную роль сыграло открытие в
1879 г. в Лейпцигском университете немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире
лаборатории
для экспериментального изучения психологических явлений.
1879 год,
считается официальной датой рождения психологии как экспериментальной науки
Задачи психологии:
Изучение сущности психических явлений и их закономерностей
Определение направлений и особенностей работы психологической службы
Управление и регулирование психических явлений
Использование полученных знаний в практике, в различных сферах общественной жизни
Изучение сущности психических явлений и их закономерностей
Определение направлений и особенностей работы психологической службы
Управление и регулирование психических явлений
Использование полученных знаний в практике, в различных сферах общественной жизни
Два направления психологии:
o
Теоретическое (задача – теоретическое обоснование различных сфер объективного мира),
o
Практическое (задача – внедрение различных методов, закономерностей в реальную жизнь
o
Теоретическое (задача – теоретическое обоснование различных сфер объективного мира),
o
Практическое (задача – внедрение различных методов, закономерностей в реальную жизнь
Связь психологии с другими науками и её основные отрасли
Отрасли психологии
Методы психологии-это совокупность способов и приемов изучения психических явлений.
Методы психологического исследования выполняют следующие задачи:
1.
Установление наличия у человека особенностей или свойства поведения
2.
Определение степени развитости свойства
3.
Описание диагностируемых особенностей
4.
Сравнение степени развитости изучаемых свойству разных людей или у одного итого же человека на разных промежутках времени
Методы психологического исследования выполняют следующие задачи:
1.
Установление наличия у человека особенностей или свойства поведения
2.
Определение степени развитости свойства
3.
Описание диагностируемых особенностей
4.
Сравнение степени развитости изучаемых свойству разных людей или у одного итого же человека на разных промежутках времени
Наблюдение- это метод сбора фактического материала с помощью непосредственного восприятия и фиксирования ожидаемых психологических явлений или результатов по определенной схеме с последующим психологическим анализом результатов
Наблюдение имеет два варианта наблюдаемые знают, что их поведение фиксируется наблюдателем, например, поведение в группе альпинистов или экипажа подводной лодки наблюдаемые не знают, что их поведение наблюдателем фиксируется, например, заключенные в общей камере
- изучение психических явлений, условия проявления и развития которых создаются, строго учитываются и при необходимости воссоздаются. Это метод, когда исследователь сам вызывает явление, которое будет изучатся.
Эксперимент
Исследование соответствия Аша Детали эксперимента:
Соломон Аш провел новаторское исследование, разработанное для доказательства того, что человек будет соответствовать стандарту, когда в этом есть необходимость. До него такие психологические эксперименты не проводил никто.
Группе участников показали фотографии с линиями различной длины, а затем задали простой вопрос какая линия самая длинная Фишка исследования заключалась в том, что в каждой группе только один человек был настоящим участником. Остальные были актерами, подставными утками со сценарием поведения.
Большинству актеров было дано указание дать неправильный ответ. Как ни странно, настоящий участник почти всегда соглашался с большинством, хотя он знал, что отвечает неправильно.
Результаты этого исследования важны, когда при изучении социальных взаимодействий между людьми в группах. Это исследование является примером того, как люди пытаются соответствовать стандартам общества, забывая о себе.
Люди больше заботятся о том, чтобы быть такими же, как другие, чем о том, чтобы быть правыми
Наблюдение имеет два варианта наблюдаемые знают, что их поведение фиксируется наблюдателем, например, поведение в группе альпинистов или экипажа подводной лодки наблюдаемые не знают, что их поведение наблюдателем фиксируется, например, заключенные в общей камере
- изучение психических явлений, условия проявления и развития которых создаются, строго учитываются и при необходимости воссоздаются. Это метод, когда исследователь сам вызывает явление, которое будет изучатся.
Эксперимент
Исследование соответствия Аша Детали эксперимента:
Соломон Аш провел новаторское исследование, разработанное для доказательства того, что человек будет соответствовать стандарту, когда в этом есть необходимость. До него такие психологические эксперименты не проводил никто.
Группе участников показали фотографии с линиями различной длины, а затем задали простой вопрос какая линия самая длинная Фишка исследования заключалась в том, что в каждой группе только один человек был настоящим участником. Остальные были актерами, подставными утками со сценарием поведения.
Большинству актеров было дано указание дать неправильный ответ. Как ни странно, настоящий участник почти всегда соглашался с большинством, хотя он знал, что отвечает неправильно.
Результаты этого исследования важны, когда при изучении социальных взаимодействий между людьми в группах. Это исследование является примером того, как люди пытаются соответствовать стандартам общества, забывая о себе.
Люди больше заботятся о том, чтобы быть такими же, как другие, чем о том, чтобы быть правыми
В этих первых философских концепциях
Фалеса - вода
Анаксимена и Анаксимандра – воздух;
Гераклита – огонь;
Парменида - земля
душа рассматривалась главным образом как источник активности, энергии, другие же функции души, в том числе и важнейшие для последующих ученых вопросы познания, регуляции поведения, еще не исследовались
Фалеса - вода
Анаксимена и Анаксимандра – воздух;
Гераклита – огонь;
Парменида - земля
душа рассматривалась главным образом как источник активности, энергии, другие же функции души, в том числе и важнейшие для последующих ученых вопросы познания, регуляции поведения, еще не исследовались
Понятие о психике и этапах её
становления
Психика это свойство живых высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность
становления
Психика это свойство живых высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность
Этапы развития психики в филогенезе
1.
Стадия элементарной сенсорной
чувствительности
2.
Стадия предметного восприятия
3.
Стадия интеллекта
4.
Развитие сознания человека высшая ступень развития психики
1.
Стадия элементарной сенсорной
чувствительности
2.
Стадия предметного восприятия
3.
Стадия интеллекта
4.
Развитие сознания человека высшая ступень развития психики
Функции психики
Структура психики
1.
Психические процессы – это форма существования психики, это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (познавательные, эмоционально-волевые)
2.
Психические состояния – функционирование психики в текущий момент времени (счастье, апатия, депрессия и др.)
3.
Психические свойства – устойчивые, постоянно проявляющиеся характеристики личности, обуславливающие особенности поведения и деятельности (темперамент, характер, способности и др
1.
Психические процессы – это форма существования психики, это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (познавательные, эмоционально-волевые)
2.
Психические состояния – функционирование психики в текущий момент времени (счастье, апатия, депрессия и др.)
3.
Психические свойства – устойчивые, постоянно проявляющиеся характеристики личности, обуславливающие особенности поведения и деятельности (темперамент, характер, способности и др
Теории возникновения психики
1.
Антропопсихизм (Р. Декарт)
2.
Панпсихизм (Ж. Б. Робине)
3.
Биопсихизм (Т. Гоббс, В. Вундт)
4.
Нейропсихизм (Ч. Дарвин, Г. Спенсер)
5.
Мозгопсихизм (К. К. Платонов)
6.
Теория возникновения психики АН. Леонтьева
1.
Антропопсихизм (Р. Декарт)
2.
Панпсихизм (Ж. Б. Робине)
3.
Биопсихизм (Т. Гоббс, В. Вундт)
4.
Нейропсихизм (Ч. Дарвин, Г. Спенсер)
5.
Мозгопсихизм (К. К. Платонов)
6.
Теория возникновения психики АН. Леонтьева
Характеристика психики человека
1.
Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности;
2.
Психика – это отражение внешнего мира и сама познаваема;
3.
Психика общественно-исторически обусловлена
4.
Психика развивается, в результате происходит переход колличесвенных изменений в качественные
1.
Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности;
2.
Психика – это отражение внешнего мира и сама познаваема;
3.
Психика общественно-исторически обусловлена
4.
Психика развивается, в результате происходит переход колличесвенных изменений в качественные
Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях
сознательном,
предсознательном и бессознательном
сознательном,
предсознательном и бессознательном
Структура сознания по Леонтьеву АН Чувственная ткань сознания (конкретные образы реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти)
2.
Значения (общее содержание слов, схем, карт и др. понятное людям говорящим на одном языке)
3.
Личностный смысл (то содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека
2.
Значения (общее содержание слов, схем, карт и др. понятное людям говорящим на одном языке)
3.
Личностный смысл (то содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека
Структура сознания по Петровскому А. В.
1.
Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление)
2.
Самосознание человека, способность к самопознанию
3.
Способность целеполагания через мотивы и волевые решения
4.
Чувства и эмоции
1.
Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление)
2.
Самосознание человека, способность к самопознанию
3.
Способность целеполагания через мотивы и волевые решения
4.
Чувства и эмоции
Бессознательное
- это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета
- это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человеку себя не осознает, но которые ему присущи и проявляются в разных реакциях, действиях, психических явлениях
- это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета
- это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человеку себя не осознает, но которые ему присущи и проявляются в разных реакциях, действиях, психических явлениях
Свойства бессознательного
1.
Действенность – оно оказывает влияние на наши действия и состояния
2.
С трудом переходит в сознание (защитные механизмы вытеснение и сопротивление)
3.
По З. Фрейду, бессознательное – это переживания, подавляемые сознанием.
1.
Действенность – оно оказывает влияние на наши действия и состояния
2.
С трудом переходит в сознание (защитные механизмы вытеснение и сопротивление)
3.
По З. Фрейду, бессознательное – это переживания, подавляемые сознанием.
Сознание это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку, это общественно-исторический продукт развития психики, позволяющий не только отражать мирно и преобразовывать его
Функции сознания
Особая форма сознания самосознание. Оно позволяет человеку выделить себя, свое Я из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, переживать по поводу себя. Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием.
Развивающаяся система представлений человека о самом себе называется
«Я-
концепция»
Развивающаяся система представлений человека о самом себе называется
«Я-
концепция»
Разминка для мозга
Разминка для мозга
Вывод:
•
В целом можно сказать, что обучение психологическим знаниями умениям,
психологическое просвещение, повышение психологической культуры школьников может осуществляться в разных формах образовательной деятельности школы) уроки психологии предметноориентированного типа) уроки по другим школьным предметам) внеклассные занятия личностноориентированного типа В заключение необходимо отметить, что интерес студентов к психологическому образованию в течение последних десятилетий возрастает ив США, ив большинстве стран Европы
Вывод:
•
В целом можно сказать, что обучение психологическим знаниями умениям,
психологическое просвещение, повышение психологической культуры школьников может осуществляться в разных формах образовательной деятельности школы) уроки психологии предметноориентированного типа) уроки по другим школьным предметам) внеклассные занятия личностноориентированного типа В заключение необходимо отметить, что интерес студентов к психологическому образованию в течение последних десятилетий возрастает ив США, ив большинстве стран Европы
Литература. Выгодский Л. С. Психология. Дубровина ИВ. Психология. Немов Р. С. Психология. Маклаков А. Г. Общая психология.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии