Файл: Проверяемые задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 ____________________________________________________

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки, специальности)

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание
по учебному курсу «Экспериментальная психология»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент

Новосельцева К. Р.







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбп-1901б













Преподаватель

Кулагина Ирина Васильевна







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Проверяемые задания

Практическое задание 1

Тема 1. Теоретические основы экспериментальной психологии.



Задание

Найти в среде Интернет, прочитать и составить конспект текстов.

1. Зароченцев К.Д. Этика психологических исследований / К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков // Экспериментальная психология. – М., 2005. – С.29-30.

2. Носс И.Н. : Проблема истинности психологического знания (С.23-31), Проблемы научного познания в психологии (С. 32-36), Качественное оценивание в психологии (С. 36-39)// Введение в практику психологического эксперимента. – М., 2006.

Рекомендации по выполнению задания

  1. Ознакомьтесь с заданием и списком учебной литературы к курсу.

  2. Найдите в среде Интернет книги для конспектирования, указанные в задании. Ознакомьтесь с информацией на указанных в задании страницах.

  3. Законспектируйте прочитанное.

  4. Добавьте титульный лист с номером задания и отправьте конспект преподавателю на проверку.



1. При работе с испытуемым необходимо:

Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и

задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в

состоянии принять ответственное решение о своём участии.

Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.

Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.

Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания

работы.

При работе с животными:

Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не

вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.

Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.
2. Экспериментальная психология как учебная дисциплина и как практика психологической деятельности является наиболее трудной для усвоения отраслью психологии. Практическая работа психолога требует глубокого знания технологии исследования, без которого невозможно эффективно осуществлять психологическую деятельность. Особенность технологии психологических исследований заключается в выработке у студентов комплексного научного мышления, в котором психологическая поисковая составляющая должна сочетаться с творческой фантазией и талантом точного исследовательского контроля экспериментальной работы. Важным аспектом познания является проблема скептицизма и доверия. Любое знание стоит на границе между сомнением и наивным доверием. И это — нормально. Угроза состоит в нарушении равновесия между этими состояниями познавательного акта. Если исследователь принимает одну крайность, то он перестает быть таковым. И необходимо познание отменить. А если другую, то исключить совершенствование науки. Баланс между некоторым исследовательским сомнением и здравым доверием к результатам научных поисков и есть та мера возможности существования и разви­тия научного знания. Эта мера и определяет развитие науки. Сущность меры заключается в законе доверия к большей части теории и сомнения по отношению к отдельным ее элементам. Замена устаревших теоретических формул осуществляется на основе относительной непоколебимости общего научного фундамента.



Проверяемое задание 2

Тема 2. Психологические особенности экспериментального общения.



Задание

Самостоятельно, с использованием литературы, подготовьте примеры, иллюстрирующие искажения, вносимые экспериментатором и испытуемыми, назовите их. Укажите, как можно контролировать такое искажение.
Рекомендации по выполнению задания

1. Ознакомьтесь с заданием и списком учебной литературы к курсу.

2. Изучите разделы учебной литературы, посвященные теме «Экспериментальное общение».

3. Выделите искажения, которые могут быть внесены в процесс и результат проведения психологического эксперимента экспериментатором и испытуемыми. Проанализируйте представленные в литературе способы контроля подобных искажений.

4. На основе теоретического материала придумайте примеры, отражающие выделенные искажения в экспериментальном процессе. К каждому примеру напишите возможный способ контроля искажения.

5. Добавьте титульный лист с номером задания и отправьте преподавателю на проверку.
Сублимация представляет собой разновидность вытеснения, приносящую человеку реальное удовлетворение. Она заключается в том, что человек ориентирует свое поведение на достижение цели более высокой, чем та, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. Так может обстоять дело со всяким, кто остановил свой выбор на какой-то любимой профессии, продуктивно работает и добивается тем самым социального признания. Любимое занятие для таких людей - своего рода замена удовлетворения психических побуждений, блокированных в детстве. Так, ребенок, которому не позволяли играть со своими экскрементами, может впоследствии преуспеть в гончарном ремесле, а дети, у которых подавлялись садистские наклонности, могут стать мясниками или хирургами. Возможным способом контроля может быть постепенный переход, что позволит полностью переключить.

Реактивное обучение предполагает принятие человеком чувств и поступков, противоположных тем, что были вытеснены им, с целью еще более сильного их подавления. Этот защитный механизм лежит в основе многих черт характера. Он особенно свойствен слишком мягким и слишком сострадательным людям, матерям, чересчур озабоченным опасностями, которые могут угрожать их детям, и т.п.
Отрицание и отвергание, напротив, выражаются в бессознательном отказе допустить существование определенных фактов или в трансформировании реальности с целью приспособить ее к своему поведению. Сказанное относится, например, к ребенку, который ночью идет по плохо освещенной дороге и при этом громко поет, или к человеку, который знает, что он неизлечимо болен, но
продолжает при этом заниматься прежней работой, избегая всяческих разговоров о своей болезни и даже строя долгосрочные планы.
Вытеснение означает замену недостижимой цели другой целью, вполне достижимой. Этот защитный механизм можно проиллюстрировать классическим примером человека, который дает пинка своей собаке, вернувшись с работы, где он целый день должен был безропотно сносить недовольство и претензии своего начальника.

Проверяемое задание 3

Тема 4. Интерпретация и описание экспериментальных данных.



Задание

1. Сформулируйте и запишите основные цели и задачи, стоящие перед экспериментатором на стадии научного доказательства.

2. Верно ли следующее утверждение: «В отношении действия независимой переменной обычно имеется одно из двух ожиданий». Ответ обоснуйте.
Рекомендации по выполнению задания

1. Ознакомьтесь с заданием и списком учебной литературы к курсу.

2. Изучите разделы учебной литературы, посвященные теме «Интерпретация и описание экспериментальных данных».

3. Выделите основные цели и задачи, стоящие перед экспериментатором на стадии интерпретации данных и научного доказательства. Запишите их.

4. На основе теоретического материала проанализируйте суждение «В отношении действия независимой переменной обычно имеется одно из двух ожиданий». Письменно оформите результаты своих размышлений.

5. Добавьте титульный лист с номером задания и отправьте преподавателю на проверку.



  1. Важнейшей составной частью научных исследований является эксперимент, основой которого является научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями. Основной целью эксперимента является выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования.

Эксперимент в ходе развития науки выступал мощным средством исследования явлений природы и технических объектов. Но лишь сравнительно недавно он стал предметом исследования. Пристальное внимание ученых и инженеров к тому, как лучше и эффективней проводить эксперимент, возникло не случайно, а является следствием достигнутого уровня и масштаба экспериментальных работ на современном этапе развития науки и техники. Этот этап с рассматриваемой точки зрения характеризуется ростом общего числа проводимых экспериментальных работ; увеличением количества специалистов, занимающихся экспериментальной деятельностью; существенным усложнением объектов исследования и используемого экспериментального оборудования; тенденцией к удлинению среднего времени экспериментирования и удорожанию исследований; начавшаяся процессом внедрения средств и систем автоматизации эксперимента.


Известно, что новая наука может возникнуть, если существует объективная необходимость ее появления и имеется предмет новой науки, представляющий общенаучный интерес. Сказанное в полной мере относится и к теории планирования эксперимента. Предмет исследования этого научного направления– эксперимент. Однако особенности планирования, постановки эксперимента рассматриваются и в физике, и в химии, и в прикладных науках. Для того, чтобы эксперимент стал предметом исследования отдельного научного направления, необходимо, чтобы он характеризовался некоторыми чертами, общими для любого эксперимента независимо от того, в какой конкретной области знаний эксперимент проводится. Такими общими чертами эксперимента является необходимость:

1) контролировать любой эксперимент, т.е. исключать влияние внешних переменных, не принятых исследователем по тем или иным причинам к рассмотрению;

2) определять точность измерительных приборов и получаемых данных;

3) уменьшать до разумных пределов число переменных в эксперименте;

4) составлять план проведения эксперимента, наилучший с той или иной точки зрения;

5) проверять правильность полученных результатов и их точность;

6) выбирать способ обработки экспериментальных данных и форму представления результатов;

7) анализировать полученные результаты и давать их интерпретацию в терминах той области, где эксперимент проводится

2. В отношении действия независимой переменной обычно имеется одно из двух ожиданий. Первое — что исследуемое поведение сильно зависит от переменной и что присутствие или отсутствие последней повлечет за собой большие различия. Так, мы могли бы ожидать, что человек с закрытыми глазами будет хорошо локализовать звук только в том случае, если звуки, достигающие обоих ушей, будут физически различаться. Если же его оценки будут успешны и без подобного различия, значит, независимая переменная не настолько важна, как предполагалось. Экспериментальная гипотеза, таким образом, не подтвердилась бы, даже если бы нулевая гипотеза была отвергнута. Второе, иногда все, что имеет смысл ожидать от разных условий, — это небольшое, но стойкое различие. Рассмотрим эксперимент на перцептивную защиту, как предполагают, обнаруживается в том, что нецензурные слова, предъявленные на короткое время, плохо опознаются.