Файл: Контрольная работа по дисциплине История Работу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.3 Новое государство

Захватнические войны, первые поражения и людские потери вынуждали царя реформировать армию. За образец он принял Пруссию. Ввел обязательную военную службу для дворянства уже с 15 лет. Рекруты начинали службу с нижних чинов и повышались по службе по мере заслуг. Дети богатого дворянства служили в гвардейских полках, где формировалась военная элита. Самыми престижными были Семеновский и Преображенский полки. Отказ от военной службы мог быть обоснован только тяжелыми ранениями, увечьем или старостью. В награду за безупречную службу разрешено было давать офицерские звания солдатам недворянского происхождения, тем самым они становились дворянами, что вызвало резкое недовольство потомственных дворян. Очередным ударом по старым порядкам стал призыв в армию крестьян без согласия их господ. В то же время муштра, господствовавшая в казармах, отвращала рекрутов от службы, что порождало дезертирство. Для борьбы с ним придумали выжигать порохом крестик на левом предплечье новобранцев. Обязанность содержать войско была возложена на население соответствующих регионов. Несомненно, что царь большую часть сил и внимания уделял развитию военного флота, которого практически не было до его прихода к власти. Ко времени смерти Петра I российский флот насчитывал около 50 линейных кораблей и свыше 700 галер. В результате тяжелейших усилий царь выстроил порты и мастерские, не всегда оправдывавшие возложенные на них надежды. При их создании погибло огромное число голодных, плохо обученных и изнуренных непосильной работой строителей.

Реформы Петра I затронули также чиновников, судопроизводство, центральную власть и общественную структуру государства. Все это было подчинено строительству современной державы под деспотической властью царя. Державу эту должны были упрочить подчиненные царю Тайная канцелярия и Сенат, который облекал инициативы императора в формы государственной жизни. Петр назначил так называемого оберфискала, возглавившего аппарат контроля с целью вскрыть и уничтожить злоупотребления, мошенничество и взяточничество в среде чиновников. В пределах империи городское население получило новые установления, а карьера чиновника могла теперь привести к получению дворянства. Царские успехи в области администрирования увенчались подчинением Православной церкви.

2.4 Повышение международного престижа России.

Петр I вошел в российскую и мировую историю как талантливый полководец и флотоводец. В 24 года он пошел войной против Османской империи и взял Азов: Россия впервые получила выход к южным морям. В 25 лет вел дипломатические переговоры с европейскими политиками во время Великого посольства — и к началу своей главной войны подошел с Северным союзом, куда вошли Польша, Саксония и Дания. В ходе Персидского похода в следующие три года Российская империя закрепилась на западном побережье Каспийского моря — получила иранские провинции с городами Дербент, Баку и Решт. Также в результате победы в Северной войне Россия стала одной из великих держав, без участия которой в Европе теперь не могла пройти ни одна военная кампания или дипломатическая конференция.


2.5 Заключение

Историки по-разному оценивают личность первого российского императора и результаты его правления. Я считаю, что Петр I патриот, выдающийся государственный и военный деятель. Петр всецело посвятил себя служению Отечеству. Его масштабные преобразования в государственном управлении и экономике, науке и культуре, образовании и просвещении способствовали укреплению международного авторитета России, во многом определили ее развитие на столетия вперед как могущественной, суверенной державы. Петр сделал нашу страну по-настоящему сильной и передовой державой. Сегодня, когда наша страна борется за свое историческое будущее, образ императора приобретает особое символическое значение.

  1. Ольга Мудрая

Княгиня Ольга Мудрая (годы княжения - 945-964) -одна из немногих женщин-правительниц в истории России. В 945 году, узнав о смерти мужа, Ольга приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Опираясь на поддержку окружения покойного мужа, Ольга, по сути, стала регентшей при своем малолетнем сыне Святославе. Но и позднее, когда он подрос, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями по-прежнему находилось в руках княгини Ольги до самой ее смерти. Никто не знает ничего достоверного о происхождении Ольги. В летописи читаем, что Игорь привел себе жену из Плескова в 903 году. Существуют разные мнения по поводу этого «Плескова» - то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Имя же ее варяжское. Принадлежала она, уточняет Иоакимовская летопись, к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий, которых было на Руси в Х–XI вв. не меньше двадцати, но которые все были вытеснены со временем Рюриковичами или слились с ними посредством браков. Некоторые из них были местного, славянского происхождения, другие — пришлые, варяжские. Известно, что скандинавские конунги, приглашенные на княжение в русские города, неизменно принимали русский язык, часто — русские имена и быстро становились настоящими русскими как по образу жизни, так и по мировоззрению и даже по физическому облику. Так и супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении — Ольга, Вольга.

Женское имя Ольга соответствует мужскому Олег, что значит «святой». Хотя языческое понимание святости совершенно отлично от христианского, но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвение, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение имени, народ Олега назвал Вещим, Ольгу — Мудрой. Древние летописцы — составители «Повести временных лет» — явно симпатизируют Ольге, постоянно говоря о том, какая она красивая, сильная, хитрая, а главное — мудрая. С уст мужчины-летописца срывается даже неслыханный для того времени комплимент «мужскому уму» княгини. Отчасти все это можно объяснить тем, что в 955 г. Ольга приняла христианство: для монаха- летописца это было важно. Начало правления Ольги омрачено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них сожгла в бане. Затем она с помощью дьявольской хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. Надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила. Супруга Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. «Повесть временных лет» сообщает, что вдова Игоря сначала расправилась в Киеве с послами древлян, а затем организовала карательный поход в их земли. Племенной центр древлян, город Искоростень, был взят и сожжен, жители перебиты или обращены в рабство. В действиях Ольги легко усмотреть стремление отомстить за гибель мужа. Это и понятно:
наследие родового строя, институт кровной мести сохранял силу среди восточных славян и варягов (по преданию, Ольга происходила из незнатного варяжского рода). Но властная княгиня руководствовалась и «государственными соображениями». Она жестоко расправилась с непокорными, преподав урок всем недовольным. Победа ее над древлянами, несмотря на суровость победительницы, была победой христианских, созидательных сил в Русском государстве над силами языческими, темными и разрушительными. Несмотря на преклонный возраст, княгиня за время своего правления объехала, как сообщают летописи, всю державу и повсюду оставила следы своей хозяйственной деятельности.

Уже в первые годы она завоевала расположение народа прекращением внешних военных походов. Отряды наемников-варягов, которые всегда находили себе работу при Игоре, Ольга регулярно отправляла в помощь Византии, экономя тем самым на их содержании. Незаурядные ум и энергия позволили ей создать первую на Руси эффективно работающую систему управления княжеством. Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. И она пошла на своеобразную реформу, установив порядок и размеры полюдья. Были введены уроки, определявшие размеры дани, и установлены места, куда она свозилась, - погосты.

Как и становища, погосты имели жилые и хозяйственные помещения, запасы продовольствия и фуража, укрепления. Здесь же содержались княжеские кони и другой скот. В погостах проживали представители княжеской администрации и воины. Последствия этой простой на первый взгляд меры были весомые. При Ольге было не просто положено начало создания упорядоченной и организованной системы налогообложения, без которой не может успешно функционировать государство; места сбора дани стали административными центрами, опорными пунктами власти киевского князя на местах. Проведено было размежевание земель, выделялись места княжеских охотничьих угодий («ловов»). Таким образом, погосты стали как бы узлами огромной сети, накинутой киевскими князьями на славянские и финские земли Севера, в ячейках этой сети умещались и боярские вотчины, и общинные пашни, а погосты представляли собой те узлы прочности, при помощи которых государственная сеть держалась и охватывала просторы Руси, подчиняя их князю. Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны.
3.1 Первые государственные границы

Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России — на западе, с Польшей. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян. Киевская традиция рисует ее мудрой и твердой правительницей, «мудрейше всех человек». В лестных пассажах летописца заключалась, по-видимому, большая доля истины, хотя самой Ольге не чужды были и жестокость, и коварство. Княгиня положила начало каменному строительству. Первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги. (Дворец, точнее его фундамент и остатки стен были найдены и раскопаны в 1971–1972 гг.) Началось строительство храмов - храм

Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенный вскоре по возвращении Ольги из Царьграда, и освященный 11 мая 960 года. Этот день отмечался впоследствии в Русской Церкви как особый церковный праздник. С целью налаживания торговых и дипломатических отношений киевская княгиня неоднократно посещала Византию. Ольга одна из первых осознала необходимость сближения с Византией как потребность государственную. Но, обращая свой взор на империю, она надеялась найти здесь, в отличие от своих предшественников, не богатые военные трофеи, а религию, культуру и политические выгоды, способствующие упрочению Древнерусской державы. В 957 г. она возглавила пышное посольство в Византию и была принята императором Константином Багрянородным. Переговоры подтвердили существование военного союза между двумя странами. По-видимому, во время этой поездки Ольга крестилась. Киевская княгиня первой из верховных русских правителей приняла обряд крещения в православную веру. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт (933–956), а восприемником был сам император Константин Багрянородный (912–959). Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной Елены матери святого Константина, обретшей Честное Древо Креста Господня в назидательном слове, сказанном по совершении обряда. Патриарх сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Он наставил ее в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне. «Она же, — говорит преподобный Нестор Летописец — склонила голову и стояла, словно губа напаяемая, внимая учению, и, поклонившись Патриарху, промолвила:


«Молитвами твоими, Владыко, да сохранена буду от сетей вражеских».

Символично, что в крещении Ольга приняла имя Елена, в честь матери Константина Великого. В христианской традиции Елена выступила покровительницей и заступницей веры. В Византии, вероятно, надеялись с помощью Ольги распространить христианство в восточной Европе. Но пока крещение осталось как бы личным выбором княгини. Тем не менее он примечателен. Во-первых, тем, что на Руси предпочитали принимать христианство по византийскому образцу – сказывались более прочные связи и сильное влияние империи. Во-вторых, христианство получает распространение среди знати, проникает в княжеское семейство. В средневековье пример лица авторитетного, облеченного властью, всегда был важен и поучителен. Пример был необходимым элементом модели поведения – на него ориентировались, его повторяли. Пример был необходимым элементом модели поведения – на него ориентировались, его повторяли. Не случайно летописец нашел образное сравнение для оценки поступка княгини: она была «как бы зарей перед восходом солнца». Но среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей которые, «возненавидели Премудрость», как и святую княгиню Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подраставшего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство и даже гневавшегося на нее за это. Коварство Византии, не пожелавшей дать Руси христианство, было на руку язычникам.

В поисках решения святая Ольга обращает взоры на запад. Святая Ольга принадлежала еще к неразделенной Церкви и вряд ли имела возможность вникать в богословские тонкости греческого и латинского вероучения.

Противостояние Запада и Востока представлялось ей прежде всего политическим соперничеством, второстепенным по сравнению с насущной задачей — созданием Русской Церкви, христианским просвещением Руси.

Оказалось, что за прошедшие два года, как и предвидела Ольга, в Киеве совершился окончательный переворот в пользу сторонников язычества и, не став ни православной, ни католической, Русь вообще раздумала принимать христианство. Языческая реакция проявилась настолько сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся с Ольгой в Царьграде. По приказу Святослава, был убит племянник святой Ольги Глеб и разрушены некоторые достроенные ею храмы. Разумеется, здесь не обошлось без византийской тайной дипломатии: настроенные против Ольги и встревоженные возможностью усиления Руси за счет союза с Оттоном, греки предпочли поддержать язычников. Дни ее были сочтены, труды и скорби подорвали ее силы. 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди».