Файл: Вопрос Методы эмпирического (практического) исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 7. Методы эмпирического (практического) исследования.
При изучении коллектива руководители ДОУ должны использовать различные методы педагогического исследования как эмпирическогохарактера (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение документации, передового опыта педагогов и пр.), так и теоретического(анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, конкретизация теоретических знаний).
Эмпирические методы.
Наблюдение — метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании (в нашем случае, педагогического коллектива). Заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью.
Беседа— самостоятельный вид или дополнительный метод исследования в виде диалога, направленного на обсуждение или выяснение какого-либо вопроса, обмена мнениями. Проводится в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Анкетирование— метод получения информации с помощью анкеты, адресованной обследуемому лицу.
Тестирование— метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Педагогический опыт— отрефлексированная деятельность педагога.
Передовой педагогический опыт— педагогический опыт, стоящий выше других по уровню достигнутого.
Самоанализ педагогической деятельности— изучение педагогом состояния, результатов собственной педагогической деятельности, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования образовательного процесса.
Вопрос 6. Основные методы теоретического исследования в ДОУ.
Анализ— логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных качеств и свойств.
Анализ (как метод управления)— способ изучения объекта и субъекта управления, характера их взаимодействия в управленческом процессе. Посредством анализа раскрываются признаки, свойства, отношения каждого из них в отдельности, определяются предметное содержание, механизмы взаимной связи, условия достижения цели управления.
Анализ педагогической информации— функция управления, направленная на улучшение фактического состояния, обоснованности применения способов, средств воздействий для достижения целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих параметров по переводу системы в новое качественное состояние.
Анализ педагогического опыта— способ исследования педагогических объектов, позволяющий вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению с целью их усвоения и закономерных связей между ними.
Синтез— мыслительная операция, состоящая в мысленном соединении различных частей или сторон объекта в целое; в переходе на стратегию анализа информации от части к целому.
Абстрагирование— мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Моделирование— метод исследования объектов познания на их моделях. Позволяет воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых систем и процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.
Конкретизация— один из приемов познания. В отличие от абстракции конкретизация предполагает получение полного знания о конкретном предмете.