Файл: Вопрос Методы эмпирического (практического) исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 7. Методы эмпирического (практического) исследования.

При изучении коллектива руководители ДОУ должны использовать различные методы педагогического исследования как эмпирическо­гохарактера (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изу­чение документации, передового опыта педагогов и пр.), так и теоре­тического(анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, конкре­тизация теоретических знаний).

 Эмпирические методы.

Наблюдение — метод сбора первичных эмпирических данных в кон­кретном исследовании (в нашем случае, педагогического коллектива). Заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и про­верке. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью.

Беседа— самостоятельный вид или дополнительный метод ис­следования в виде диалога, направленного на обсуждение или выяс­нение какого-либо вопроса, обмена мнениями. Проводится в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Анкетирование— метод получения информации с помощью анкеты, адресованной обследуемому лицу.

Тестирование— метод психологической диагностики, использу­ющий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Педагогический опыт— отрефлексированная деятельность педагога.

Передовой педагогический опыт— педагогический опыт, стоящий выше других по уровню достигнутого.

Самоанализ педагогической деятельности— изучение педагогом состояния, результатов собственной педагогической деятельности, установление причинно-следственных взаимосвязей между элемен­тами педагогических явлений, определение путей дальнейшего со­вершенствования образовательного процесса.

Вопрос 6. Основные методы теоретического исследования в ДОУ.

Анализ— логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, эле­менты или признаки, их сопоставление и последовательное изуче­ние с целью выявления существенных качеств и свойств.


Анализ (как метод управления)— способ изучения объекта и субъекта управления, характера их взаимодействия в управленчес­ком процессе. Посредством анализа раскрываются признаки, свой­ства, отношения каждого из них в отдельности, определяются пред­метное содержание, механизмы взаимной связи, условия достижения цели управления.

Анализ педагогической информации— функция управления, на­правленная на улучшение фактического состояния, обоснованности применения способов, средств воздействий для достижения целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выра­ботку регулирующих параметров по переводу системы в новое ка­чественное состояние.

Анализ педагогического опыта— способ исследования педагоги­ческих объектов, позволяющий вычленять отдельные части из цело­го и подвергать их самостоятельному изучению с целью их усвое­ния и закономерных связей между ними.

Синтез— мыслительная операция, состоящая в мысленном со­единении различных частей или сторон объекта в целое; в переходе на стратегию анализа информации от части к целому.

Абстрагирование— мыслительная операция, основанная на от­влечении от несущественных признаков предметов, явлений и выде­лении в них основного, главного.

Моделирование— метод исследования объектов познания на их моделях. Позволяет воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых систем и процессов, адекватно оцени­вать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффектив­но управлять этим развитием.

Конкретизация— один из приемов познания. В отличие от абст­ракции конкретизация предполагает получение полного знания о конкретном предмете.