Файл: Занятие 1 Задания по теме Сущность понятия физическая культура. Роль физической культуры и спорта в развитии и воспитании детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 1

Задания по теме  1. 1. Сущность понятия «физическая культура». Роль физической культуры и спорта в развитии и воспитании детей

Цель занятия: закрепление знаний о сущности понятия «физическая культура» и роли физической культуры и спорта в развитии и воспитании детей.

 

Задание 1. Проведите сравнительный анализ определений понятий «физическая культура» и «спорт» Выделите сходные и отличительные признаки данных понятий.

п/п

Понятия

Сходные признаки

Отличительные признаки

 

Физическая культура

  это вид активности, который позволяет восстанавливать, укреплять организм, улучшать состояние здоровья, формировать особенное отношение к человеческому организму с ориентацией на источник силы.

направлена не только на физическую деятельность, но и на интеллектуальные процессы с соблюдением основных принципов правильного образа жизни.

 это занятия, которые направлены на укрепление здоровья и гармоничного развития тела.

 

Спорт

 Спорт представляет собой особенную активность , которая сопоставляет интеллектуальные и физические способности, а также накопленный опыт.

 это соревновательная деятельность с целью достижения высоких результатов.

направлен не только на развитие физических навыков, но и на достижение победы в борьбе с соперниками. Спортивные занятия должны быть целенаправленными, так как только в этом случае можно достигнуть наилучших результатов в минимальные сроки

 

Изобразите взаимосвязь понятий «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое развитие», «физические качества», «спорт» с помощью графической схемы.


 



Задание по теме 1.2. Место физической культуры и спорта в системе дополнительного образования

Цель: формирование умений определять сущность и особенности физической культуры и спорта в системе дополнительного образования.

Задание 2. Составьте требования к педагогу дополнительного образования, отражающие аспекты его деятельности в области физической культуры и спорта.

  • Найдите и сделайте тезисные выписки из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

  • Каким образом данный документ регламентирует роль физической культуры и спорта в системе дополнительного образования?

·       Смоделируйте не менее 4 педагогических ситуаций, иллюстрирующих деятельность педагога дополнительного образования по реализации задач физической культуры и спорта. Представьте контекст ситуаций.

 1. Способности и склонности к педагогической деятельности (потребность в передаче опыта, толерантность, коммуникабельность, способность к творческой самореализации и самосовершенствованию и т.п.).

2. Уровень мышления (гибкость, концептуальность, способности к рефлексии, неординарность, гуманитарность и т.п.).

3. Профессионально-значимые качества личности (чёткая гражданская позиция, патриотизм, уважение к профессии, стремление к профессиональному росту т.д.).

4. Образ жизни и отношение к собственной телесной культуре (умение предстать перед своим учеником в качестве «персонифицированного» образа физической культуры, результата культурного отношения к собственной телесности).

5. Наличие общекультурных представлений, знаний и умений о мире, истории общества, цивилизации, культуре, в области искусства, владение иностранными языками и т.п.

6. Наличие естественнонаучных представлений, знаний и умений (о человеке, его развитии и поведении, законах развития общества, способах, методах и средствах их исследования и т.д.).


7. Наличие психолого-педагогических представлений, знаний и умений (основ педагогики, психологии, акмеологии, обеспечивающих паритетные соотношения между гуманитарной общекультурной и физкультурно-спортивной функциями своей профессии: владение приёмами, методами, средствами гармоничного взаимодействия с обучающимися).

8. Наличие специальных представлений, знаний, умений, связанных с избранной областью профессиональной деятельности (история становления, проблемы и тенденции развития физической культуры, общества и личности; избранный вид физкультурно-спортивной деятельности, владение способами передачи ценностей физической культуры и спорта и т.п.).

 

По мнению Виленского М.Я. и Сафина Р.С. выпускники факультета физической культуры должны владеть следующими специальными практическими умениями:

• умения по отдаче команд, распоряжений, управлению строем;

• умения объяснять, организовывать и проводить комплексы упражнений.

• умения планировать, организовывать и проводить подвижные игры;

• умения по организации и проведению судейства спортивных соревнований;

• умения организовать и проводить туристские походы и туристскую работу с учащимися;

• умения по обучению отдельным физическим упражнениям и анализу урока в целом.

 

Для оценки уровня комплексного развития профессионально-педагогических знаний, умений и навыков можно руководствоваться следующими критериями:

1. Уровень интуитивный (минимальный). Студент может рассказать то, что знает сам и так, как знает сам; умеет показать выполнение упражнений.

2. Уровень репродуктивный (низкий). Студент умеет сообщать и показывать то, что знает и умеет сам, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых. Но не умеет продуктивно решать педагогические задачи, встающие перед ним; предпочитает работать по подсказке, прочно установившимся шаблонам и выверенным стереотипам.

3. Уровень репродуктивно-творческий (средний). Студент умеет не только передавать свои знания и умения, приспосабливая их к особенностям обучаемых, но и конструировать систему знаний, умений и навыков по отдельным вопросам физического воспитания, чтобы сформировать у учащихся нужные умения и навыки, возбудить интерес к занятиям. Удовлетворительно справляется с решением типовых педагогических задач. В сложных и неожиданных ситуациях ориентируется с трудом. Располагает достаточно сформированной системой научно-педагогических знаний, умений, навыков, позволяющих в основном успешно выполнять воспитательные функции. Однако в непрерывно меняющихся педагогических ситуациях оригинальных способов решения педагогических задач не ищет. Недостаточно развита способность к прогнозированию.


4. Уровень творческой деятельности (высокий). Студент имеет ярко выраженную профессиональную направленность, у него хорошо развиты как теоретико-аналитические и прогностические, так и конструктивные и организаторские умения. Способы решения им педагогических задач обычно оригинальны. Характерен поиск новых методик, средств, приёмов.

Основным условием успешного решения стоящих перед студентом педагогических задач является достижение им уровня творческой деятельности и поведения. Конечно, подобный «уровневый» подход в определённой степени относителен.

Указанные признаки жёстко не разграничены, не исключают друг друга, однако могут служить ориентиром для выявления готовности вести педагогическую деятельность средствами физической культуры и спорта.

Конечным и закономерным результатом учебно-воспитательного процесса в высшей школе является профессиональная готовность её выпускников к профессиональной деятельности. Эта готовность представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных компонентов, которые характеризуют в первую очередь мотивационно-ценностный (личностный) и исполнительский (процессуальный) аспекты деятельности. К таким компонентам относятся:

Психологическая готовность. Она раскрывает мотивационно-ценностное отношение специалиста к труду, которое является основой избирательной направленности на ценности профессиональной деятельности.

Процесс формирования мотивационно-ценностного отношения связан с преобразованием общественно-значимых целей профессиональной деятельности в личностно-значимые и с их непосредственной реализацией в этой деятельности. Став личностно-значимым, эти цели выступают как внутренние регуляторы общественного и профессионального поведения специалиста.

Психологическая готовность определяется сформированностью у специалиста определённого способа педагогического действия и постоянной направленностью сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода установки на понимание педагогической задачи, модели вероятностного поведения, знание специальных способов деятельности, оценку своих возможностей, предстоящих трудностей и понимание необходимости достижения определённого результата.

В конечном итоге психологическая готовность определяет сформированную направленность на педагогическую деятельность, установку на деятельность по выбранной специальности.

Научно-теоретическая готовность характеризуется определённым объёмом общественно-политических, психолого-педагогических и специальных знаний, необходимых для профессиональной деятельности. Процесс подготовки специалиста ориентирован одновременно на всестороннее развитие его культуры, на получение соответствующих знаний, формирование убеждений, умений, творческих способностей, норм поведения и социальных чувств, которые реализуются в дальнейшем в формах его социальной деятельности и поведении.


Результатом профессионально-педагогической подготовки студента должна быть сформированность у него научно-педагогического мышления, основу которого составляет философская культура мышления. Такое мышление выступает опосредующим звеном между сложившейся у специалиста научной картиной педагогической действительности и его профессиональным мировоззрением.

Практическая готовность характеризуется сформированностью на требуемом уровне профессиональных умений и навыков, которые составляют систему средств, обеспечивающих решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Эти задачи могут быть сведены к трём типам:

1) задачи выявления исходного состояния формируемых качеств, двигательных умений и навыков;

2) задачи предвосхищения (прогнозирования) изменений в формируемых качествах, умениях и навыках;

3) задачи перевода (преобразования) формируемых качеств, умений и навыков на новый, более высокий уровень развития. Готовность к компетентному решению этих задач предполагает профессиональное владение специфическими «орудиями труда» – разнообразными видами организации деятельности обучаемых.

Исполнительский (процессуальный) компонент готовности означает умение учителя определять и рационально применять наиболее эффективные методы, приводящие к решению поставленных задач в конкретных педагогических ситуациях.

Совершенствование практической готовности студентов к физическому воспитанию различных слоёв населения обеспечивается непрерывным овладением ими педагогическими умениями и навыками, их постоянным участием в общественной педагогической деятельности по физическому воспитанию на протяжении всего периода обучения.

Психофизиологическая готовность раскрывает наличие соответствующих предпосылок для овладения педагогической деятельностью, сформированность профессионально-значимых качеств:

– организаторских (деловитость, ответственность, распорядительность, требовательность, инициативность, работоспособность, умение организовать себя);

– коммуникативных (общительность, справедливость, приветливость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);

– перцептивно-гностических (наблюдательность, понимание других людей, особенно детей и пожилых, умение проектировать развитие личности, коллектива; творческое отношение к делу);

– экспрессивных (эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, энтузиазм, оптимизм, чувство юмора, выдержка, умение убеждать и др.).