Файл: План Введение Понятие диалектики. Исторические формы диалектики Основные принципы и законы диалектики Альтернативы диалектики Заключение Литература Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Границы, в которых изменение количества происходит без изменения качества, называется мерой. А точка, в которой происходит изменение качества и переход его в новое качественное состояние, - это узловые точки меры.

Сущность закона состоит в том, что при накоплении количества и достижении узловой точки меры происходит переход одного качественного состояния в другое. Возникшее новое качество открывает новые возможности для количественного роста.

Этот процесс перехода осуществляется посредством диалектического скачка. Форма или тип скачка зависит от особенностей развивающегося предмета.

Закон отрицания отрицания показывает направление тенденции развития. Диалектическое отрицание – это такой вид отрицания, который указывает на связь, преемственность между предшествующими и последующими ступенями развития. Диалектическое отрицание характеризуется такой чертой как объективность. Субъективного отрицания не бывает, существуют субъективное мнение, субъективная оценка. Отрицание по своей оценке объективно. Вторая его характеристика – всеобщность. Все в мире происходит через отрицание одних элементов, сторон, свойств развивающегося предмета и возникновение новых сторон, свойств. И, наконец, третьей характеристикой диалектического отрицания является его специфичность. То есть отрицание всегда осуществляется специфическим способом, определяемым как внутренней природой развивающегося предмета, так и условиями, в которых осуществляется процесс развития.

Схематическим выражением данного закона является спираль, раскрывающая и преемственность, цикличность, повторение каких-либо ступеней развития, и поступательность в развитии.
3.Альтернативы диалектики
Диалектический метод по своей сущности альтернативен метафизическому и эклектическому. Диалектика как способ мышления и миропонимания также противопоставляется софистике.

Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия. Метафизический способ мышления "за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса".


Представления о метафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить две концепции развития - диалектическую в метафизическую. Метафизическая рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга. Далее, метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь. Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п.

Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.

Экстремизм в любом деле также метафизичен, как реакционная позиция. Метафизик впадает в крайности, хочет найти единственное средство для социальных преобразований.

Диалектике чужда односторонность метафизики, она не совместима ни с догматизмом, ни с релятивизмом, которые произрастают на почве метафизического отрыва абсолютного и относительного друг от друга, она отвергает шараханье из одной крайности в другую, претензию судить обо всем только "со своей колокольни". Диалектика стремится к всестороннему изучению вещей и отрицает эклектическое, произвольное выхватывание то одного, то другого в вещи.

Эклектика (греч. еklego - выбираю) - метод мышления, соединяющий в одном построений, одном отношении взаимоисключающие принципы. Эклектик непоследователен, его взгляды противоречивы. Французский философ Виктор Кузен утверждал, что философская система может быть создана из истин, содержащихся в самых различных учениях. Эклектический способ мышления не требует четкого обоснования для соединения в представлении о предмете мысли разностороннего содержания. На определенном этапе познания реальных объектов это не лишено смысла, позволяет собрать и держать в поле зрения информацию, которая «имеет отношения к делу». В научном познании также нередки ситуации, когда отсутствует теория исследуемого объекта, а имеющиеся о нем знания соединяются в общий блок только на том основании, что они описывают данный объект. Однако в целом такой метод мышления является малопродуктивным, поскольку нивелирует эвристическую ценность и объяснительные возможности конкурирующих подходов и представлений концептуальных схем, тормозя тем самым процесс исследования.


Софистика – это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Наиболее распространенный софистический прием – подмена предмета рассуждения, основанная не на игре слов, а на временами трудноуловимой подмене рассуждений об отношениях между объектами в посылках рассуждениями о самих объектах в выводах, неправомерном переходе от одного уровня реальности к другому в контексте одного и того же рассуждения.

Заключение
Особенности диалектики как миропонимания и способа мышления были и остаются предметом пристального философского внимания, так как во-первых существовали и существуют ее альтернативы, по отношению к которым надо доказать ее преимущества; во-вторых надо системно представить ее собственное содержание. Усилия в этом направлении классической немецкой философии в настоящее время приняли форму работы по созданию теории диалектики, как общей теории развития, логики и теории познания. Хотя и на сегодняшний день она остается незавершенной.

В современном сложном и противоречивом мире возрастает роль диалектики как метода и диалектической логики как науки об этом методе, его нормах мышления. Надо учиться предвидеть печальные последствия хороших начинаний, надо бояться односторонности, очернительства и "розовых очков", следует овладевать умением вести дискуссии через разрешение противоречий, находить пути объединения различных сил при достижении добрых, чистых целей или разрешении проблем. Без учета ядра диалектики невозможно правильное решение проблем самостоятельности республик и существования федерации, простора для рыночных отношений и плановости, существования различных видов собственности, свободы и ответственности и т.д. Диалектика и творчество неотделимы. Быть диалектиком - значит избегать предвзятости и субъективизма, утопий и отсталости.

Литература:
1. Волчек, Е.З. Философия: учеб. пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. — Мн.: ООО «Современная школа», 2005. - 544 с.

2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.И., Социология: Курс лекций: Учебное пособие., Ростов-н/Д: Феникс, 2000 - 512 с.

3. Калмыков В.Н. Основы философии: Учеб. пособие/ В.Н. Калмыков. – Мн.: Выш. шк., 2003. - 541 с.

4. Канке В.А. Философия. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 352 с.


5. Тихонравов Ю.В. Философия. — М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998. — 304 с.