Файл: Министерство сельского хозяйства рф федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (topt). Повышение этого уровня до t1 ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что в конечном счете уменьшает доходы и поступления в бюджет (Т1max).

С помощью налогов снижается неравенство распределения доходов в обществе. Для определения меры неравенства распределения доходов в обществе используется кривая Лоренца. (рис. 51).
% доходов

C

50 Линия абсолютного равенства



40 Е

30 Кривая Лоренца после уплаты налогов

Г

20 Кривая Лоренца до уплаты налогов

В

10
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   26


A D

0 10 20 30 40 50 % населения

Рисунок 51. Кривая Лоренца
Линия абсолютного равенства, проходящая под углом 450, характеризует, что на всех получателей дохода приходятся равные его доли, т.е. 10 % населения получают 10 % дохода, 20 % населения получают 20 % дохода и т.д.

Степень отклонения кривой Лоренца от прямой линии, отражающей абсолютное равенство, указывает на степень неравенства распределения доходов в обществе. Степень неравенства определяется коэффициентом Джини, который определяется отношением площади заштрихованного треугольника OABГЕC к площади треугольника OCD. Чем больше значение коэффициента Джини, тем сильнее неравенство, тем больше поляризация общества по уровню доходов. Коэффициент Джини в России 0,409, в развитых странах 0,235.
11.4. Бюджетный дефицит и государственный долг

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают.

Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек – профицит.

Превышение расходов над доходами образует бюджетный недостаток – дефицит.

Бюджетам большинства стран мира свойственен бюджетный дефицит.

Причины возникновения бюджетного дефицита:

- невозможность мобилизовать необходимые государству доходы в результате спада или падения темпов роста производства, низкой производительности труда, снижения эффективности производства;

- рост доходов государства без учета финансовых возможностей, недостаточная их эффективность, высокий уровень непроизводительных расходов (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.);

- инфляция, нарушение денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая, инвестиционная и кредитная политика;

- целенаправленно проводимая государством стимулирующая фискальная политика.

Зависимость состояния бюджета от величины ВНП представлена на рис.52.

T,G (Правительственные расходы, налоги)

Бюджетный дефицит Сбалансированный бюджет T




е G

Бюджетный излишек

Qe GNP (Валовой национальный продукт - доход)

Рисунок 52. ВНП, бюджетный дефицит и бюджетный излишек

При данных правительственных расходах и действующей системе прогрессивного налогообложения бюджет сбалансирован при ВНП, соответствующем Qe. При любом значении ВНП, меньшем Qe, возникает бюджетный дефицит; при любом значении ВНП, большем Qe, образуется профицит.
Виды бюджетного дефицита

Чтобы выделить воздействие на бюджетный остаток (сальдо) целенаправленных мероприятий правительства, используют «бюджет полной занятости» - состояние бюджета в условиях функционирования экономики при естественном уровне безработицы.

Дефицит бюджета полной занятости (структурный дефицит) характеризует разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения, государственных затрат и естественном уровне безработицы.

Дефицит бюджета полной занятости элиминирует (исключает) влияние экономического цикла на величину бюджетного дефицита. Увеличение структурного дефицита свидетельствует о проведении правительством стимулирующей фискальной политики (увеличение расходов и сокращение налогов). Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей фискальной политики (увеличение налогов и сокращение расходов).

Циклический дефицит – это разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом бюджета. Циклический дефицит вызывается спадом производства, превышением фактической безработицы ее естественного уровня (рис. 53).
T, G (Правительственные расходы, налоги)



с а T

G

d b

e

Q1 QP GNP (Валовой национальный продукт - доход)

Рисунок 53. Фактический, структурный и циклический бюджетный дефицит
Если в условиях полной занятости ВНП равен QP, то при существующей системе налогообложения и данном уровне правительственных расходов структурный дефицит бюджета равен
ab. При уровне производства Q1, той же системе налогообложения и таких же правительственных расходах фактический бюджетный дефицит будет равен се, в том числе: cd – структурный дефицит, de– циклический дефицит, результат падения объемов производства (Q1 меньше QP).
Методы финансирования бюджетного дефицита

Государственные расходы, не имеющие под собой доходной базы, могут финансироваться за счет:

- эмиссии денег;

- займов в центральном банке;

- займов в частном секторе.

Первые два способа финансирования бюджетного дефицита носят инфляционный характер, т.е. ведут к росту цен, третий способ – безинфляционный, однако он порождает «эффект вытеснения»: увеличивая займы в частном секторе, правительство содействует повышению процентных ставок и последующему снижению частных инвестиций. Правительственные расходы, носящие, как правило, непроизводительный характер, «вытесняют» частные инвестиции в производство, что в последующем ведет к снижению темпов экономического роста.

Государственный долг

Государственный долг – это сумма денежных средств, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит бюджета. Государственный долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков.

Государственные займы существенно отличаются от частных. Последние используются, как правило, в производительных целях, поэтому выплата процентов по ним производятся за счет прироста дохода. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, не связан в преобладающей части с производственной деятельностью. Государство погашает свою задолженность и выплачивает проценты по обязательствам за счет налогов.

С учетом сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.(табл. 12)
Таблица 12. Внутренний и внешний долг.

Последствия накопления государственного долга.

Внутренний долг

Внешний долг

Образуется обычно за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ) резидентами данной страны. Основными держателями ГЦБ (кредиторами государства) являются центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, фирмы, население.

Это задолженность государства иностранным компаниям, банкам, государственным учреждениям, а также международным структурам и организациям (МБРР – Международный банк развития и реконструкции, МВФ – Международный валютный фонд и др.) Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей.

Последствия накопления государственного долга

В результате накопления внутреннего долга:

- перераспределение доходов населения; все граждане страны как налогоплательщики оплачивают проценты по государственному долгу, хотя эти проценты служат доходом лишь кредиторов государства;

- долговое бремя перекладывается на будущие поколения; если рост государственного долга не сопровождается экономическим ростом, необходимость его погашения приведет к сокращению объема потребления будущих налогоплательщиков;

- выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами государственного бюджета, увеличивающими бюджетный дефицит и вынуждающими государство прибегать к новым займам для выплаты процентов по старым долгам, и т.д.;

В результате накопления внешнего долга:

- страна вынуждена сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, чтобы рассчитаться с внешним долгом, поскольку внешний долг – это долг в иностранной валюте; выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни населения;

- если займы за границей делаются для преходящих потребительских целей, то происходит (как и в случае с внутренним долгом) перекладывание долгового бремени на потомков, так как погашение этого долга вместе с процентами будет представлять собой вычет из того, что произведут будущие поколения;