Файл: Министерство сельского хозяйства рф федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


12.2. Торговый и платежный баланс. Протекционизм

Торговый баланс положителен, если нация вывозит больше товаров и услуг, чем ввозит из-за рубежа. Если импорт больше экспорта, торговый баланс отрицателен. В первом случае торговый баланс имеет активные сальдо, во втором случае он имеет дефицит.

Платежный баланс. Помимо торгового баланса включает в себя:

- иностранные займы;

- проценты по ним;

- доходы от инвестиций;

- трансфертные платежи;

- обмен финансовыми активами.

Сделки по каждой из этих статей представляют собой платежи, поступающие либо в страну, либо из нее. В зависимости от этого платежи заносят либо в графу «доходы», либо в графу «расходы» (соответственно кредит и дебет).
Таблица 16. Платежный баланс


Доходы

Расходы

Экспорт товаров

Импорт товаров

Экспорт услуг

Импорт услуг

Доходы от инвестиций за рубежом

Доходы от иностранных инвестиций в стране

Трансфертные платежи от иностранцев в страну

Трансфертные платежи иностранцев из страны

Приобретение иностранцами активов данной страны

Приобретение гражданами страны иностранных активов (акций, облигаций, валюты)


Обобщающим показателем платежного баланса является его сальдо – это разница между импортными и экспортными статьями.

Превышение импорта из других стран над собственным экспортом дает отрицательное сальдо платежного баланса и может привести к неприятным экономическим последствиям, например, к внешнеторговому дефициту. Для оплаты последнего страна вынуждена делать долги. А для погашения долгов чаще всего приходится уменьшать внутреннее потребление.

Для обозначения разницы между совокупным импортом страны за год используют также понятие чистый экспорт. Превышение экспорта над импортом или положительный чистый экспорт приводит к росту совокупных расходов и тем самым к росту национального продукта и наоборот.

Протекционизм.

Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая торговля может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня натурального благосостояния.


Если на пути свободной торговли появляются экономические или неэкономические барьеры, то в силу вступает новый принцип международной торговли – протекционизм.

Протекционизм – это политика, направленная на защиту национальной экономики путем ограничения (прямого или косвенного) ввоза иностранных товаров.

К экономическим барьерам относятся:

1) таможенные пошлины, предназначенные для защиты местных производителей от иностранной конкуренции;

2) импортные квоты, устанавливающие максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну за какой-то промежуток времени;

3) экспортные ограничения (аналогично импортным квотам), когда фирмы ограничивают свой экспорт в отдельные страны.

К неэкономическим относятся:

1) бюрократические запреты в таможенных процедурах;

2) система лицензирования, с помощью которой ограничивается импорт товаров.
12.3. Открытая экономика. Модель Манделла-Флеминга. Формирование открытой экономики в России

Открытая экономика – это экономика, означающая:

а) что страны экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг;

б) что страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках.

Если в закрытой экономике все произведенные товары и услуги продаются внутри данной страны и все расходы делятся на три составные части: 1) потребление С, 2) инвестиции I, 3) гос. расходы G, то в открытой экономике значительная часть выпущенной продукции экспортируется за границу.

В открытой экономике расходы на произведенную продукцию можно разложить на четыре составляющие:
Y = Cd + Id + Gd + EX. (33)
где, Y – расходы на производство продукции;

Cd - потребление отечественных товаров и услуг;

Id - инвестиционные расходы на отечественные товары и услуги;

Gd - гос.закупки отечественных товаров и услуг;

EX - экспорт товаров и услуг, произведенных внутри страны.
Сумма первых трех слагаемых представляет собой величину внутренних расходов на отечественные товары и услуги. Четвертое слагаемое EX выражает величину расходов иностранцев на товары, услуги, произведенные внутри данной страны.

Различают малую открытую экономику и большую открытую экономику.


Малая открытая экономика – это экономика небольшой страны. Модель малой экономики включает счет движения капитала и счет текущих операций. Она представлена на мировом рынке небольшой долей и практически не оказывает влияния на мировую ставку процента, принимая последнюю как данную, поскольку ее сбережения и инвестиции – лишь незначительная часть мировых сбережений и инвестиций.

Большая открытая экономика – это экономика большой страны (США, Япония, Китай, Германия и др.), оказывающая существенное влияние на международную торговлю, так и на мировые финансовые рынки. Большие страны обладают значительной долей мировых сбережений и инвестиций, поэтому они оказывают воздействие на мировую ставку процента.

Модель Манделла-Флеминга – модель малой открытой экономики, используется с целью оценки результатов проведения различных видов экономической политики при фиксированных и плавающих курсах.

Анализ модели Манделла-Флеминга приводит к выводу о том, что результаты любой экономической политики государства в малой открытой экономике обусловлены фиксированным или плавающим обменными курсами. Так, при плавающем обменном курсе на доход оказывает воздействие только кредитно-денежная политика, в то же время воздействие стимулирующей бюджетно-налоговой политики практически сводится к нулю вследствие повышения курса валюты. При фиксированном курсе на доход воздействует только бюджетно-налоговая политика, в то время как денежно-кредитная политика не оказывает влияния на доход, ибо изменение предложения денег преследует цель – обеспечить обменный курс на заданном уровне.

Формирование открытой экономики в России.

Экономика России располагает необходимым потенциалом для создания большой открытой экономики. Например, оценочная стоимость разведанных запасов полезных ископаемых составляет в России 30 трлн.долл., в США – 10, в Китае – 5, в Западной Европе в целом не более 2,5 трлн.долл.

В качестве основных предпосылок формирования большой открытой экономики в России можно назвать следующее:

1) более энергичное участие России в международном разделении труда;

2) повышение роли международных экономических связей в качестве интенсивного фактора экономического развития страны и структурных преобразований
;

3) переход от традиционного обмена товарами и услугами к более высоким формам международного сотрудничества: к взаимопроникновению капитала, к научно-технической кооперации, к производственной интеграции и др.

4) формирование и развитие конкурентной среды в экономике.

Однако создание большой открытой экономики не исключает многочисленных потерь и негативных социально-экономических последствий, к которым можно отнести следующее:

а) упадок национального производственного потенциала в результате ликвидации некоторых отраслей и предприятий;

б) сохранение структуры экономики, в которой преимущественное значение будет иметь добывающая промышленность;

в) экспорт в основном сырья, а импорт конечного продукта;

г) утрату сбыта машин, оборудования, транспортных средств и военной техники;

д) потерю значительной доли внутрироссийского рынка сбыта и др.

Формирование большой открытой экономики в России выдвигает проблему соотношения между уровнем открытости экономики и обеспечением защиты национальных интересов, которые должны иметь приоритетный характер.

Открытость экономики не означает, что Россия должна полностью отказаться от протекционизма во внешней торговле. Напротив, необходимо применять как выборочный протекционизм, так и административные меры регулирования внешнеэкономических связей.

Открытая экономика – понятие условное, в мире нет ни одной страны, которая имела бы абсолютную открытую экономику.

Существуют и другие факторы, влияющие на экономическую безопасность России. Одной из наиболее актуальных является проблема вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакт соглашений), нормами и правилами которого регулируется подавляющая часть мировой торговли товарами, ресурсами и услугами.

Стремление ускорить вступление России в ВТО может обернутся для нашей страны отрицательными последствиями. Представляется, что протекционизм в экономической политике России относительно перспективных отраслей с точки зрения создания новой экономической модели, позволяющей успешнее входить в мировую экономику, может быть предпочтительнее.

Возможные последствия вступления России в ВТО.

Отрицательные последствия:

  1. Усиление иностранной конкуренции создаст проблемы в отраслях машиностроения, пищевой, легкой промышленности, с/х, авиастроении, производстве потребительских товаров длительного пользования, сфере услуг.

  2. Возможное падение конкурентоспособности российских предприятий на внутреннем рынке, ведущее к спаду промышленного производства и усилению сырьевой специализации отечественной индустрии.

  3. Угроза ограничения свободы проведения самостоятельной внешнеэкономической политики.

  4. Сокращение субсидирования товаропроизводителей отрицательно отразится на промышленности и АПК.

  5. Механизм разрешения споров в ВТО не гарантирует от принятия в отношении РФ ограничительных процедур.

  6. Снижение таможенных тарифов и расширение возможностей выхода на российский рынок иностранной готовой продукции может ослабить стимулы для иностранных инвестиций.

  7. Сближение внутренних цен на энергоносители с мировыми приведет к росту затрат в энергоёмких отраслях, снизив конкурентоспособность отечественной промышленной продукции.

  8. Сокращение доходов госбюджета из-за снижения импортных пошлин.


Положительные последствия:

  1. Россия сможет эффективнее отстаивать приемлемые для себя позиции на мировом рынке.

  2. Фактор стабилизации законодательства, что будет способствовать развитию внешней торговли и конкурентной среды.

  3. Возможность использовать механизм разрешения торговых споров, принятый в ВТО.

  4. Российские экспортеры быстро освоят правила рыночного поведения, способствуя развитию цивилизованных форм участия во внешнеэкономической деятельности, что уменьшит утечку капитала и позволит государству лучше реагировать на запросы отечественных производителей и потребителей.

  5. Предприятия станут активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности, способствуя перестройке экономики.

  6. Увеличение экспортных доходов и уменьшение потерь из-за снижения таможенных пошлин и сокращения антидемпинговых процедур.

  7. Внедрение иностранных банков в банковскую сферу РФ может способствовать мобилизации средств потенциальных вкладчиков.

  8. Открытость экономики способствует развитию международных отношений РФ с мировым сообществом.

Вступать в ВТО необходимо, но на приемлемых для России условиях.
12.4. Валютный рынок. Валютный курс и его составляющие

Валюта (буквально: цена, стоимость) – это денежная единица страны (например: рубль, доллар, фунт стерлингов). В узком смысле – это денежные знаки иностранных государств.

Каждый национальный рынок имеет собственную национальную валютную систему, в ее состав входят следующие элементы:

    1. национальная валютная единица;

    2. режим валютного курса;

    3. условия обратимости валюты;

    4. система валютного рынка и рынка золота;

    5. порядок международных расчетов страны;

    6. состав и система управления золотовалютными резервами страны;

    7. статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны.

В мировую валютную систему включаются:

- основные международные платежные средства (национальные валюты, золото, международные валютные единицы СДР, ЭКЮ);

- механизм установления и поддержания валютных курсов;

- порядок балансирования международных платежей;

- условия обратимости (конвертируемости) валюты;