Файл: Министерство сельского хозяйства рф федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п.

Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями для проникновения на данный рынок других фирм.

Олигополия

Олигополия (от греч. «олиго» - немногие и «полео» - продаю) - это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствуют 3-10 фирм.

По типу продукции различают чистую олигополию - олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, продукция сталелитейной промышленности), и олигополию, произво­дящую дифференцированную продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили).

Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли, поскольку, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п.

Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм – любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден
учитывать эту зависимость. Рыночное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на продажи его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних. С другой стороны, поведение
других фирм влияет на поведение данного конкурента.

Монополистическая конкуренция

Рыночная структура, при которой множество фирм, выпускающих однотипный, но дифференциро­ванный продукт (например, джинсы, зубную пасту, духи, обувь), конкурируют между собой. При этом каждый продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку про­
давцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей, а объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, контроль фирмы над ценами ограничен, а большое число продавцов прак­тически исключает возможность сговора. Основные методы конкуренции на рынках монополистической конкуренции - это неценовые методы - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.

Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.

Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие монополь­ной (хотя и ограниченной) власти и возможность воздействия на цены снижают эффективность использо­вания ресурсов общества. Издержки производства здесь выше, чем в условиях совершенной конкуренции, однако широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удо­влетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.
Таблица 6. Характерные черты основных моделей рынка

несовершенной конкуренции


Характерные черты основных моделей рынка несовершенной конкуренции

Характерная черта

Чистая монополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

Число фирм

Одна

Несколько

Много

Тип продукта

Уникальный, близких заменителей нет

Стандартизованный или дифференцированный

Дифференцированный

Контроль над ценами

Полный

Ограниченный взаимозависимостью

Незначительный

Условия вступления в отрасль

Вступление блокировано

Существенные препятствия

Сравнительно легкие

Типичные отрасли

Местные предприятия коммунального хозяйства

Металлургия, автомобиле- и станкостроение, электроника

Пищевая, легкая промышленности, розничная торговля


Определение степени монополизации рынка

Степень монополизации рынка измеряют с помощью индекса Харфиндела-Хиршмана. (ИХХ):

(1)
где, xi - доля фирмы на рынке (удельный вес предложения отдельной фирмы в общем объеме рыноч­ного предложения);

п - общее число фирм на рынке.

Экономический вред монополизации рынков

Фирмы, доминирующие на рынке могут:

  • увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

  • «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня;

  • ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Монополизация рынков приводит к чистым потерям общества (выигрыш от монополизации рынков меньше потерь, которые несут потребители, приобретая товар по цене выше равновесной).

Характерные черты:

а) единственный продавец,

б) реализуемый продукт не имеет близких заменителей, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену,

в) полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж,

г) доступ новых фирм на рынок практически невозможен.

Некоторые монополии принадлежат государству, поскольку представляют огромную значимость как для государства, так и для его граждан.

Такие предприятия называются естественными монополиями. К ним относятся предприятия:

- муниципального и железнодорожного транспорта,

- электростанции,

- предприятия газо- и водоснабжения,

- линии связи.

Если на рынке существует единственный покупатель продукции, то такая рыночная структура называется монопсонией.
3.5. Участники рыночной деятельности

Основными участниками рыночной деятельности являются:

  1. домохозяйства;

  2. фирмы;

  3. государство.

Домохозяйства (домашнее хозяйство) – это семьи, т.е. экономические единицы, в которые может входить как одно, так и несколько лиц. Основные черты:

- Домохозяйства являются собственниками факторов производства (например, трудовых ресурсов, земельных и капитальных ресурсов);


- Принимают решения самостоятельно;

- Стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма – это экономическая единица, которая:

- Самостоятельно принимает решения;

- Использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, т.к. стремится к получению максимальной прибыли.

Государство – это все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над участниками экономической деятельности для достижения общественной цели (таких как оборона, экология, социальная помощь, образование и т.д.).

Таким образом участники рыночной деятельности стремятся достичь наилучших для себя результатов.

Домашнее хозяйство стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности.

Фирмы – получить максимальную прибыль.

Государство – достигнуть максимального благосостояния общества.

Взаимодействие рынков и участников рыночной деятельности можно представить на примере модели кругооборота деловой активности.
3.6. Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство – это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде.

  1. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры.

  2. В 1914 г. был принят закон Клейтона. Он объявил вне закона «ценовые» соглашения, приобретение акций конкурирующих корпораций.

  3. В 1950 г. был принят акт Целлера-Кефовера, который дополнил закон Клейтона о слияниях, запретом на слияние, путем приобретения активов, результатом чего могло явится ослабление конкуренции.

Общее для законодательства всех стран:

  1. охрана и поощрение конкуренции;

  2. контроль над фирмами, занимающими господствующие положение на рынке;

  3. контроль над ценами;

  4. защита интересов потребителей;

  5. защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:

- контроль за ценами;


- контроль за слияниями компаний.

Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен.

Законом так же преследуется демпинговая практика продаж.

Когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится частью первой.

В случае как горизонтального слияния (объединения сходных компаний) так и вертикального (объединение последовательно связанных производств).

Закон устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках.

Антимонопольное регулирование в России.

Монополистическая структура экономики России складывалась под воздействием следующих основных факторов:

  1. Наличия административно-командной системы управления,

  2. Устойчивый и массовый дефицит,

  3. Концентрация и специализация производства.

  4. Центральное место в России занимает создание возможностей для демонополизации.

Проводимая ныне демонополизация, разгосударствление и приватизация, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте 1991 г.

Его цель – определение, организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно закону, фирма занимает «доминирующее» положение если ее доля на рынке превышает 35% - величину.

ГКАП – государственный комитет по антимонопольной политике в декабре 1991 г. – утвердил Государственный реестр РФ объединений и предприятий – монополистов, включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке и контроль за этими монополиями.
3.7. Задачи и упражнения

Задача № 1

Однородная продукция производится тремя группами товаропроизводителей. На производство единицы продукции в первой группе затрачивается 10 часов, во второй 12 часов, в третьей – 15 часов. Соответственно производится 200,500 и 200 изделий. Определите величину стоимости товара при условии, что 1 час рабочего времени соответствует 2 доллара.