Файл: Рассмотрение дела об административном правонарушении.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает порядок поэтапного продвижения дела об административном правонарушении. Этапы прохождения дела об административном правонарушении именуются стадиями производства. Они отграничиваются друг от друга итоговым процессуальным решением и различаются конкретными задачами, кругом органов и лиц, участвующих в производстве по делу, а также процессуальными действиями. Стадии производства по делам об административных правонарушениях осуществляются в логической последовательности и составляют систему производства.

В соответствии с КоАП (главы 28-30) можно выделить следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

  1. возбуждение дела об административном правонарушении;

  2. рассмотрение дела об административном правонарушении;

  3. пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

  4. исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

Данные стадии могут осуществляться в этой последовательности. 3 и 4 могут также осуществляться одновременно, либо 3 может идти после 4. Если производство осуществляется в порядке ст. 28.6 КоАП, то 1 и 2 производства осуществляется одним действием.

Возбуждение дела об административном правонарушении.

Возбуждение дела об административном правонарушении (глава 28 КоАП) является самостоятельной стадией производства по делам об административных правонарушениях и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определения подведомственности (подсудности). Возбуждение дела об административном правонарушении включает процессуальную деятельность по получению информации об административном правонарушении, ее оформлении и регистрации. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1. Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

2. Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.


3. Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Особое значение на стадии возбуждения дела об административном правонарушении имеет составление протокола об административном правонарушении. Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

В соответствии с КоАП протокол об административном правонарушении составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором, а также в рамках упрощенного производства, т.е. когда административное наказание назначается без составления протокола.

В ряде случаев КоАП предусматривает осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке - без составления протокола. В данном случае должностное лицо, обнаружившее нарушение, самостоятельно принимает решение о наложении административного наказания и исполняет решение немедленно или разъясняет порядок исполнения назначенного наказания. Обязательным условием назначения административного наказания без составления протокола является совершение малозначительного нарушения. Показателем малозначительности административного правонарушения выступает вид административного наказания и его размер.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Это решение оформляется в виде определения, а прокурором - в виде постановления. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.


Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа - на срок до шести месяцев.

При наличии обстоятельств, влекущих согласно КоАП прекращение дела об административном правонарушении, должностные лица, в производстве которых находится дело, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

При получении материалов дела юрисдикционный орган осуществляет ряд подготовительных действий, в рамках которых он выясняет следующие вопросы:

1) Относится ли рассмотрение данного дела к его компетенции.

2) Имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела этим юрисдикционным субъектом (если имеются, то заявляется самоотвод).

3) Выясняется правильность составления протокола и оформление иных материалов.

4) Выясняется наличие обстоятельств, исключающих производство по делу.

5) Выясняется достаточность представленных материалов.

6) Имеются ли ходатайства или отводы.

В процессе и по результатам подготовки дела к рассмотрению юрисдикционный орган может выносить следующие определения:

1) О назначении времени и места рассмотрения дела. Должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении не вправе извещать лицо о времени и месте рассмотрения дела, такое извещение будет ненадлежащим.

2) О вызове лиц, необходимых при рассмотрении дела.

3) О назначении экспертизы.

4) Об истребовании необходимых дополнительных материалов

5) Об отложении рассмотрения дела.

6) О возвращении протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, составившему протокол. В случае составления материалов неправомочными лицами либо в случае неправильного оформления материалов, либо неполноты представленных материалов, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела.

7) О передаче материалов дела по подведомственности.

Если юрисдикционный орган установил обстоятельства, исключающие производство по делу, то в этом случае он выносит постановление о прекращении производства по делу. Верховный Суд разъяснил, что при подготовке дела допускается переквалификация правонарушения, если при этом не ухудшается положение лица и не меняется подведомственность дела. При обнаружении органом или судьей неправильности составления материала либо их неполноты возвращение этих материалов в орган, составившим протокол допускается только на этапе подготовки дела к рассмотрению.


В ст.29.5 КоАП определены правила подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях, которые объединяются единым понятием – место рассмотрения дел.

Правила:

1) Общее правило подведомственности: дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

2) Специальное правило:

a. по месту жительства лица, в отношении которого ведется дело,

b. по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, если по делу проводилось административное расследование.

c. По месту выявления административного правонарушения в соответствии с международным договором, если место совершения правонарушения является территория другого государства.

d. По месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств (ст.28.6 КоАП).

Сроки рассмотрения дела.

По общему правилу дело об административном правонарушении, подведомственное органу или должностному лицу рассматривается в 15-дневный срок со дня получения материалов дела, а подведомственное суду рассматривается в 2-месячный срок. Данные сроки при необходимости могут быть продлены до 1 месяца, но в пределах срок давности привлечения к ответственности.

Специальные сроки рассмотрения дела:

1) 5 дней по делам о правонарушениях в области законодательства об избирательных правах и правах на участие граждан в референдуме (5 гл. КоАП). Данный срок продлению не подлежит.

2) Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста или административного выдворения, рассматривается в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию не позднее 48 часов с момента его задержания.

3) Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, если при этом применялся временный запрет деятельности. Рассматривается не позднее 7 суток.

Юрисдикционный орган, рассматривающий дело при установлении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, вносит в соответствующие организации и должностным лицам представления о принятии мер по устранению этих причин и условий. Организация и должностные лица должны рассмотреть данное представление и принять меры в течение одного месяца. Судья рассматривает дело единолично либо дело рассматривается коллегиальным органом. Порядок рассмотрения дела состоит из 2 групп процессуальных действий:


1) Обеспечительные действия.

2) Направлена на непосредственное разбирательства дела по существу. При рассмотрении дела коллегиальным органам кодекс предусматривает ведение протокола рассмотрения дела. ПВС рекомендовал судам общей юрисдикции при рассмотрении дела вести протокол судебного заседания, поскольку это не запрещено кодексом. Если дело рассматривается судьей арбитражного суда, то порядок ведения протокола судебного заседания предусматривается нормами арбитражно-процессуального кодекса. По результатам рассмотрения дела выносится один из следующих процессуальных актов:

a. Постановление о назначении административного наказания.

b. Постановление о прекращении производства по делу

c. Определение о передаче дела по подведомственности

d. Определение о передаче дела в юрисдикционный орган, уполномоченный назначать наказание иного вида или размера либо применять иные принудительные меры.

При необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий – должностное лицо, осуществляющее производство по делу, направляет запрос о правовой помощи соответствующему должностному лицу или в орган иностранного государства, в соответствии с международным договором РФ или на началах взаимности.

В случае совершения правонарушения на территории РФ иностранным юридическим лицом или иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ – все материалы возбужденного и расследуемого дела передаются в генеральную прокуратуру РФ, которая потом решает вопрос об их направлении в соответствующие органы для осуществления административного преследования.

Пересмотр.

Это факультативная стадия производства, она осуществляется при наличии жалобы лиц, которые имеют право их подавать или при наличии протеста прокурора.

Право подачи жалобы является конституционным (ст.46) и это право детализируется в различных нормативных актах, в частности в КоАП.
Право подавать жалобу на постановление или решение по делу имеют:

1) Лицо, в отношении которого ведется производство

2) Потерпевший

3) Законный представитель физического лица

4) Законный представитель юридического лица

5) Защитник

6) Представитель

7) Должностное лицо, которое составляло протокол об административном правонарушении.

Жалоба может подаваться в зависимости от того, кто вынес постановление вышестоящему должностному лицу в вышестоящий орган или в суд.