Файл: Самостоятельная работа по теме 1 Цель занятия закрепление знаний о понятии документооборот.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 2.1
Цель занятия:закрепление знаний о понятии «документооборот» и его совершенствовании в организации, формирование умения применять их.
Задание 1.Составьте схему «Этапы обработки и движения документов».
Задание 2. Напишите эссе объемом не более 2 страниц «Основные требования к рациональной организации документооборота».
Понятие "ДОКУМЕНТООБОРОТ" и "делопроизводство" часто считают синонимами. Впрочем, хотя они и связаны друг с другом, однако не тождественны.
Делопроизводство охватывает процесс с момента создания документа до его уничтожения или передачи в архив учреждения.
Между тем документооборот - это движение служебных документов в организации от момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.
Итак, можно сделать вывод, что понятие "документооборот" уже понятие "делопроизводство". Вместе с тем документооборот является основной составляющей делопроизводства.
Документооборот и управленческая деятельность
Документооборот и организация управленческого процесса тесно связаны между собой и взаимозависимы. От четкости и оперативности движения, обработки документов и их передачи на исполнение зависит скорость получения информации, необходимой для принятия управленческого решения. Недостаточно продуманный документооборот вызывает в учреждении промедление с выполнением: на передачи документов из одной инстанции в другую тратится в несколько раз больше времени, чем на работу с ними. Неупорядоченность документооборота снижает эффективность труда управленческого аппарата.
Существующая в учреждении система управления в значительной степени предопределяет организацию документооборота. Например, если руководитель учреждения требует, чтобы все полученные документы сначала передавались ему на рассмотрение, и только он назначает исполнителя, путь прохождения документов в учреждении будет многоступенчатым - сверху вниз. При условии четкого распределения функциональных обязанностей между руководителем, его заместителями, структурными подразделениями и сотрудниками значительная часть документов сразу поступает до заместителей руководителя до структурных подразделений и непосредственных исполнителей, то есть путь документов значительно короче. Так же от общепринятого в учреждении порядка распределения обязанностей и делегирования полномочий сотрудникам аппарата зависит движение документов во время их согласования и подписания.
Таким образом, документооборот непосредственно связан с организацией управленческого процесса в учреждении, в то же время он отражает присущую ей систему управления.
Рационализация документооборота учреждения способствует повышению эффективности работы управленческого аппарата, вместе с тем формы и методы организации управленческой деятельности обусловливают четкость и оперативность документооборота.
Оптимизации документооборота можно достичь путем сокращения количества инстанций, через которые проходят документы, уменьшение количества и ускорения операций по обработке документов, сокращение объема документооборота за счет применения бездокументарных связей (телефон, факс, электронная почта, личные переговоры).
Усовершенствованию документооборота способствуют также более четкое распределение функций между структурными подразделениями и исполнителями, сокращению внутренней переписки, оперативное управление, а также автоматизация делопроизводства.
Так, при автоматизации документооборота производительность труда возрастает на 25-50 %, на 75 % меньше времени тратится на обработку одного документа.
Требования по рациональной организации документооборота
Теоретические разработки и многолетняя практика способствовали выработке определенных правил по организации документооборота. Главное требование - прохождение документов в учреждении должно быть оперативным и осуществляться с минимальными затратами времени и труда.
Рациональная организация документооборота предусматривает:
- прямоточное движение документов (документы должны проходить кратчайшим путем, без повторных перемещений);
- сокращение инстанций, к которым должны попадать документы (например, во время согласования);
- однократность операций по обработке документов, избежание параллелизма и дублирования в работе с ними (это достигается централизацией, сосредоточением однотипных операций в одном месте);
- рациональное расположение в учреждении структурных подразделений и рабочих мест.
Выполнение указанных требований возможно лишь при условии тщательно продуманной технологии обработки документов, последовательности выполняемых операций.
Должны быть разработаны схемы документооборота, маршрутные и технологические карты на служебную документацию.
В учреждениях, имеющих в своем составе структурные подразделения, документооборот обычно организуют по одной схеме, в небольших учреждениях она будет другой. Движение документов обозначается с помощью линий.
Составление маршрутных схем на отдельные потоки (группы документов) помогает выяснить такие вопросы:
- через структурные подразделения (каких исполнителей) проходят определенные группы документов;
- в какой последовательности движется документ;
- сколько раз документ попадает в тот самый структурное подразделение (до того же исполнителя);
- операции осуществляются в каждом структурном подразделении (каждым исполнителем).
Комплекс операций, выполняемых с документами, можно представить также в виде оперограммы.
Оперограмма - организационный документ, регламентирующий процесс обработки входящих или исходящих документов, составленный с помощью таблицы, строки которой отведено для обозначения операций по учету, регистрации, согласования и т.п., а колонки (графы) - для указания ответственных исполнителей. Графический способ дает возможность установить логические связи между различными этапами работы с определенными видами документов в учреждении, проследить последовательность такой работы и ее содержание.
Документ, как носитель информации, выступает в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения, предприятия, фирмы, обеспечивая взаимодействие их частей. Информация является основанием для принятия управленческих решений, служит доказательством их исполнения и источником для обобщений, а также материалом для справочно-поисковой работы.
Кроме того, документирование во многих случаях является обязательным, предписывается законом и актами государственного управления, поэтому оно является одним из средств укрепления законности и контроля.
От четкости и оперативности обработки и движения документов в конечном итоге зависит быстрота принятия решений. Поэтому в рациональной организации документообороту всегда уделяется большое внимание
Задание 3. Составьте перечень типичных ошибок при организации документооборота.
-
Отсутствие регламентации путей прохождения одинаковых видов документов в организациях одинаковых уровней и направлений деятельности. -
Наличие множества инстанций на пути прохождения документов в аппарате управления. -
Неоднократные возвратные движения документа (в процессе регистрации, согласования, редактирования и др.). -
Несовершенство технологии обработки документов, приводящее к повторным операциям, к передаче документа разным исполнителям в процессе выполнения одной и той же операции. -
Отсутствие правил передачи документов, их доставки, курьерской связи.