Файл: Протокол 1 от 31. 08. 2020 г. Утверждаю Директор школы Ретинский М. В. Приказ 142 от31. 08. 2020 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПОКРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДРОСКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Рассмотрено

на школьном методическом совете

Протокол № 1 от 31.08.2020 г.


«Утверждаю»

Директор школы:

_________/Ретинский М.В./

Приказ № 142 от31.08.2020 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Палитра»


Возраст обучающихся: 10-17 лет

Срок реализации: 3 года
с. Дросково


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра» имеет художественную направленность.

Актуальность программы состоит в том, что художественная роспись - современное направление декоративно-прикладного творчества, вызывает большой интерес у школьников среднего и старшего возраста, как одно из «модных» и эксклюзивных видов искусства. В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры при ограниченном времени на изучение искусств в школе важнейшей задачей становится интенсификация, повышение эффективности художественного образования. Данная программа решает эту задачу, исходя из синкретического характера народного искусства, соединив в интеграционном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и художественный труд.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.


Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Отличительные особенности программы: Специфической чертой программы является неоднородность контингента учащихся по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей. В связи с этим отличительной особенностью программы является возможность педагога осуществить дифференцированный подход к каждому ребенку, наиболее точно определить перспективы развития и организовать учебный процесс с учетом способностей учащихся. Для детей, не проявивших ярких художественных способностей, предлагаются адаптированные варианты заданий в рамках изучаемой темы, отличающиеся более облегчёнными требованиями по сложности и объёму. Для наиболее творчески одарённых учащихся подбираются задания, соответствующие их способностям, умению трудиться и желанию достигать более высоких результатов в работе с целью участия в конкурсах, выставках, продолжения обучения.

Адресат программы: обучающиеся 8-10 лет.

Формы обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса: В группы принимаются учащиеся 8-10 лет, имеющие желание заниматься данным видом деятельности. Набор детей осуществляется согласно заявления родителей. Группы формируются в начале учебного года.

Режим занятий и наполняемость учебных групп



возраст

количество детей в группе

занятия

всего за неделю

продолжительность занятия

8 – 10 лет

10

4

45 мин


Цель программы : формирование художественной культуры учащихся как части их общей культуры средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  • развитие мотивации к творчеству и самостоятельности;

  • развитие творческих способностей по изготовлению изделий с использованием всех видов художественной росписи по ткани;

  • формирование художественного вкуса и эстетических чувств;

  • воспитание национального самосознания через ознакомление с истоками народного творчества;

  • воспитание любви к труду, уважение к мастерам народного творчества;

  • создание условий для профессионального самоопределения.


2. Календарный учебный график

Календарный учебный график на учебный год см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
3. Содержание программы

3.1 Учебный план




Наименование темы

Всего

часов

В т. ч.

теория

В т. ч.

практика

1.

Основы ИЗО

34

10

24

2.

ДПК.

68

15

53

3.

Лепка

34

10

24

Итого :

136

35

101


3.2. Содержание учебного плана
Основной задачей работы над основами изобразительного искусства является освоение поверхности листа бумаги, её гармоничное заполнение изображением, основное внимание уделяется совершенствованию усвоенных навыков, качеству передачи пространства, цвета и освещения, а в лепке и аппликации – создание целостной формы.

Основными задачами при изучении раздела «Основы изобразительной грамоты» являются ознакомление учащегося с понятием «единая точка зрения» и развитие навыков передачи перспективного уменьшения изображаемых предметов в зависимости от их удаления.

На занятиях восприятия произведений искусства обучающейся получает определённые знания и представления об искусстве и его истории, формируется их умение выражать своё отношение к произведению.

Изучение большей части материала осуществляется в процессе рисования, лепки и занятия декоративно- прикладным искусством.

Программой предусмотрены следующие виды рисования: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование.

Лепка и занятия декоративно- прикладным искусством особенно важны на занятиях, где налаживание взаимодействия двигательно-осязательного компонента со зрительным играет большую в развитии изобразительной деятельности ребёнка.


Рисование с натурыспособствует формированию у учащегося умения внимательно рассматривать их форму, пропорции и конструкцию, определять соотношения между объектами изображения. В процессе рисования с натуры обогащаются зрительные представления ребенка, развиваются их воображение и творческое мышление.

Предметы для рисования с натуры ставятся перед учащимся во фронтальном положении. Знакомя учащегося с натурой, учитель прежде всего создает условия для ее эмоциональ­ного, целостного восприятия. Внимание ребенка в основном направля­ется на определение и передачу общего пространственного поло­жения, конструкции, цвета изображаемых объектов. Чтобы облег­чить учащемуся передачу сходства с натурой, им предлагают изображать в натуральную величину предметы небольших раз­меров (листья, фрукты, игрушки, грибы и др.).

Объекты изображения, за небольшим исключением, располага­ют несколько ниже уровня зрения учащегося (при нормальной наполняемости класса не менее трех на класс). Модели небольших размеров раздаются на парты.

Рисунки на темывыполняются по памяти, на основе предварительных наблюдений. Необходимо поощрять самостоятельность ребёнка в выборе тем и их раскрытии.

Обучение декоративному рисованию начинается с работы над узором. Учащейся рисует узоры по образцу или составляют их творчески.

На занятиях кружка «Палитра» обязательной является работа по развитию речи, слухового восприятия слабослышащего школьника, работа над произношением.

Учителю необходимо отчетливо определить для себя направ­ления работы с речевым материалом:

а) накопление слов, обозначающих материалы и принадлежно­сти для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, краски, бумага и др.), предметы, рисуемые на уроках (лист, чашка, гриб и др.);

б) накопление слов, обозначающих практические действия, свя­занные с изобразительной деятельностью (нарисовал, изобразил, рисую, нарисую; сотри, стираю...; работаю (красками), леплю, сле­пил, примакиваюи др.);

в) накопление слов, обозначающих мыслительные операции (на­блюдать, рассматривать, сравнивать и др.);

г) накопление слов, обозначающих признаки предметов: их форму (квадратный, овальный, цилиндрический, широкий, узкий и др.); величину (большой, маленький, средний', цвет (красный, светло-зеленый, темно-синий и др.); фактуру (гладкий, блестящий, шеро­ховатый, прозрачный и др.); материал (стеклянный, деревянный, металлический
и др.); состояние (мокрый, сухой, влажный и др.);

д) накопление слов, обозначающих протяженность направле­ния, пространственное расположение (вертикально, горизонтально, наклонно (располагаться), направляться, находиться и др.) и т. д.
Речевой материал

Слова, словосочетания, термины:

карандаш, краска, кисть (кисточка), резинка (ластик)*, точил­ка, банка, вода, тряпочка, бумага, альбом, глина, пласти­лин, клей, ножницы, линейка;

рисунок, аппликация, рельеф, роспись* (гуашью), ритм*, фон*, цвет, окраска, гуашь, акварель, красота*, движение*;

линия, цвет, круг, квадрат, прямоугольник, узор, полоса (узор в полосе), точка, штрих, мазок (кистью), природа, художник;

рисовать, смешивать*, стирать, сравнивать*, загораживать*, вы­сыхать*, расписывать*, изображать*, идет, бежит, стоит, движется, разговаривает, лепить, скатать, смочить, размять, оторвать, вымыть, вытереть;

красный, синий, голубой, желтый, зеленый, оранжевый*, фио­летовый*, коричневый, черный, белый, серый, разноцветный, округлый, квадратный, треугольный, овальный, прямой, толстый, тон­кий, большой, маленький, средний, красивый (некрасивый), густой*, жидкий*, сухой*, мокрый*, радостный*, мрачный*, разный, цвет­ной, мягкий, твердый;

правильно, неправильно, красиво, некрасиво, хорошо, плохо, вер­но, неверно, быстро, долго;

простой (цветной) карандаш, акварельные краски, лист бума­ги, середина (край) листа, низ (верх) листа, низ (верх) рисунка, форма* предмета, большой по величине, банка для воды, цветные мелки, русский народный узор*, части тела (туловище, голова, руки, ноги, шея), части дерева (ствол, сучья, ветви, листья (хвоя), корни.

Речь учителя на уроках изобразительного искусства должна быть предельно доступна учащимся. Фразы должны быть краткими, чёткими, понятными.

1 год обучения. На первом году обучения необходимо решать задачи, которые будут базовыми для всего периода обучения - это развитие образного мышления, фантазии, художественной наблюдательности, развитие творческого потенциала. На занятиях знакомят с простейшими композиционными понятиями: пятна, линии и их роли в композиции. На первом этапе обучения большое внимание уделяется заданиям по цветоведению (тепло - холодные цветовые гармонии, спектральные растяжки, промежуточные цвета и контрасты) и средствам выражения.

2 год обучения. На втором году обучения закрепляются и углубляются навыки работы по декоративной композиции. Работы обучающихся становятся более аккуратными и качественными. Сохраняется последовательность заданий – от простого к сложному. Обучающиеся выполняют на отдельном листе короткие зарисовки и эскизы для длительных работ.