Файл: 1. Почему для философии актуальны проблемы творчества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
____________________________________________________________
(институт)
____________________________________________________________
(кафедра)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1
по учебному курсу «_Философия_»
Вариант ____ (при наличии)
Студент | Крылова Дарья Сергеевна (И.О. Фамилия) | |
Группа | УПбвд-2101а_________________ (И.О. Фамилия) | |
Ассистент | (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | Румянцева Надежда Максимовна (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
1. Почему для философии актуальны проблемы творчества?
В настоящее время меняются и представления о месте и значении творчества. Ведь именно в этом феномене человеческого существования сливаются и интегрируются в неразрывной связи как противоположные проявления единого целого иррациональное и рациональное начала. Поэтому философское осмысление и изучение различных сторон и форм творчества не только обогащает эмпирические знания о природе и человеке, но и может послужить основой для создания комплексных методов анализа сложных философских и психологических категорий.
2. В чем особенности постановки проблемы творчества в античной философии?
В отличие от других видов созидательной деятельности, творчество художника совершается под влиянием божественного наития. Это представление нашло яркое выражение у Платона в его учении об Эросе. Божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания.
3. Какое влияние на рассмотрение проблем творчества оказали религиозные ценности в период средневековья?
Августин описывает творчество как акт божественной личности по «вызыванию бытия из небытия». При этом он выделяет волю как функцию личности, имеющую дело с тем, чего нет, и создающую нечто, в отличие от разума, который имеет дело с тем, что уже есть. Августин делает акцент не только на «управлении» творческой деятельностью человека со стороны Бога, но и на влиянии на нее религиозных институтов. По его мнению, в открытии созидательной силы человека решающую роль будет играть христианство.
Одним из факторов, обусловившим вклад средневековых философов в понимание смысла творчества, является то. что они начинали рассматривать его во многом как «творчество истории», представляющее собой созидательную активною активность большого количества людей.
4. Как изменилась трактовка проблем творчества под влиянием гуманизма в период Возрождения?
Возрождение понимает творчество, прежде всего, как художественное творчество, как искусство в широком смысле слова, которое в своей глубинной сущности рассматривается как творческое созерцание. Отсюда характерный для Возрождения культ гения как носителя творческого начала. Именно в эпоху Возрождения возникает та рефлексия по поводу творческого процесса, которая незнакома ни древности, ни Средневековью, но столь характерна для Нового времени. Если для средневекового миросозерцания история есть результат совместного творчества Бога и человека, а потому смысл истории есть нечто трансцендентальное, то начиная с XV-XVI вв. все явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт человеческого творчества и искать ее смысл и законы ее развития в ней самой. В этом отношении крайне характерен Вико, которого интересует человек как творец языка, нравов, обычаев, производственного искусства и философии, - одним словом, человек как творец истории.
5. В чем состоял вклад немецкой классической философии в развитие представлений о сущности творчества?
Завершенная концепция творчества в XVIII веке создается И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность под названием продуктивной способности воображения. Кант наследует протестантскую идею о творчестве как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создающей новый, ранее не существовавший, «очеловеченный» мир и философски осмысливает эту идею. Кант анализирует структуру творческого процесса как один из важнейших моментов структуры сознания. Творческая способность воображения, по Канту, оказывается соединительным звеном между чувственными
впечатлениями и рассудком в силу того, что она обладает одновременно наглядность впечатлений и объединяющей силой понятия.
6. Каковы особенности русской философии в рассмотрении проблем творчества?
В рамках другого направления, являющегося одним из наиболее популярных в исторический период, — экзистенциализма — подчеркивается первостепенная значимость личностной и духовной сущности творчества, которое возможно в философской, художественной и нравственной сферах жизни человека. Яркий след в осознании его смысла оставил Н.А. Бердяев. Сквозная тема всех его исканий и увлечений — Homo creatus, человек творческий. «Для философии творчества основным является сознание, что человек не находится в законченной и стабилизированной системе бытия, и только потому возможен и понятен творческий акт человека.
Ориентация философов конца XIX — начала XX веков на поиск смысла человеческого творчества и признание его экзистенциальной важности означает выделение и включение в рамки философского анализа не только его целевых и результативных, но и процессуальных сторон. Это подготовило основание для постановки уже в рамках науки психологии вопроса о механизмах творчества и тех способах взаимодействия человека с окружающей его действительностью (прежде всего социокультурной), которые детерминируют творческий процесс и делают возможным существование различных форм обмена идеями между людьми.
7. Краткий вывод.
Нужно отметить, что проблема творчества актуальна и на сегодняшний день. Творческие способности есть у каждого. Обновление интерьера офиса, оформление праздника, эксперименты в лаборатории – это все в какой-то степени относится к творчеству. Мы творим. Творчество не уходит, оно лишь прячется. Творчество нужно подпитывать поддержкой и одобрением, прежде всего это должно происходить от семьи. Например, семья не разрешила сыну заниматься рисованием, считая, что на этом не заработаешь себе на жизнь. А ведь мальчик мог стать великим художником. Сомнения, отсутствие поддержки и не решимость главные враги творчества.