Файл: Гбоу до со Самарский Дворец детского и юношеского творчества Региональный модельный центр дополнительного образования детей в Самарской области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Самарской области
ГБОУ ДО СО «Самарский Дворец детского и юношеского творчества»
Региональный модельный центр дополнительного образования детей
в Самарской области
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
по проектированию разноуровневых
дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
г.Самара, 2021 г.

2
Методические рекомендации по проектированию разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ/ РМЦ;
ГБОУ ДО СО СДДЮТ. – Самара, 2021. – 42 с.
В методических рекомендациях представлены современные подходы к проектированию разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и содержится комплекс рекомендательных предложений по практической их реализации на примере методических материалов, разработанных региональными модельными центрами Тамбовской,
Новосибирской, Ленинградской областей, а также опыта образовательных организаций Самарской области по проектированию разноуровневых программ.
Данные рекомендации адресованы педагогическим работникам сферы дополнительного образования и могут быть полезны как при разработке нового программного продукта, так и при модернизации содержания реализуемых программ.
Рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию в деятельности образовательных организаций Самарской области, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, с целью повышения качества содержания дополнительного образования детей в Самарской области.

3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 4
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ
РАЗНОУРОВНЕВЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ
ПРОГРАММ……………………………………………………………. 6
Основные признаки разноуровневости программ…………………… 6
Уровни сложности реализации разноуровневых программ.
7
ЧТО ТАКОЕ МАТРИЦА РАЗНОУРОВНЕВОЙ
ПРОГРАММЫ…………………………………………………………. 8
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ
ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ РАЗНОУРОВНЕВОЙ ДОП……………. 14
Пояснительная записка разноуровневой программы………………... 14
Учебно-тематический план разноуровневой программы……………. 15
Содержание разноуровневой программы…………………………….. 18
Методическое (ресурсное) обеспечение……………………………… 19
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
РЕСУРСЫ………………………………………………………………. 20
ПРИЛОЖЕНИЯ
Из опыта проектирования разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ образовательных организаций Самарской области ………………..... 21


4
ВВЕДЕНИЕ
В современной практике дополнительного образования разноуровневое обучение получает всѐ более широкое распространение. Внедрение разноуровневости позволяет реализовать право каждого ребѐнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объѐме и уровне сложности, а педагогу уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание на работе с различными категориями детей.
На нормативно-методическом уровне разноуровневость рассматривается как универсальное свойство программ дополнительного образования, которое позволяет увеличить охват и доступность данных программ.
Тезис Концепции развития дополнительного образования детей (2014 г.) о разноуровневости (ступенчатости) образовательных программ нашел свое развитие в «Методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)» (2015 г.). В 2018 г. появилась
Типовая модель реализации разноуровневых программ дополнительного образования детей, внедряемая в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». В связи с внедрением модели в нескольких пилотных регионах (Тамбов,
Новосибирск, Хабаровск, Ижевск) произошла выработка региональных подходов к проектированию разноуровневых программ.
Актуальность разработки данных методических рекомендаций обусловлена также тем, что в «Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467) есть прямое указание на важность создания разноуровневых программ, которые призваны
«обеспечивать выравнивание доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями».
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью формирования единых подходов к проектированию, реализации и экспертной оценке разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях Самарской области.
Нормативными основаниями для разработки данных методических рекомендаций являются:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г.
№1726-р);


5

Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467
"Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образованиядетей";

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) (Приложение к письму
Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);

«Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ).

6
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ
РАЗНОУРОВНЕВЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации образовательного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. Ее появление было вызвано тем, что традиционная система, ориентированная на обучение всех детей по единым программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ребѐнка.
Данная технология предполагает создание педагогических условий для включения ребѐнка в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на определѐнном уровне в зависимости от его способностей, желания и индивидуальных качеств личности.
Особенностью использования технологии разноуровневого обучения является необходимость
проектирования
целей
трех
уровней
– репродуктивных, конструктивных, творческих. Для каждого уровня педагог определяет, что ученик на данном уровне должен узнать, понять, суметь.
Организовать разноуровневый подход в обучении возможно на любом этапе обучения. Цель разделения состоит в том, чтобы привести ожидаемые результаты программы в соответствие с возможностями обучающихся, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту ребѐнка, переходу его с одного уровня на другой. Разноуровневость предусматривает также «расслоение» задач и, соответственно, предполагаемых результатов обучения в зависимости от уровня освоения программы, усложнение учебного плана, разработку так называемой «матрицы» программы и т.д.
Разноуровневое обучение предполагает различные формы работы: коллективную, групповую, индивидуальную.
Основные признаки разноуровневости программ
Какие свойства программы позволяют классифицировать еѐ как разноуровневую? В настоящее время разноуровневые программы выделяются следующими признаками: вариативность режимов освоения программы по темпу, объѐму и уровню сложности; организация в рамках программы образовательного процесса для различных категорий детей; возможность работы в различных режимах (офлайн, онлайн), по индивидуальному образовательному маршруту, траектории; модульная организация учебного процесса; наличие в программе матрицы, то есть простроенность системы многоуровневости; наличие средств и разнообразие методов диагностики индивидуальных особенностей и достижений учащегося; наличие потенциальной возможности использования сетевых форм и дистанционных технологий при реализации программы.


7
Уровни сложности реализации разноуровневых программ
Программы, построенные на основе принципа разноуровневости, предоставляют обучающимся возможность освоения учебного материала с учетом их уровня общего развития, способностей, мотивации. В рамках таких программ предполагается реализация параллельных процессов освоения содержания программы на разных уровнях доступности и степени сложности, с опорой на диагностику каждого из участников по определѐнным параметрам.
В соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Содержание и материал программы дополнительного образования детей (предлагаемые задания и задачи, предметный материал и пр.) должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: стартовый (ознакомительный) уровень
Предполагает знакомство с основными представлениями, не требующими владения специализированными предметными знаниями и концепциями, участие в решении заданий и задач, обладающих минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения содержания программы. Вскрывает самое главное, фундаментальное, и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляет обязательный минимум, который позволяет создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения. базовый уровень
Предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных предметных знаний, концепций. Расширяет материал начального уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках программы. продвинутый (углублѐнный) уровень
Предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование сложных, специализированных предметных знаний, концепций. Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения.
Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.
Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной оснащѐнности участника (где


8 определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).
Перечисленные типы уровней являются рамочными и ориентировочными для разработчика программы дополнительного образования. Конкретная, более подробная дифференциация материала по многообразию уровней (ступеней) сложности осуществляется исходя из содержательно-тематической специфики программы. Таким образом, программа дополнительного образования должна иметь собственную матрицу, описывающую систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников.
Проанализировав опыт нескольких регионов РФ по проектированию разноуровневых программ, хотим отметить, что на сегодняшний день выделяются три основных подхода при проектировании разноуровневых программ:
Линейный (закрепленный в Типовой модели 2018 г.) - когда уровни синонимичны годам или этапам обучения (в Хабаровском крае). Этот подход используется и в практике образовательных организаций дополнительного образования Самарской области.
Организационно-нормативный (только в г. Москва) - когда уровень программ определяется сроками реализации (от 10 часов до нескольких лет), возрастом и категорией обучающихся (дошкольники, школьники, студенты), результативностью участия обучающихся в разного уровня мероприятиях: вводные, ознакомительные, базовые, продвинутые программы.
Параллельный
(сложноструктурированный)

Тамбовской,
Ленинградской областях, Удмуртии, Краснодарском крае). При данном подходе разноуровневость предусматривает:
«расслоение» задач и, соответственно, предполагаемых результатов обучения в зависимости от уровня освоения программы, усложнение учебного плана, разработку так называемой «матрицы» программы и т.д.
ЧТО ТАКОЕ МАТРИЦА РАЗНОУРОВНЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Термин «матрица» происходит от латинского matrix (источник, начало, первопричина).
Применительно к области проектирования разноуровневых программ дополнительного образования, «матрица» – это изначальная структура программы, определяющая все последующие еѐ характеристики и компоненты.
Матрица программы может включать описание по каждому уровню сложности следующих аспектов: целеполагание, специфика учебной деятельности, диагностика, формы и методы работы, прогнозируемая результативность обучения по программе.
Далее представлен возможный вариант матрицы программы (далее -
Матрица). За основу взята Матрица, представленная в методических рекомендациях Тамбовского РМЦ (Таблица 1) [6, 11].