Файл: Сценарий литературного этюда Если душа родилась крылатой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
студент/студентка________________

Стихотворение  «Две руки»

     Две руки, легко опущенные

     На младенческую голову!

     Были - по одной на каждую -

     Две головки мне дарованы.

     Но обеими - зажатыми -

     Яростными - как могла! -

     Старшую у тьмы выхватывая -

     Младшей не уберегла.

     Две руки - ласкать - разглаживать

     Нежные головки пышные.

     Две руки - и вот одна из них

     За ночь оказалась лишняя.

     Светлая - на шейке тоненькой -

     Одуванчик на стебле!

     Мной еще совсем непонято,

     Что дитя мое в земле.

Ведущий 1: Таково было ее хождение по мукам. «Жизнь, где мы так мало можем...», -писала Цветаева. Зато сколь много она могла в своих тетрадях! Как ни удивительно, никогда еще не писала она так вдохновенно, напряженно и разнообразно. Но голос поэта резко изменился. Из ее стихов навсегда ушли прозрачность, легкость, певучая мелодика, искрящаяся жизнью и задором.Читать стихи и поэмы Цветаевой  между делом нельзя. Её поэзия  требует встречной работы мысли. Но стихи ее узнаешь безошибочно: по особым, неповторимым ритмам, необщей интонации. Поэтесса безоглядно ломала инерцию старых, привычных для слуха ритмов. Ее ритмика все время настораживает внимание. Это - как «физическое сердцебиение». Стихотворение «Приметы» читает студент/студентка________________

Стихотворение «Приметы».

    Точно гору несла в подоле -

     Всего тела боль!

     Я любовь узнаю по боли

     Всего тела вдоль.

     Точно поле во мне разъяли

     Для любой грозы.

     Я любовь узнаю по дали

     Всех и вся вблизи.

     Точно нору во мне прорыли

     До основ, где смоль.

     Я любовь узнаю по жиле,

     Всего тела вдоль

     Стонущей. Сквозняком как гривой

     Овеваясь, гунн:

     Я любовь узнаю по срыву

     Самых верных струн

     Горловых, - горловых ущелий

     Ржавь, живая соль.

     Я любовь узнаю по щели,

     Нет! - по трели

     Всего тела вдоль!         

 Ведущий 2: С 1912 по 1920 год Марина Цветаева пишет непрерывно, но ни одной книги не вышло. Только несколько случайных стихов в петербургских «Северных записках». Знали ее лишь только завзятые любители поэзии. Надо ли говорить, что для поэта это подлинная трагедия. Однажды, отвечая корреспонденту, с горечью сказавшему, что ее, Цветаеву, «не помнят» в России, она ответила: «Нет, голубчик, меня не «не помнят», а просто не знают». Все чаще и чаще ее стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами. В 1928 году появился последний прижизненный сборник «После России», включивший в себя стихи 22-25-го годов. Но ведь Цветаева писала, по крайней мере, еще 15 лет.


   Нищета, унижение, бесправие окружили поэта со всех сторон, и лишь с помощью нескольких друзей, помогавших ей материально, она могла сводить концы с концами. «В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке», - вспоминала Марина Ивановна. У Сергея заработки случайные. Найти же постоянную работу невозможно - Франция охвачена безработицей. Вместе с разочарованием в эмиграции приходило понимание, что ее читатель там, на родине, что русское слово может найти отклик, прежде всего, в русской душе. Стихотворение «Тоска по родине» читает студент/студентка___________

Стихотворение «Тоска по родине!»

Тоска по родине! Давно

 Разоблачённая морока!

 Мне совершенно всё равно —

 Где совершенно одинокой

 Быть, по каким камням домой

 Брести с кошёлкою базарной

 В дом, и не знающий, что — мой,

 Как госпиталь или казарма.

 Не обольщусь и языком

 Родным, его призывом млечным.

 Мне безразлично — на каком

 Непонимаемой быть встречным!

 Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

 И всё — равно, и всё — едино.

 Но если по дороге — куст

 Встаёт, особенно — рябина…

Ведущий 1:Письма ее знакомым и близким полны сетований на одиночество и беспросветную нужду. Но в письмах были и стихи... Главным адресатом ее стихов в России, в Москве, был Борис Пастернак. Его мнением она дорожила. «Когда пишу, я ни о чем не думаю, кроме вещи. Потом, когда напишу - о тебе...».  Пастернаку Цветаева посвятила много стихов.  Стихотворение «Расстояния, версты  мили» написано  в марте 1925 года.

Стихотворение  «Расстояние: версты, мили...».

Расстояние: версты, мили...

 Нас расставили, рассадили,

 Чтобы тихо себя вели

 По двум разным концам земли.

 Расстояние: версты, дали...

 Нас расклеили, распаяли,

 В две руки развели, распяв,

 И не знали, что это - сплав

 Вдохновений и сухожилий...

 Не рассорили - рассорили,

 Расслоили...

Стена да ров.

 Расселили нас, как орлов-

 Заговорщиков: версты, дали...

 Не расстроили - растеряли.

 По трущобам земных широт

 Рассовали нас, как сирот.

 Который уж, ну который - март?!

 Разбили нас - как колоду карт!

 Ведущий 2:  Спустя годы это стихотворение обрело особое звучание, явно выходя за рамки личного поэтического послания. Переписка Цветаевой и Пастернака длилась до 1935 года, и за все эти годы они ни разу не встретились. Хотя, судьба, как будто дразня, несколько раз почти дарила им встречу – но в последний момент передумывала. Заочные, заоблачные отношения с Пастернаком стали существенной частью жизни Цветаевой. Воспользовавшись выражением Эфрона, можно сказать, что Пастернак «растопил печь» сильнее, чем кто бы то ни было. Сама Цветаева связала ощущение от встречи с Пастернаком с огнем. Получив «Темы и вариации», она писала ему: «Ваша книга – ожог... Ну, вот, обожглась, обожглась и загорелась, — и сна нет, и дня нет. Только Вы, Вы один. Из этого огня рождались стихи, поэмы, письма, полубезумные мечты о жизни вместе – где, каким образом? Как увязать это с тем, что у каждого семья, дети? Что они разделены непреодолимой границей.



Терпеливо, как щебень бьют,

Терпеливо, как смерти ждут,

Терпеливо, как вести зреют,

Терпеливо, как месть лелеют —

Буду ждать тебя...

Ведущий 1: Расстояние разделяло в послереволюционные годы не только двух прекрасных поэтов. Крутые исторические события 1917 года расслоили и развели по разным концам земли множество замечательных людей России, разлучили надолго, а то и навсегда с Родиной.Вернулась в Россию Марина Ивановна с сыном Георгием 18 июня 1939 года. Дочь и муж - двумя годами раньше. Наконец семья воссоединилась. Все вместе они жили в подмосковном поселке Болшево. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре - мужа. Семья Цветаевой-Эфрон вернулась в Россию в жестокое время. Тех, кто приезжал из-за рубежа, или тех, кто побывал в командировке за рубежом, считали потенциальными шпионами.Марина Ивановна осталась с сыном без квартиры, без средств к существованию. «Уж, коль впустили, то нужно дать хоть какой-то угол! И у дворовой собаки есть конура. Лучше бы не впускали: если так...» - это из писем, разговоров со знакомыми. Стихотворение «Я тебя отвоюю…» читает студент/студентка___________

Стихотворение « Я тебя отвоюю…»

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес,

Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою - как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я ключи закину и псов прогоню с крыльца -

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я - ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя - замолчи!-

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты -

О проклятие!- у тебя остаешься - ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир,-

Оттого, что мир - твоя колыбель, и могила - мир!

Ведущий 1: Чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь, Марина Ивановна занималась переводами. Осенью 1940 года Гослитиздат вознамерился издать маленький сборник ее стихов, но и он был отвергнут.В начале войны Марина Ивановна вместе с сыном эвакуировалась в составе писательской организации в Чистополь, а затем в небольшой городок Елабугу на Каме. Но в Елабуге навис ужас остаться без работы. Надеясь получить что-нибудь в Чистополе, где, в основном, находились эвакуированные московские литераторы, Марина Ивановна съездила туда, получила согласие на прописку и оставила заявление: «В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года»«... Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня - все меньше и меньше... Все уродливо и страшно... Я не хочу умереть. Я хочу не быть...»


Стихотворение «Не думаю, не жалуюсь, не спорю»

Не думаю, не жалуюсь, не спорю.

Не сплю.

Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,

Ни к кораблю.

Не чувствую, как в этих стенах жарко,

Как зелено в саду.

Давно желанного и жданного подарка

Не жду.

Не радуют ни утро, ни трамвая

Звенящий бег.

Живу, не видя дня, позабывая

Число и век.

На, кажется, надрезанном канате

Я - маленький плясун.

Я - тень от чьей-то тени. Я - лунатик

Двух темных лун.

Ведущий 2: 31 августа 1941 года Марины не стало. Свидетельство о смерти было выдано сыну 1 сентября. В графе «Род занятий умершей» написано – «эвакуированная».Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится её затерявшаяся могила, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия, установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие: «Нет в мире виноватых», - сказал когда-то Шекспир. Но может быть, тот великий, который скажет когда-нибудь, что все виноваты, будет не менее прав. Прослеживая сегодня жизненный путь Марины Цветаевой, читая ее стихи и прозу, видишь, сколько испытаний выпало на долю этой русской интеллигентки. И хочется помочь, и не можешь. Ей, наверное, хотелось пронзительно крикнуть в самые тяжелые минуты: «Что я вам сделала, люди, если чувствую себя несчастнейшей из несчастных, самым обездоленным человеком?!» Борис Пастернак, стихотворение читает преподаватель литературы_____________________

Памяти Марины Цветаевой.

Мне так же трудно до сих пор

 Вообразить тебя умершей,

 Как скопидомкой мильонершей

 Средь голодающих сестер.

 Что делать мне тебе в угоду?

 Дай как-нибудь об этом весть.

 В молчаньи твоего ухода

 Упрек невысказанный есть.

 Bсегда загадочны утраты.

 В бесплодных розысках в ответ

 Я мучаюсь без результата:

 У смерти очертаний нет.

 Тут все - полуслова и тени,

 Обмолвки и самообман,

 И только верой в воскресенье

 Какой-то указатель дан.

 Зима - как пышные поминки:

 Наружу выйти из жилья,

 Прибавить к сумеркам коринки,

 Облить вином - вот и кутья.

 Пред домом яблоня в сугробе,

 И город в снежной пелене -

 Твое огромное надгробье,

 Как целый год казалось мне.

 Лицом повернутая к богу,


 Ты тянешься к нему с земли,

 Как в дни, когда тебе итога

 Еще на ней не подвели.

Список литературы:

1.Айзенштейн, Е. Как Луна одна сквозь льды окна: Марина Цветаева в черновой тетради 1939 года / Е. О. Айзенштейн // Нева. - 2009. - № 10. - C. 181-186

2.Аннинский, Л. Эфронт Марины Цветаевой / Л. Аннинский // Родина. - 2007. - №9. - C. 100-106

3.Аносова, К. Страсти по Марине / К. Аносова // Смена. - 2011. - № 12. - C. 20-25

4.Арлаускайте, Н.Поэтика частного пространства Марины Цветаевой: пространство неповседневности / Н. Арлаускайте / // Новое литературное обозрение. - 2004. - № 4

5.Белова, Л. "Она умела любить восторженно": о Марине Цветаевой - поэте и мемуаристе / Л. Белова // Отечество . - 2009. - № 3. - C. 12-15

6.Войтехович, Р. Стихия и разум в жизни и творчестве Марины Цветаевой. XII Международная научно-тематическая конференция: [Москва, окт. 2004] / Р. Войтехович // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 2. - С. 428 - 433

7.Герасимова, Н. М.И. Цветаева. "Моим стихам, написанным так рано..." / Н. И. Герасимова // Русский язык в школе. - 2006. - №6. - C. 11-12

Приложение №1 Буклет