Файл: Социальнопсихологический тренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 __________________________________________________

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Организационная психология

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание № 4
по учебному курсу «Активные методы социально-психологического обучения»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент










(И.О. Фамилия)




Группа
















Преподаватель










(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022
Практическое задание 4

  1. Охарактеризуйте сущность понятия «социально-психологический тренинг». Перечислите его основные функции.

Социально-психологический тренинг – это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы; форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

  1. Проанализируйте исторические аспекты развития тренинговой деятельности. Какие основные пять типов тренинга представлены М. Форвергом?


1. Группы, направленные на усвоение необходимых для конкретной профессии моделей социального поведения. Личностные проблемы участников не прорабатывались, если они не были непосредственно связаны с профессиональными затруднениями или с усвоением новой модели поведения. Основой изменений выступала коррекция когнитивных структур, ответственных за регуляцию поведения. От ведущего требовалась специализация в области психологии труда и социальной психологии, хорошее знание профессии тренируемых, допускалось только добровольное участие в тренинге. По организации работы этот тип тренинга относится к наиболее гибким. Эффект не поддавался полному контролю, хотя создавал предпосылки для эффективного профессионального общения и лучшей ориентации в социально-психологических аспектах профессиональной деятельности. Проведение социально-психологического тренинга этого типа практиковалось на промышленных предприятиях ГДР, в Центре повышения квалификации руководящих работников химической промышленности в Варшаве.
2. Группы, направленные на развитие отдельных психологических качеств личности, необходимых в профессиональной деятельности, подготовку к управлению групповой динамикой, решение частных психопрофилактических задач средствами аутогенной тренировки. В этом типе тренинга применяется направленное стимулирование групповой динамики, возрастает активность тренируемых и эмоциональность подкрепления требуемых моделей поведения. От ведущего требовалась подготовка в области психотерапии и индивидуальной психодиагностики. Допускалось организованное направление на тренинг по решению администрации, но предпочиталось добровольное участие. Ужесточились требования по временной организации тренинга, который стал проводиться непрерывно в течение 4-5 дней. Х. Миккин подчеркивает, что данный тип тренинга разрабатывался высококвалифицированными практиками и относительно меньше связан с научными исследованиями.
3. Основными целями тренинга становятся психогигиена и психопрофилактика. От ведущего требуется подготовка по клинической психологии и психотерапии. Группы формировались исключительно добровольно с учетом медицинских показаний из числа руководителей с повышенным риском по отношению к психогенным и психическим заболеваниям. Временной режим строго не регламентировался.

4. Ведущей целью становится развитие социальной компетентности в общении, ориентации в самом себе, партнере и социальной ситуации. Профессиональные проблемы затрагивались только в случае их тесной связи с личностными особенностями участников тренинга. Тренинг проводился преимущественно с высокопоставленными руководителями.
5. Цель тренинга пятого типа – развитие социальной компетентности для работы в особо сложных ситуациях межличностного общения и частичное формирование новых целей жизни. Продолжительность тренинга занимает несколько циклов по 8-10 дней каждый с годовым интервалом. Этот тренинг применялся в ГДР только для повышения квалификации психотерапевтов, врачей, психологов – консультантов, тренеров.


  1. Какие направления работы в социально-психологическом тренинге су-ществуют?

В настоящее время выделяют три основных подхода (области) в групповом социально-психологическом тренинге – психодинамический, поведенческий, гуманистический

  1. Какие принципы социально-психологического тренинга выделяет С.И. Макшанов?

С. И. Макшанов разделяет принципы тренинга на несколько групп: организационные принципы; принципы создания среды тренинга; принципы поведения участников; этические принципы.

  1. Охарактеризуйте организационные принципы подготовки и проведения тренинга.

Организационные принципы отвечают за специфику подготовки и проведения тренинга и включают: принцип комплектования группы тренинга (учитывает такие характеристики, как возраст, пол, профессиональную принадлежность, уровень должностной иерархии, а также психические свойства личности); принцип физической закрытости (тренинговая группа работает в том же составе с начального этапа и до конца тренинга

  1. В чем проявляется специфика этических принципов в процессе реализа-ции тренинга?

Этические принципы – правила отношений участников тренинговой группы с тренером и между собой.

  • Принцип конфиденциальности – информацию о личностных проявлениях участников тренинга и их успешности участники не обсуждают с кем-либо за пределами группы. Соблюдение данного принципа является необходимым для формирования доверительных отношений в группе и создания атмосферы, способствующей самораскрытию участников, а также сохраняет мотивацию участников на обсуждение возникающих вопросов и проблем в рамках группы.

  • Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию – недопустимость по желанию тренера изменения содержательного плана работы с группой.

  • Принцип ненанесения ущерба – предотвращение ведущим возможного ущерба со стороны ведущего участникам тренинга, со стороны одних участников тренинга другим, отказ от манипулятивных способов поведения.





  1. Какие функции выполняет ведущий тренинга?

По ходу реализации программы тренинга ведущий: 1. Руководит работой участников, т.е. задает программу обучения, правила, цели, задачи, осуществляет методическое обеспечение занятий. 2. Оказывает экспертную помощь участникам с целью объективно оценить свое поведение, наглядно показать, как оно действует на других. Экспертиза может осуществляться через предоставление информации по проблеме и через анализ происходящего.

  1. Что означает понятие «групповая динамика» в процессе реализации со-циально-психологического тренинга?

Групповая динамика – это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.

  1. Охарактеризуйте основные фазы, которые проходит группа в своем развитии. Какие внутренние процессы соответствуют каждой фазе развития группы?

Выделяют следующие стадии развития группы:

  • стадия формирования (forming)

  • стадия психологической напряженности (storming)

  • стадия нормализации (norming)

  • стадия деятельности (performing)

  1. Выделите этапы работы с заявленной проблемой в тренинге.

1. Определение целей и перспектив разработки программы

2. Анализ литературы

3. Конкретизация навыков

4. Когнитивная основа навыков

5. Демонстрационные ролевые игры

6. Страховочные ролевые игры

7. Временной план


  1. Назовите факторы, обеспечивающие возможность изменения участников в тренинговой группе.

Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга. 1. Осознание принадлежности к группе позволяет человеку почувствовать, что он не один со своими проблемами. 2.Атмосфера взаимной поддержки, доверия создает предпосылки для ослабления защитных механизмов, придает уверенности и активизирует человека, способствует позитивной переоценке отношения к себе.

  1. Перечислите и охарактеризуйте основные виды социально-психологического тренинга. Влияет ли вид и цель тренинга на содержание и структуру занятия тренинга? Приведите примеры.

Основные типы и виды СПТ. В зависимости от того, на какую цель делается акцент в тренинге
, их условно можно подразделить на два типа: 1. Инструментально-ориентированные тренинги. 2. Личностно-ориентированные тренинги – тренинги, затрагивающие «Я» каждого члена группы и направленные на глубокие личностные преобразования членов группы.

Примеры:

1. группы-встреч;

2. гештальт-группы;

3. психодраматические группы;

4. психодинамические группы;

5. экзистенциальные группы;

6. группы арт-терапии;

7. группы танцевальной терапии и т.д.

1 Оставить нужное