Файл: Контрольная работа по теме Опасности, возникающие при военном конфликте от вторичных факторов поражения, возникающих в результате разрушения пожаро, взрывоопасных объектов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К авариям на ПВОО принадлежат:

- пожары с последующим взрывом;

- газообразных (сжиженных) углеводородных продуктов;

- топливно-воздушных смесей и других взрывоопасных веществ.

К поражающим факторам аварий на ПВОО относятся:

- воздушная ударная волна (ВУВ), в принципе возникающая при ядерных взрывах, взрывах детонирующих и инициирующих веществ, при взрывных превращениях облаков топливно-воздушных смесей, взрывов резервуаров с перегретой жидкостью и резервуаров под давлением;

- осколочные поля, вызываемые летящими обломками разного рода объектов;
- тепловое и световое излучение;

- загрязнения воздуха в очаге поражения угарным газом и химически опасными веществами.

В общем, так сказать, поражающий эффект увеличивается при возбуждении вторичных взрывов - при возгорании и взрыве объектов с энергоносителями в результате воздействий первичного взрыва (так называемый эффект "домино").

За пределами источника взрыва, по-видимому, также прослеживается действие воздушной ударной волны, которая при своем прохождении воздействует на все поверхности, создавая избыточное давление и скоростной напор воздуха. Соответственно, она вызывает разрушения или повреждения зданий городской застройки, промышленных зданий и сооружений, систем электро-, газо- и водоснабжения, транспортных средств.
Вследствие действия поражающих факторов взрыва происходит разрушение или повреждение зданий, сооружений, оборудования, элементов коммуникации, и гибель людей и животных.

Вторичные последствия взрывов представляют поражение находящихся внутри объектов, обломками обрушенных конструкций здания, их погребение под обломками.

В результате таких взрывов имеют возможность начаться пожары, произойти утечка опасных веществ из поврежденного оборудования, и этим соответственно осложняется чрезвычайная ситуация.

Взрыв иногда может привести к незначительным разрушениям, но связанный с ним пожар может вызвать катастрофические последствия и последующие, более мощные взрывы и более сильные разрушения.

Таким образом, аварии на ПВОО, связанные с сильными взрывами и пожарами, следовательно, могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.
2. БОРЬБА С ПОЖАРАМИ, ВОЗНИКШИМИ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ
Борьба с пожарами – деятельность по созданию сил и средств, а также реализации мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов защиты. Целью борьбы с пожарами как задачи гражданской обороны является подготовка к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от пожаров, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. Основные мероприятия борьбы с пожарами при организации и ведении гражданской обороны указаны в пункте 14 Положения о гражданской обороне Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804, в том числе:


- создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

- тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

- тушение пожаров на объектах, отнесённых в установленном порядке к категориям по гражданской обороне в военное время6.

Кроме указанных выше основных мероприятий МЧС России оповещает руководящий состав и сотрудников организации об опасностях, которые возникают при военных конфликтах или в результате этих конфликтов; организует предупреждение и тушение пожаров на подведомственных объектах, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов7.

Для выполнения основных мероприятий задачи борьбы с пожарами федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, в соответствии с их установленными полномочиями, должны создавать и содержать силы, средства, объекты гражданской обороны, планировать и осуществлять мероприятия гражданской обороны.

Задачи борьбы с пожарами включаются в соответствующие планы гражданской обороны и защиты населения8.

При применении противником современных средств поражения масштабность и сложность обстановки в очагах поражения устанавливают характер организации борьбы с пожарами. В военное время организация борьбы с пожарами отличается от тушения пожаров в мирное время. Это связано с тем, что в течение сравнительно короткого промежутка времени, т.е. нескольких часов, в результате применения современных средств поражения, на значительной территории появляется большое число пожаров.

Высокая вероятность образования большого количества пожаров в очагах поражения позволяет вообразить, что требуемое для тушения всех пожаров количество сил и средств в принципе будет намного больше фактически имеющегося. Следовательно, приходится из общей массы пожаров выбрать для тушения те, которые будут оказывать наибольшее влияние на успех решения основных задач ГО. Следовательно, основные усилия должны быть нацелены сначала на:

- противопожарное обеспечение маршрутов ввода сил гражданской обороны через участки сплошных пожаров;

- противопожарное обеспечение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ;

- тушение пожаров на объектах особой важности; локализацию сплошных пожаров вблизи особо важных объектов
;

- локализацию и тушение пожаров в жилой застройке с целью предупреждения образования сплошных пожаров и огневых штормов9.

На основе анализа закономерностей развития и тушения пожаров разрабатываются наиболее целесообразные действия противопожарных сил по борьбе с ними. Действия противопожарных сил, а также способы, приёмы и последовательность их выполнения зависят от обстановки на пожаре.

Организация тушения пожара включает в себя оценку обстановки, прогнозирование возможного дальнейшего развития пожара и на этой основе выработку решения (план тушения) и управление подразделениями. При подходе пожарных подразделений к очагу поражения руководитель тушения пожара на основе данных разведки и личного наблюдения обязан:

- выяснить (уточнить) расположение объектов спасательных работ;

- определить размеры фронта пожаров, а также потребность в силах и средствах для локализации пожаров или снижения интенсивности теплового излучения;

- выяснить месторасположение и состояние источников противопожарного водоснабжения;

- определить направление и скорость приземного ветра, глубину зоны сплошных пожаров, наличие на путях ввода сил разрушений, завалов и других препятствий, мешающих действиям пожарных подразделений;

- определить решающее направление боевых действий; наметить боевые участки;

- назначить начальников боевых участков, поставить перед ними задачи, распределить силы и средства по участкам (объектам) работ;

- создать резерв сил и средств для решения внезапно возникающих задач;

-обеспечить своевременное выполнение принятого решения и строгое выполнение всем личным составом правил техники безопасности10.

Исключительные трудности при организации тушения пожаров возникают на нефтеперерабатывающих и химических предприятиях со взрывоопасной технологией производства. Разрушение технологического оборудования приведет к выбросу из него в помещения, подземные сооружения, на территорию горючих жидкостей и газов, образованию взрывоопасных концентраций, а также обширных зон горения. Потоки горящей жидкости могут распространяться в сторону убежищ. При борьбе с пожарами на таких предприятиях руководителем тушения пожара выполняются основные мероприятия, представленные в Приложении А.

При поражении складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей пожары возникнут в результате разрушения резервуаров. Горящие потоки жидкости могут растекаться через разрушенные обвалования по склонам местности, водной акватории, угрожать населенным пунктам и объектам экономики. При борьбе с пожарами на таких объектах руководителем тушения пожара выполняются основные мероприятия, представленные в Приложении Б.


При поражении районов добычи нефти и газа возникнет большое количество пожаров нефтяных, газонефтяных и газовых фонтанов. Кроме того, возникнут обширные загазованные пространства, а также зоны задымления. Указанные пожары являются наиболее сложными, для их тушения потребуются значительные силы и средства, а также продолжительное время. При борьбе с пожарами на таких объектах руководителем тушения пожара выполняются основные мероприятия, представленные в Приложении В.

При возникновении пожаров на поврежденных участках газопроводов руководитель тушения пожара обязан:

- принять меры к снижению давления в газопроводе или отключению аварийного участка от остальной газовой сети;

- ликвидацию горения газовых факелов осуществлять только тогда, когда аварийная бригада (звено) будут готовы к немедленному закрытию поврежденных участков газопровода.

Пожары в зданиях и сооружениях квалифицируются быстрым повышением температуры, задымлением помещений, распространением огня скрытыми путями и потерей конструкциями несущей способности. Основное производство объектов оборонной промышленности, как правило, размещается в одноэтажных зданиях, которые имеют значительные высоту и площади, сгораемые или несгораемые покрытия.

Кроме того, в таких производственных корпусах часто делают встроенные убежища для работающих смен. Пожары в этих зданиях могут возникнуть как от воздействия светового излучения, так и от вторичных причин, вызванных разрушением технологического оборудования и электроустановок от ударной волны. Быстрое развитие пожара по покрытиям с последующим их обрушением, а также ферм и колонн создает большие трудности для работы пожарных подразделений и формирований ГО.

Наряду с этим:

- закрытые оконные проёмы в задымлённом или горящем здании удостоверяют о том, что в нём нет людей или они находятся в бессознательном состоянии;

- сильное пламя, которое вырывается из оконных проёмов – показатель интенсивного горения сгораемой начинки зданий;

- резкое падение высоты пламени из оконных проёмов – говорит об обрушении ограждающих конструкций или выгорании дверных полотнищ, за которыми может начаться ещё большее обрушение;

- отсутствие выбросов пламени из окон – основание быстрого распространения огня по внутренним конструкциям, по пустотам и горючей загрузке, при котором создаётся опасность отрезания огнём путей эвакуации;

- большое количество густого дыма, выбрасываемого из оконных проёмов - сигнал горения при недостатке кислорода в воздухе.


При борьбе с пожарами на таких объектах руководитель тушения пожара обязан11:

- организовать пожарную разведку с разных направлений несколькими разведывательными группами;

- определить решающее направление тушения пожара с учесом первоочередного обеспечения спасательных работ;

- не допускать распыления сил и средств по многочисленным боевым позициям. Тушение пожара вести в тех местах, где здания и производственное оборудование получили минимальные повреждения от ударной волны и светового излучения;

- для тушения пожара в первую очередь использовать мощные водяные струи из лафетных стволов, а также сохранившиеся стационарные установки пожаротушения;

- обеспечить наблюдение за состоянием строительных конструкций. При возникновении угрозы их обрушения немедленно отвести личный состав и технику в безопасные места.

На открытой местности пожары отличаются открытым горением с пламенем большого размера, излучающим мощные тепловые потоки, перебросом горящих частиц и головней на значительное расстояние, распространением фронта пожара по открытым сгораемым поверхностям и задымлением больших площадей в основном по направлению ветра.

Как известно, при открытых пожарах, дующий сильный ветер вызывает новые очаги пожара с помощью искр и горящих головней, в результате под действием ветра обрушиваются конструкции, которые особо повреждёны огнём, или свободно стоящих зданий, такой огонь для работающего личного состава формирований преграждает им пути отхода.

Чтобы принять решение о выполнении работ по локализации и тушению пожара производится пожарная разведка, чтобы получить данные о пожарной обстановке.

Когда тушат крупный и массовый пожар (большая территория (целый район), то работают сразу несколько подразделений пожаротушения, которые разбивается на боевые участки (по числу привлекаемых подразделений пожаротушения). Границы этих участков устанавливаются руководством подразделений и могут формироваться по этажам, противопожарным преградам, периметру здания, отдельным зонам пожара.

Финальным этапом оценки обстановки является установление первостепенной важности направления действий, согласно которым использование сил и средств подразделений в данный момент времени обеспечивает наиболее эффективные условия для её решения. На основе оценки сложившейся обстановки и с учётом имеющихся сил и средств, принимается решение как будет тушиться пожар.