Файл: Методические рекомендации по подготовке конкурсанта к участию в Региональном чемпионате профессионального мастерства Молодые профессионалы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЖОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке конкурсанта к участию в Региональном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы»
WorldSkills Russia. по компетенции «Сварочные технологии» разработчик: Вилков А.Н., мастер производственного обучения

2
Рассмотрено на заседании МО преподавателей мастеров технического блока металлообработки протокол №______ от ____ __________ _______ года
Председатель МО ______________ Айдарова Ю.В..

3
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………… 3 1. Компетентность тренер-наставника по подготовке участника конкурса профессионального мастерства по правилам WorldSkills Russia…………….. 4 2. Методика подготовки участника конкурса профессионального мастерства по правилам WorldSkills Russia по компетенции «Сварочные технологии»…. 7
Список рекомендуемых источников…………………….................................... 15
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….. 17

4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Движение WorldSkills направлено на повышение престижа рабочих профессий и квалификации работников, на привлечение молодежи в производственные секторы экономики, а также на совершенствование квалификационных стандартов по рабочим профессиям и специальностям профессионального образования с учетом национальных и международных требований к профессиональным компетенциям. [8]
Чемпионаты и конкурсы профессионального мастерства разных уровней по правилам WorldSkills Russia являются важным элементом внешней оценки и признания работодателями уровня и качества подготовки кадров по программам среднего профессионального образования. [8]
Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций, мастерам производственного обучения и преподавателям специальных дисциплин, выполняющим функции тренера-наставника, ответственного за подготовку конкурсанта к участию в
Открытом Региональном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» World Skills Russia по компетенции «Сварочные технологии».
В методических рекомендациях представлен опыт работы мастера производственного обучения, эксперта Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» World Skills Russia, подготовившего призера чемпионата данного уровня по компетенции «Сварочные технологии».
Стандарты WSR и соответствующие полученные результаты на конкурсах различных уровней, послужили основой для составления алгоритма подготовки к этим процессам.
Роль наставника в подготовке обучающихся, участвующих в профессиональных конкурсах World Skills, очень важна.
При подготовке к конкурсам и чемпионатам тренер-наставник старается не просто передать собственный опыт, но и укрепить у обучающегося веру в свои профессиональные возможности, в достижение успеха, овладением новыми техниками и дальнейшего развития и профессионального роста. [11]
В результате данной деятельности формируются такие кандидаты для участия в конкурсах, которые преодолеют социально-психологические барьеры, достойно выполнят задания, пройдут отборочные соревнования и успешно выступят в чемпионате конкурса профессионального мастерства. [11]


5 1 Компетентность тренера-наставника по подготовке участника конкурса профессионального мастерства по правилам WorldSkills Russia
Педагог, выполняющий функции тренера-наставника по подготовке участника конкурса профессионального мастерства по правилам WorldSkills Russia должен быть заинтересованным в достижении поставленной цели, способным методически грамотно и рационально организовать свою работу и деятельность обучающегося по подготовке к предстоящему соревнованию.
Ответственность, психологическая устойчивость, профессионализм – одни из главных факторов успеха тренера и конкурсанта.
Подготовкой участника должен заниматься профессионал, обладающий достаточным опытом работы в области сварочного производства и педагогическим мастерством, способным к обучению конкурсанта всем видам сварки, которые необходимы для выполнения конкурсного задания. Конкурсные задания чемпионатов по правилам
WorldSkills Russia предполагают владение участником практическими навыками по выполнению комплекса работ, которые не входят в программу обучения по той или иной профессии.
Прежде чем разрабатывать программу и приступать к подготовке обучающегося необходимо детально ознакомиться с нормативными документами и методическим обеспечением, регламентирующими проведение чемпионатов WorldSkills Russia.
Основные документы, регламентирующие деятельность WorldSkills:
 Регламент - совокупность ключевых правил, определяющих внутреннюю организацию и формы деятельности WSI.
[7]
 Стандарт Ворлдскиллс – совокупность установленных Союзом обязательных правил и требований к процедуре организации и проведения мероприятий, основанных на оценке профессионального мастерства в соответствии со спецификациями стандартов компетенций
. [8]
 Правила соревнований - порядок организации и проведения чемпионата WS, включающего в себя конкурсы по всем специальностям
. [7]

Система оценки квалификаций участников чемпионатов рабочих профессий
WorldSkills. [7]

Кодекс этики - устанавливает нормы поведения и этические стандарты WorldSkills
Russia, которыми следует руководствоваться при принятии решений в рамках участия в соревнованиях, в период подготовки к ним и после проведения соревнований. [3]

6
 Спецификация стандарта компетенции (WorldSkills Standards Specifications WSSS) – перечень умений и навыков, которыми должен обладать специалист по соответствующей компетенции, с указанием процентного соотношения их использования и важности в рамках подготовки критериев оценки. [8]
 Стандарт компетенции - содержит техническое описание компетенции; конкурсное задание компетенции; инфраструктурный лист компетенции; план застройки площадки; критерии оценки конкурсного задания, требования техники безопасности. [8]
 Техническое описание компетенции включает сведения о необходимых знаниях и умениях, а также о видах работ, которые выполняет участник. [10]
Техническое описание определяет: название специальности, характеристики компетенции, объем (диапазон) работ, разработку, выбор, выверку, внесение изменений
(при необходимости) и обнародование Конкурсного задания, проведение конкурса, отраслевые требования техники безопасности, материалы и оборудование, привозимое с собой конкурсантами и предоставляемое Экспертами, примеры планировки площадок и запрещенное оборудование.
Компетентность педагога в данной области знаний наиболее успешно формируется в процессе обучения на курсах по программе повышения квалификации «Базовые основы подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства по правилам
WorldSkills, компетенция «Сварочные технологии» или по программе подготовки экспертов, что дает право проведения чемпионатов WorldSkills в рамках своего региона.
Курсы по данной программе, организованные Академией Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс
Россия)», можно пройти дистанционно или очно в Региональном координационном центре
WorldSkills Russia. (Приложение 1).
Необходимый опыт приобретается также в результате самостоятельной организации конкурсов профессионального мастерства по требованиям WorldSkills в своем образовательном учреждении, при подготовке обучающихся и участии в рамках сетевого взаимодействия в аналогичных конкурсах на площадках профильных производств.
Наиболее полное представление об условиях конкурса формируется в процессе непосредственного участия в региональном чемпионате в качестве сопровождающего тренера или эксперта. (Приложение 2)


7 2. Методика подготовки участника конкурса профессионального мастерства по правилам WorldSkills Russia по компетенции «Сварочные технологии»
Подготовка к конкурсу начинается с выбора претендента-участника.
Выбор претендента на участие в чемпионате осуществляется по следующим требованиям, предъявляемым Правилами проведения чемпионата:
- конкурсант должен быть гражданином Российской Федерации, не достигшим возраста
23 лет к моменту начала соревнований;
- не допускается повторное участие конкурсантов – победителей и призеров Региональных чемпионатов прошлых лет. [7]
Для обучающихся первого курса отбор участников и подготовку к конкурсам профессионального мастерства осуществляем с начала проведения учебной практики, где обучающиеся могут показать свои возможности в плане освоения практических умений.
Для обучающихся вторых и третьих курсов - после анализа результатов участия в конкурсе профессионального мастерства в колледже, когда можно оценить не только качество выполнения практических заданий, уровень теоретической подготовки, но и личностные особенности обучающихся.
Участие в конкурсах, особенно чемпионатах различного уровня, предполагает устойчивость конкурсанта к значительным эмоциональным и физическим перегрузкам.
При выполнении конкурсного задания по сварке обучающийся часто испытывает нагрузку на зрение, напряжение внимания, усталость рук, психологическую утомляемость.
Кандидат на участие в конкурсе должен обладать такими качествами как ответственность, аккуратность, физическая выносливость, способность к самоанализу, адекватному восприятию замечаний наставника, готовность к внеурочным временным затратам и усилиям в период подготовки к конкурсу, к отработке дополнительных компетенций, предусмотренных конкурсным заданием.
Важнейшим параметром при отборе кандидата является его мотивация – желание участвовать в конкурсе не только с целью достижения победы, но и стремлением к профессиональному росту, соответствию своей будущей квалификации требованиям современных профессиональных стандартов.
В связи с этим педагогам, ответственным за подготовку обучающегося к конкурсам, предстоит сделать не только правильный выбор кандидата (желательно не одного, а небольшую команду из 3-4 обучающихся), но и решать воспитательные задачи по морально-психологической подготовке будущих участников, возможно совместно с педагогом - психологом.

8
Для каждого претендента на участие в конкурсе тренер-наставник разрабатывает индивидуальную программу подготовки.
Конкурсант должен обладать профессиональными знаниями и навыками необходимыми для выполнения Конкурсного задания, знать и соблюдать регламент соревнований, требования охраны труда, а также соблюдать кодекс этики.
Необходимо провести актуализацию и оценку базовых знаний, умений обучающихся по профессиональной компетенции методом тестирования, а также наблюдения при выполнении практических заданий, чтобы включить в программу подготовки этап устранения имеющихся ошибок и пробелов. (Приложение 3)
Хотя в соревнованиях по компетенции проверка знаний и понимания осуществляется посредством оценки выполнения практической работы, проверку, тестирование на знаниеи умение выбирать правильное оборудование, технологические параметры и сварочные технологии в зависимости от соединяемых материалов следует включать во все этапы подготовки по выполнению заданий каждого модуля.
Корректировку знаний можно провести методом консультирования, тестирования и организацией самоподготовки обучающегося с использованием электронных образовательных ресурсов, элементов дистанционного обучения. [12]
Конкурсант должен быть ознакомлен с необходимой информацией, изучив документы, используемые при подготовке к чемпионату WSR:
 Правилами Чемпионата
 Техническим описанием компетенции
 Конкурсными заданиями
 Инфраструктурным листом
 Критериями оценки
 Требованиями техники безопасности
 Кодексом этики Ворлдскиллс
Стандарты компетенций, задания и другие регламентирующие и методические документы размещаются на сайте союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». [8]
Конкурсное задание представляет собой описание содержания работ, выполняемых в конкретной области профессиональной деятельности на определенном оборудовании с предъявлением требований к выполнению норм времени и качеству работ и содержит: описание всех этапов задания, включая планы, эскизы, чертежи; время выполнения каждого этапа задания; описание работ, выполняемых на каждом этапе выполнения задания. [4]
Конкурсные задания подготавливаются согласно ISO A и ISO E и разрабатываются


9 так, чтобы участники могли продемонстрировать навыки, указанные в Техническом описании. Чертежи и документы составлены по шаблону WSI TPXX.
Обнародование Конкурсного задания для Экспертов и конкурсантов происходит как минимум за три месяца до начала чемпионата, поэтому на промежуточном этапе подготовки можно отрабатывать выполнение конкурсных заданий Национального чемпионата предыдущего года.
Инфраструктурный лист компетенции включает сведения о материалах, оборудовании и инструментах, применяемых при выполнении работ: перечень инструмента, оборудования и мебели, необходимых для оснащения мест работы и отдыха участников и экспертов, с указанием технических характеристик (ссылка на тип оборудования), их количества. [2]
Выполненные Конкурсные задания оцениваются в соответствии с регламентами начисления баллов, принятыми в «WorldSkills International» на основании характеристик компетенций, определяемых Техническим описанием и Правилами проведения чемпионата. [10]
Конкурсант должен получить правильную и полную информацию о требованиях чемпионата к гигиене труда и технике безопасности. Требования техники безопасности для соревнований по компетенции направлены на охрану здоровья и окружающей среды. [6]
Инструкция по охране труда и технике безопасности для участников включает:
- общие требования охраны труда
- требования охраны труда перед началом работы
- требования охраны труда во время работы
- требования охраны труда в аварийных ситуациях
- требования охраны труда по окончанию работ
Тренировочные занятия по отработке конкурсных заданий проводятся в учебной мастерской. В случае отсутствия необходимого оборудования возможно заключение договора с базовым предприятием на проведение некоторых занятий непосредственно на производстве.
Содержанием конкурсного задания являются Сварочные работы. Конкурсное задание имеет несколько модулей, выполняемых последовательно. Задание включает в себя сборку и сварку стыковых и тавровых соединений пластин и труб, а также сортового проката во всех рабочих положениях и швами с разными углами наклона и вращения (вся сварка соединений, емкостей и сосудов выполняется вертикально снизу вверх; для модулей из алюминия и нержавеющей стали все швы выполняются в один проход с присадочным материалом).
[4]

10
Работы выполняются с применением различных способов сварки, включая ручную дуговую сварку плавящимся покрытым электродом (MMA / 111), частично механизированную сварку в среде защитного газа (MIG, MAG / 135), ручную дуговую сварку неплавящимся электродом в среде защитного газа (TIG / 141) и частично механизированную сварку порошковой проволокой (MIG, MAG/ 136).
В соответствие с учебным планом на первом и втором курсах обучения формируются профессиональные компетенции, соответствующие видам деятельности: проведение подготовительных, сборочных операций перед сваркой, зачистка и контроль сварных швов после сварки и ручная дуговая сварка плавящимся покрытым электродом. В связи с этим, в программу подготовки к конкурсу необходимо ввести опережающим порядком ознакомление с оборудованием, технологией и освоение техники выполнения частично механизированной сварки плавящимся электродом (данный вид сварки осваивается только на третьем курсе обучения) и ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе (аргонодуговая сварка), если изучение таковой не предусмотрено основной образовательной программой.
При подготовке к конкурсу участнику необходимо сосредоточиться на отработке следующих компетенций:
- Выполнять сварные швы в соответствии с международными спецификациями.
- Выполнять сварку материалов из углеродистой стали, алюминия и его сплавов, нержавеющей стали во всех позициях (кроме вертикального шва, накладываемого сверху вниз).
- Выполнять односторонние сварные швы с полным проплавлением корня шва.
- Выполнять стыковые и тавровые сварные соединения с полным проплавлением корня шва.
Программа подготовки участника конкурса включает отработку поэтапного выполнения заданий по модулям.
Модуль 1: контрольные образцы - три-пять образцов, с одним V-образным стыковым соединением и тавровым соединением.
Модуль 2: резервуар, работающий под давлением - полностью герметичная конструкция из пластин / труб, которая будет включать все четыре перечисленных способа сварки и все положения сварки.
Модуль 3: алюминиевая конструкция - частично закрытая конструкция из алюминия, которая будет сварена посредством TIG (141).


11
Модуль 4: конструкция из нержавеющей стали - частично закрытая конструкция из нержавеющей стали, которая будет сварена посредством TIG (141).
Выполнение заданий по модулю начинается с чтения чертежа и разбора технических условий процесса сборки и сварки. (Приложение 4)
Алгоритм выполнения заданий по модулям:
Модуль 1
Контрольные образцы выполняются ручной дуговой сваркой плавящимся покрытым электродом.
- выполнение операций по подготовке металла к сварке;
- отработка навыков выполнения сварки труб в неповоротном положении под углом 45⁰;
- выполнение вертикального шва на пластинах с разделкой кромок под углом 45⁰;
- выполнение горизонтального шва на пластинах с разделкой верхней кромки под углом
45⁰;
- тавровое соединение деталей с проваркой коренного шва ручной дуговой сваркой и наложением шва усиления;
- отработка операции по зачистке рабочей поверхности
- анализ допущенных и возможных дефектов, их причины.
Типичные ошибки:
- некачественная подготовка металла к сварке;
- неправильное выставление зазора;
- несоостность деталей;
- неправильный выбор способа сварки;
- сварка в неправильном пространственном положении;
- несоответствие катета или размеров шва;
- прожоги, непровар корня шва.
Необходимо учесть, что во время выполнения конкурсного задания не допускается устранение дефектов сборки и сварки изделия.
Модуль 2
Резервуар, работающий под давлением изготавливается с помощью всех четырех видов сварки: MMA / 111, MIG, MAG / 135, TIG / 141, MIG, MAG/ 136.
- отработка навыков сборки резервуара в любом пространственном положении, любым способом сварки;
- выполнение прихваточных швов с наружной поверхности резервуара;
- выполнение сварки вертикальных или наклонных сварных швов по направлению вверх
(на подъём);

12
- закрепление навыков выполнения сварочных швов четырьмя видами сварки во всех пространственных положениях.
Типичные ошибки:
- неправильная сборка резервуара;
- выполнение прихватки внутри резервуара;
- нарушения технологии сварки,
- использовании неправильных процессов сварки,
- выбор не соответствующих материалов и электродов
- изменения пространственных положений изделия.
Модуль 3
Изготовление алюминиевой конструкции выполняется аргонодуговой сваркой.
- подготовка поверхности алюминиевой конструкции;
- выполнение прихваточных швов с наружной поверхности конструкции;
- выполнение вариантов сборки алюминиевой конструкции в разных пространственных положениях.
- выполнение всех швов за один проход с использованием присадочного материала;
- выполнение сварки вертикальных или наклонных сварных швов по направлению вверх
(на подъём);
- закрепление навыков выполнения сварочных швов аргонодуговой сваркой за один проход во всех пространственных положениях.
Типичные ошибки:
- прихватки внутри алюминиевой конструкции;
- удаление материала, шлифование или зачистка алюминиевой конструкции после сварки прихваток;
- сварка соединений в неправильном положении;
- выполнение шва в два прохода.
Модуль 4
Изготовление конструкции из нержавеющей сталивыполняется аргонодуговой сваркой.
- подготовка поверхности конструкции из нержавеющей стали;
- выполнение прихваточных швов с наружной поверхности конструкции;
- выполнение вариантов сборки конструкции в разных пространственных положениях.
- выполнение всех швов за один проход с использованием присадочного материала;
- выполнение сварки вертикальных или наклонных сварных швов по направлению вверх
(на подъём);