Файл: И Натальи Борисовны Истоминой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ учебников математики

Для анализа выбраны два учебника математики для 3 класса: авторского коллектива под руководством Марии Игнатьевны Моро (традиционная программа) и Натальи Борисовны Истоминой (программа развивающего обучения)


Рассматриваемые

вопросы

Учебник №1.

Математика 3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1./[М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.].- М. :Просвещение, 2016. – 112 с.: ил. – (УМК Школа России)

Учебник №2.

Истомина Н.Б. Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. /Н.Б. Истомина – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. – 120 с.; ил. – (УМК Гармония)

Каким образом представлена теоретическая часть материала (четкость, доступность, простота материала)?

Пример

Теоретический материал в рассматриваемом учебнике представлен с учётом дидактических и психологических требований. Новый материал отмечается специальным символом. Чаще всего учебник предлагает следующую последовательность при знакомстве с новым понятием или свойством, или способом действий или др.:

- предметные действия или рассматривание сюжетной или предметной картинки,

- наблюдение за изменениями, ответы на вопросы учителя или учебника,

- перевод наглядно-образных наблюдений на язык математических символов,

- знакомство с правилом,

- выучивание и применение правила.

Материал излагается просто и доступно.

Например, знакомство с задачами, раскрывающими кратное отношение «во сколько больше?», «во сколько меньше?»

Стр. 42.



№1 – решение задачи на новое правило – первичное закрепление. Непосредственное применение нового правила.


При работе с теоретическим материалом, можно проследить одну из интересных задумок автора учебника – Н.Б. Истоминой. В поиске ответов на поставленную проблему активное участие принимают герои книги Миша и Маша, а вместе с ними и все дети класса. Сформулированная проблема исследуется, анализируется, ищутся рациональные варианты, разбираются ошибки, и делается вывод. Такой подход активного включения учеников класса в поисковую деятельность по нахождению решения поставленной проблемы заставляет детей активно работать на уроке, учит думать, рассуждать, слушать и слышать собеседника, самому высказывать обоснованные суждения.

В процессе такой деятельности теоретический материал излагается доступно и понятно, ведь дети сами принимают непосредственное участие в поисках нужных выводов.

Например, знакомство с задачами, раскрывающими кратное отношение «во сколько больше?», «во сколько меньше?»

Стр. 82.





№255 – первичное закрепление. Сравнение различных видов, ранее изученных и сегодняшнего нового отношения.


На сколько обеспечена вариативность учебных заданий, возможность дифференциации упражнений и заданий в соответствии с уровнем знаний, умений и навыков учащихся. (Приведите пример)

Примеры

Оба учебника содержат достаточно большой материал вариативных заданий, дающий учителю возможность дифференцировать задания на уроке и в домашнем задании. В основном это дифференциация по уровню сложности, предполагающая нарастание сложности задания по одной и той же теме при переходе с одного уровня на другой. В учебнике содержится целый арсенал таких заданий, и только от учителя зависит активное применение дидактического потенциала, а не только банальное: «Прочитай задание. Решай.»

В качестве примера рассмотрим предложенный авторами учебников материал по закреплению (на всех трёх уровнях) выбора действия в задачах на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

В заданиях используются простые и составные текстовые задачи, их сравнение, алгебраический, геометрический материал, сравнение и другие действия с величинами.

Стр. 36,37,38.









Стр. 71,72,73.



Есть ли задания в учебнике для развития творческого начала?

Каким образом они представлены (соотношение заданий эвристического, исследовательского и репродуктивного характера)?

Примеры

В учебнике есть задания различного типа: репродуктивного, исследовательского, творческого характера. Главную часть составляют упражнения репродуктивного характера, нахождение значений выражений в 3-4 действия. К сожалению, другого типа упражнений счётное количество.

Например, при изучении темы «Порядок действий»

Стр. 27, 32, 33, 52





В учебнике представлены задания различного типа с разной дидактической целью. Невозможно выработать вычислительный навык, не используя систему упражнений репродуктивного характера.

И все-таки задания эвристического, исследовательского характера преобладают. У учителя, работающего по этому учебнику, нет недостатка в заданиях творческого характера, интересных по структуре и содержанию.

Например, при изучении темы «Порядок действий»

Несколько заданий исследовательского и творческого характера.

Стр. 104, 105, 107, 110.