ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ учебников математики
Для анализа выбраны два учебника математики для 3 класса: авторского коллектива под руководством Марии Игнатьевны Моро (традиционная программа) и Натальи Борисовны Истоминой (программа развивающего обучения)
Рассматриваемые вопросы | Учебник №1. Математика 3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1./[М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.].- М. :Просвещение, 2016. – 112 с.: ил. – (УМК Школа России) | Учебник №2. Истомина Н.Б. Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. /Н.Б. Истомина – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. – 120 с.; ил. – (УМК Гармония) |
Каким образом представлена теоретическая часть материала (четкость, доступность, простота материала)? Пример | Теоретический материал в рассматриваемом учебнике представлен с учётом дидактических и психологических требований. Новый материал отмечается специальным символом. Чаще всего учебник предлагает следующую последовательность при знакомстве с новым понятием или свойством, или способом действий или др.: - предметные действия или рассматривание сюжетной или предметной картинки, - наблюдение за изменениями, ответы на вопросы учителя или учебника, - перевод наглядно-образных наблюдений на язык математических символов, - знакомство с правилом, - выучивание и применение правила. Материал излагается просто и доступно. Например, знакомство с задачами, раскрывающими кратное отношение «во сколько больше?», «во сколько меньше?» Стр. 42. №1 – решение задачи на новое правило – первичное закрепление. Непосредственное применение нового правила. | При работе с теоретическим материалом, можно проследить одну из интересных задумок автора учебника – Н.Б. Истоминой. В поиске ответов на поставленную проблему активное участие принимают герои книги Миша и Маша, а вместе с ними и все дети класса. Сформулированная проблема исследуется, анализируется, ищутся рациональные варианты, разбираются ошибки, и делается вывод. Такой подход активного включения учеников класса в поисковую деятельность по нахождению решения поставленной проблемы заставляет детей активно работать на уроке, учит думать, рассуждать, слушать и слышать собеседника, самому высказывать обоснованные суждения. В процессе такой деятельности теоретический материал излагается доступно и понятно, ведь дети сами принимают непосредственное участие в поисках нужных выводов. Например, знакомство с задачами, раскрывающими кратное отношение «во сколько больше?», «во сколько меньше?» Стр. 82. №255 – первичное закрепление. Сравнение различных видов, ранее изученных и сегодняшнего нового отношения. |
На сколько обеспечена вариативность учебных заданий, возможность дифференциации упражнений и заданий в соответствии с уровнем знаний, умений и навыков учащихся. (Приведите пример) Примеры | Оба учебника содержат достаточно большой материал вариативных заданий, дающий учителю возможность дифференцировать задания на уроке и в домашнем задании. В основном это дифференциация по уровню сложности, предполагающая нарастание сложности задания по одной и той же теме при переходе с одного уровня на другой. В учебнике содержится целый арсенал таких заданий, и только от учителя зависит активное применение дидактического потенциала, а не только банальное: «Прочитай задание. Решай.» В качестве примера рассмотрим предложенный авторами учебников материал по закреплению (на всех трёх уровнях) выбора действия в задачах на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. В заданиях используются простые и составные текстовые задачи, их сравнение, алгебраический, геометрический материал, сравнение и другие действия с величинами. | |
Стр. 36,37,38. | Стр. 71,72,73. | |
Есть ли задания в учебнике для развития творческого начала? Каким образом они представлены (соотношение заданий эвристического, исследовательского и репродуктивного характера)? Примеры | В учебнике есть задания различного типа: репродуктивного, исследовательского, творческого характера. Главную часть составляют упражнения репродуктивного характера, нахождение значений выражений в 3-4 действия. К сожалению, другого типа упражнений счётное количество. Например, при изучении темы «Порядок действий» Стр. 27, 32, 33, 52 | В учебнике представлены задания различного типа с разной дидактической целью. Невозможно выработать вычислительный навык, не используя систему упражнений репродуктивного характера. И все-таки задания эвристического, исследовательского характера преобладают. У учителя, работающего по этому учебнику, нет недостатка в заданиях творческого характера, интересных по структуре и содержанию. Например, при изучении темы «Порядок действий» Несколько заданий исследовательского и творческого характера. Стр. 104, 105, 107, 110. |