Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины педагогика Тема Проблемы оценки качества образования и обучения Фамилия студента Суменкова.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основные данные о работе

Содержание

Введение

Основная часть

1глава основной части

2 глава основной части

3 глава основной части Проблемы оценивания качества обучения Современная ситуация в обществе, а также опыт управления школой подтверждают, что главный путь развития системы образования - обеспечение конкурентоспособности каждого учебного заведения и его выпускников. Основой конкурентоспособности является качество образования.Проблема качества образования, прежде всего, должна рассматриваться с позиции общечеловеческой и социальной ценности образования, быть связанной с тем, чему мы учим и как мы учим.Ошибки в организации контроля и оценки делают невозможным формирование у ученика стремления учиться, преодолевая при этом объективные трудности процесса познания, становления и самоутверждения личности, которые невозможны без самоуважения.Система требований к осуществлению контроля полно раскрыта в работах В. Лозовой. Так, в учебнике "Теоретические основы обучения и воспитания" отмечается, что основными требованиями к контролю являются:1. Объективность оценки.2. Индивидуальный характер оценки.3. Гласность контроля, предусматривает мотивировки оценки.4.Всеcторонность оценки.5. Дифференцированность оценки.6. Разнообразие форм и методов.7. Этичность контроля.8. Подготовка школьников к осуществлению контроля и самоконтроля знаний и тому подобное.То, что эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от осуществления контроля (его количества, качества, своевременности, глубины, полноты и объективности), в современной научной педагогической литературе доказано. Ведь именно контроль как способ обратной связи в управленческой деятельности позволяет получать информацию о состоянии учебно-воспитательного процесса, его результативность. Поэтому система внутри школьного контроля в СОШ может быть рассмотрена как подсистема общей целостной системы управления школой, так и самостоятельная относительно целостная система.Повышение качества, осуществляемого внутри школьного контроля над состоянием учебно-воспитательной работы, является одним из эффективных путей совершенствования системы управления образовательным учреждением.В современных школах применяются такие формы контроля: добровольный взаимный контроль, самоконтроль, общественный смотр знаний, творческий отчет "портрет педагога", который позволяет не только представить себе профессиональные возможности учителя, но и раскрыть индивидуальные черты личности, творческое мышление и потребность формировать творческую личность ученика.Оценивания учебных достижений учащихся является одним из необходимых компонентов учебного процесса, поскольку дает возможность получить качественную характеристику усвоения учебного материала. Учитель имеет возможность оценить положительные и отрицательные аспекты своей работы и по возможности вносить изменения в методы работы, ища тем самым тот индивидуальный стиль, который и создает настоящего педагога. Но и ученик не стоит в стороне процесса оценивания, вырабатывая свое отношение к оценочным знаниям, ведь мнение друзей, товарищей, родителей о его школьных успехах ему не безразлично.Следует обратить внимание на трудности, которые возникают при оценке, а именно неумение почувствовать ту грань, за которой начинается качество, соответствующее другой оценке результатов оценивания. Это, в частности, касается как чрезмерной учительской требовательности, так и определенного либерализма, ограничивающие диапазон критериев оценки.Особые трудности возникают в том случае, когда приходится оценивать нестандартные ответы или результаты работы:определенная неуверенность, предвзятость, отсутствие собственного отношения к заданной системы оценивания;иногда молодые учителя грешат "рефлексом солидарности", то есть при любых условиях помогают ученику, щедро ставят высокие баллы. Предостережением таком оценке является то, что снисходительность развращает детей, а потому они нередко пренебрежительно начинают относиться к такому "доброго" учителя;учитель ориентируется не на реальный результат обучения конкретных учеников, а на сравнение с признанными им эталонами. Такая оценка происходит в условиях, когда учитель выбирает одного из учеников за "образец" и начинает ставить его всем в пример. Стремясь делать так же, дети еще больше ухудшают качество собственных знаний;отсутствие четкой системы в оценке, ориентация на какие-то случайные факторы. Это может проявляться в том, что учитель может гораздо больше опрашивать и выставлять оценок тем ученикам, фамилии которых записаны в журнале вверху. Еще учителя могут опрашивать детей не по журналу, а хаотично. Тогда, в основном, больше опрашиваемыми будут те ученики, которые сидят на первых партах. Дети, сидящие на последних партах, не попадают в зону внимания учителя, даже если и стремятся отвечать;учитель оценивает ученика независимо от жизненных обстоятельств, считая, что если ученик пришел на уроки, то должен работать наравне со всеми. Но возможно, что в классе есть ребенок, который часто болеет, но в первый же день посещения школы он вместе со всеми пишет контрольную работу по математике. Очевидно, что у него будет низкая оценка, которая к тому же будет выставлена в журнале. Это приводит к снижению учебной активности таких детей;учитель проводит акт непосредственного "воспитания" через оценку. Это проявляется в расширении сферы явлений, которые оценивает. Например, может поставить неудовлетворительную оценку ученику, который забыл тетрадь или ручку, а не послушно вел себя на уроке;учитель формирует зависимость ребенка от определенного уровня оценок, то есть поддерживает "легенду" о его зацикленности на определенном уровне, неспособность достичь высокого результата.Контроль и оценка всегда были важной составляющей учебного процесса. Между тем веками педагоги дискутируют о целесообразности оценки, его технологию, о том, что должна показать оценка - успешность ученика или преимущества, недостатки той или иной методики обучения.Проблемы внутренней оценки.Проблема оценки качества образования является наиболее обсуждаемой на самых разных уровнях: от первых лиц государства до конкретных учителей, учащихся и их родителей. Ей посвящаются научно-практические конференции, семинары, заседания педагогических советов, круглые столы и многие другие мероприятия. Казалось бы, что за те долгие годы, в течение которых идет эта дискуссия, уже должна наступить определенная ясность, согласованность в понимании принципов, методов 2 и использования результатов оценки качества образования. Но наш управленческий и педагогический опыт свидетельствует о том, что в настоящее время результаты ГИА, других внешних диагностических работ являются основным мерилом успешности деятельности школы. В ряде случаев на основе этих результатов формируется рейтинг общеобразовательных учреждений (далее — ОО). Проведенный нами анализ нескольких десятков официальных сайтов школ различных субъектов Российской Федерации показал, что на сайтах большинства ОО вообще отсутствуют локальные нормативные акты, регламентирующие оценку качества образования. Там же, где они есть, их содержание относится прежде всего к внешней, а не внутренней оценке. Можно сделать заключение о том, что результаты внешней оценки являются определяющими и для самой школы. Этот факт подтверждается не только многочисленными неформальными беседами, которые вели авторы статьи с директорами школ, учителями, родителями, но и конкретными данными. В 2018 году мы провели опрос среди 200 педагогов из различных регионов России. На вопрос «Каковы наиболее значимые критерии для оценки качества образовательной деятельности школы?» были получены такие ответы: ⚫ результаты ЕГЭ — 66% респондентов; ⚫ профессиональный уровень педагогов, работающих в школе, — 63%; ⚫ процент выпускников, поступивших в вузы, — 46%. Налицо, с нашей точки зрения, дисбаланс, когда внешняя оценка либо подменяет собой внутреннюю оценку либо у школ внутренней системы оценки качества образования вообще не существует. Те локальные нормативные акты, которые нам удалось увидеть, в большинстве случаев однотипны, что также может указывать на формальный подход при разработке этого важного для школы документа. На важность наличия внутренней системы оценки качества образования указывают результаты ответов, которые были получены из указанного выше опроса. На вопрос «Кто может оценивать качество преподавания?» 66% респондентов указали на администрацию школы, 59% — на самого учителя, 58% — на учащихся, 38% — на родителей и лишь 25% — на органы управления образования. На наш взгляд, исходя из этих данных, можно сделать следующие выводы: ⚫ качество преподавания является самым важным фактором, влияющим на качество образования (об этом говорят различные исследования в области образования), и наши педагоги считают, что главные оценщики в этом плане — внутренние оценщики; ⚫ представляется крайне важным фактом то, что педагоги указывают на обучающихся как на важных оценщиков их профессиональной деятельности (а нередко приходится сталкиваться с негативным отношением многих педагогов к опросам обучающихся). При разработке локального нормативного акта, регламентирующего внутреннюю систему оценки качества образования, авторы исходили из миссионерской цели внутренней системы оценки качества образования (далее — ВСОКО), которая призвана 3

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Приложения

Основные данные о работе


Версия шаблона

3.1

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

педагогика

Тема

Проблемы оценки качества образования и обучения

Фамилия студента

Суменкова

Имя студента

Виктория

Отчество студента

Игоревна

№ контракта

0540019094241101


Содержание


Введение…………………………………………………………………………………...3

Основная часть…………………………………………………………………………….4

Актуальные проблемы оценки качества……………………………………….............5

Организация системы оценки качества образования.....................................................8

Проблемы оценивания качества обучения......................................................................10

Проблемы внуренней оценки..........................................................................................12

Мониторинг качества и эффективности образования.................................................. 13

Заключение……………………………………………………………………………….20

Глоссарий………………………………………………………………………………...22

Список использованных источников…………………………………………………...24

Список сокращений……………………………………………………………………...26

Приложения………………………………………………………………………………27


Введение


Проблема качества образования занимает одно из ведущих мест на современном этапе развития России. Реформа образования и его модернизация это длительный и многоступенчатый процесс. Одна из основных задач реформы – оценка и повышение качества образования, направленная на удовлетворение потребностей общества и подготовки выпускников, отвечающих требованиям нынешнего этапа экономического развития страны.Эффективно действующая система качества образования это важная задача современного образовательного процесса. Во всестороннюю и объективную систему оценки качества образования, прежде всего, входит комплексная система его непрерывного повышения и улучшения.


Качество – это категория фундаментальная, определяющая все стороны мироздания, факторы социального устройства и деятельности людей. Глоссарий Федерального государственного образовательного стандарта дает следующее определение: «Качество образования – комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами».[2]Оценка качества образования должна осуществляться по результатам деятельности образовательной организации как управляемого объекта. Она должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды – т.е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества в самой системе образования.

Основная часть


Определение понятия «качество» в нормативно-методических документах (ГОСТах) используется по отношению к продукции как совокупность свойств и характеристик изделия (услуги), относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.В международных стандартах ISO 9000:2008 по отношению к продукции и услугам качество определяется как степень соответствия присущих характеристик требованиям. В международных стандартах ИСО 8402 качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.Поскольку корневое понятие «образование» распространяется и на «образование» как результат (образованность), и на «образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу.[3]Вопросы качества образования находят отражение в законодательных документах, в частности, в статьях 95 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» и 95 (1), 95 (2) (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г.).Качество образования не всегда означает качественное обучение. Оценка качетва образования - это прежде всего оценка качества образовательного процесса, и только потом оценка качества образовательных достижений обучающихся. Эффективность деятельности образовательной организации определяется как уровнем знаний за несколько лет, так и данными о контингенте обучающихся, условиях, в которых функционирует образовательная организация, в том числе экологических, уровне безопасности, кадровом потенциале, материально-техническом обеспечении и пр.Качество – всеобъемлющая интегральная характеристика образовательной деятельности, ее результатов и основной показатель деятельности образовательной организации. В современном понимании качество образования – это не только соответствие знаний, обучающихся федеральным государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательного процесса и предоставления образовательных услуг. Качество – универсальный метафактор, актуализирующий интеграцию существующих подходов получения знания в единое целое. Базис интеграции – синергетический подход, аккумулирующий перспективные направлении (подходы) развития образования, структурируя систему качества как нелинейную, способную к развитию и саморазвитию структуру.[1]


Основными факторами, влияющими на качество образования, являются:

- материальные и финансовые ресурсы школ;- численность и профессиональная подготовка административного и педагогического состава;- педагогическая и лингвистическая подготовка педагогов;- перечень основных предметов;- количество учебных часов;- оборудование;- руководство.В качестве основных проблем современной образовательной системы, наиболее сильно влияющих на качество образования, выступают следующие:1) качество персонала - высокая квалификация педагогических и руководящих кадров;2) качество образовательных программ - сочетание уровня преподавания и инновационных технологий, их соответствие госзаказу и общественному спросу;3) качество подготовки выпускников - диверсификация образовательных программ, преодоление многопланового разрыва, существующего между средним и высшим образованием, повышение роли механизмов учебно-профессиональной ориентации и мотивация молодежи, чему может способствовать расширение автономии школ;4) качество и функционирование инфраструктуры школы - компьютерные сети и библиотеки, основанное на сохранении государственного подхода к образованию как общенациональному приоритету и обеспечении адекватного финансирования.Сегодня говоря о перспективах повышения качества образования в России, подразумевается модернизация российского образования, то есть совершенствование контроля и управления качеством образования.В оценку качества образования, наряду с оценкой знаний обучающихся, должен включаться комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно также оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий; анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных организаций и системы образования в целом.Введение в России новой модели оценки деятельности школ, которая будет учитывать целый комплекс критериев, таких как массовость достижения базовых образовательных результатов, развитие таланта, прозрачность и объективность образовательного процесса, качество образовательной среды, результаты участия в региональных и федеральных программах подготовки выпускников и другие показатели, позволит  проводить школам самодиагностику, оперативно решать выявленные проблемы, которые возникают у учащихся на каждой ступени школы, а также осуществлять диагностику знаний школьников на всех этапах обучения в разрезе предметов, школ и регионов.  



1глава основной части


Актуальные проблемы оценки качества образования

В настоящее время все больше осознается, что образовательную ценность представляет не столько присвоенная человеком система знаний, сколько освоение способов их получения, умение осознать потребность в новом знании, умение быстро и эффективно – самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми – восполнить имеющиеся пробелы. Такой подход не позволяет более отождествлять качество образования с качеством знаний, пользоваться привычной системой показателей успеваемости. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости разработки новой системы оценки качества образования.Не менее важной проблемой в образовании является переход от централизованной и унифицированной системы образования к вариативной. Развитие различных форм и способов получения образования остро ставят проблему защиты потребителей и субъектов образовательного процесса от недоброкачественных услуг. При этом традиционные и привычные механизмы, такие как единые целевые установки, типовые учебные планы и программы (а для средней школы еще и единый комплект учебников), тщательная регламентация учебного процесса и другие аналогичные защитные меры в новых условиях оказываются неадекватными современным задачам и способам управления, а потому – неэффективным. Это означает, что нужно отказаться от привычной логики нормирования образовательного процесса по схеме: «Идеальные цели образования → подбор адекватных средств → гарантированное качество результата» и заменить ее другой: «Цели, как ожидаемые результаты обучения → вариативные средства обучения → проверка (оценка) достигнутого результата». Иначе говоря, необходимо отказаться от нормирования образования «на входе» и перейти к нормированию результатов образования «на выходе». В этой связи требуется пересмотр подходов к определению и оценке качества образования. Они должны опираться преимущественно на результаты образования, а не на содержание образования.Развитие вариативности образования при сохранении единства образовательного пространства требует, среди прочего, разработки и внедрения таких механизмов управления, которые позволяли бы влиять на качество образования не только со стороны государства, но и со стороны других групп потребителей и пользователей образовательных услуг  отдельных граждан, профессиональных сообществ, общества в целом. В свою очередь, повышение эффективности управления  как государственного, так и общественного  требует, как минимум, своевременного получения надежной и достоверной информации о состоянии системы образования и о реально достигаемом качестве образования.Эту задачу нельзя решить в рамках существующей системы контроля, которая, в силу своих организационных и технологических особенностей, в принципе не способна обеспечить своевременное получение сопоставимой, надежной и достоверной информации (количественной и качественной), необходимой для принятия управленческих решений. В современных условиях требуется принципиально иная модель. Необходимо отказаться от модели контроля качества и перейти к модели обеспечения качества образования. Кроме управленческого аппарата, это предполагает вовлечение в эти процессы самих участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг. Условием положительного решения этой проблемы является открытость и прозрачность системы оценки результатов и качества образования. Поэтому, ближайшими, неотложными задачами в области повышения качества образования можно считать следующие:создание общероссийской системы оценки качества и эффективности образования. Приоритетное значение в ней отводится технологическим аспектам оценки, а составляющие должны быть заданы в форме объективных инструментальных показателей, допускающих однозначную интерпретацию, понятную не только управленцам, но и преподавателям, обучающимся, их родителям, широкой общественности;модернизация на этой основе системы управления по целям;обеспечения равного доступа для всех социальных слоев к качественному образованию;максимально возможный учет потребностей отдельных категорий обучающихся, в том числе, одаренных детей, но, прежде всего, детей, относящихся к группам риска (детей с девиантным поведением, ограниченными физическими и психическими возможностями, детей с ослабленным здоровьем, оставшихся без попечения родителей и др.);модернизация на этой основе системы управления по целям;обеспечения равного доступа для всех социальных слоев к качественному образованию;максимально возможный учет потребностей отдельных категорий обучающихся, в том числе, одаренных детей, но, прежде всего, детей, относящихся к группам риска (детей с девиантным поведением, ограниченными физическими и психическими возможностями, детей с ослабленным здоровьем, оставшихся без попечения родителей и др.);изменение структуры затрат в сторону увеличения расходов