Файл: Иллюстрация в восприятии произведений художественной литературы.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
«Иллюстрация в восприятии произведений художественной литературы»
исполнитель:Парфенова Анна, 8в класс
руководители: Суглобова Л. Г., Юсупова М. Н.
-изучение роли иллюстраций в понимании литературного произведения,
-изучение и анализ произведений художественной литературы,
-выполнение иллюстраций к произведениям художественной литературы,
-передать через иллюстрацию внутренний смысл произведения и характер творчества писателей,
-творческое овладение знаний художественных литературных произведений,
-умение задействовать зрительные образы в понимании художественных литературных произведений.
Роль иллюстрации в понимании литературного произведения:
«Внизу глубоко подо мной Поток усиленный грозой Шумел, и шум его глухой
«Я поневоле вспомнил слова Валека о "сером камне", высасывавшем из Маруси ее
веселье, и чувство суеверного страха закралось в мое сердце; мне казалось,
что я ощущаю на ней и на себе невидимый каменный взгляд, пристальный и
жадный. Мне казалось, что это подземелье чутко сторожит свою жертву.»
в. Г. Короленко «В дурном обществе».
— Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы.
Огонечки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной.
Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное Завтра встану первая Для святого дня.»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин».
3.А. С. Пушкин «Евгений Онегин».
6.В. Г. Короленко «В дурном обществе».
«Иллюстрация в восприятии произведений художественной литературы»
Проектная работа
исполнитель:Парфенова Анна, 8в класс
руководители: Суглобова Л. Г., Юсупова М. Н.
Чехов, 2015
Цель проекта:
-изучение роли иллюстраций в понимании литературного произведения,
-изучение и анализ произведений художественной литературы,
-выполнение иллюстраций к произведениям художественной литературы,
-развитие навыков по сбору, фильтрации и систематизации материала из источников художественной литературы.
Планируемый результат:
-передать через иллюстрацию внутренний смысл произведения и характер творчества писателей,
-творческое овладение знаний художественных литературных произведений,
-умение задействовать зрительные образы в понимании художественных литературных произведений.
Роль иллюстрации в понимании литературного произведения:
- Иллюстрация – это рисунок, относившийся к определённой части текста, поясняющий какой-то момент и одновременно украшающий книгу. Иллюстрации доставляют радость читателю, активизируют его чувства, мысли, расширяют кругозор, способствуют усвоению родного языка, помогают углубить восприятие и понимание художественных произведений. Иллюстрации, более точно и последовательно передающие основные моменты содержания текста, позволяют шаг за шагом проследить события, о которых рассказывается, что увеличивает эффективность воспроизведения содержания.
- Восприятие литературного произведения невозможно без активной работы воображения. Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно читатели выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью.
- Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения. Следует высоко оценить значение иллюстрации, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, читатели охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и воображения.
- Художник - иллюстратор должен уметь разговаривать с читателем «языком» простым, ясным, предельно искренним.
- Понимание более сложного содержания – внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения – представляет большие трудности для читателя. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста читатель должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.
М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
«Внизу глубоко подо мной Поток усиленный грозой Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов Подобился. Хотя без слов Мне внятен был тот разговор, Немолчный ропот, вечный спор С упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней Он раздавался в тишине; И вот, в туманной вышине Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы; Дохнули сонные цветы, И, как они, навстречу дню Я поднял голову мою... Я осмотрелся; не таю: Мне стало страшно; на краю Грозящей бездны я лежал, Где выл, крутясь, сердитый вал; Туда вели ступени скал; Но лишь злой дух по ним шагал, Когда, низверженный с небес, В подземной пропасти исчез.»М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
ЭССЕ.
Этот эпизод является самым красивым в произведении. Читатель понимает, что шанса найти свою Родину среди великих, бесконечных просторов Кавказа у героя нет. В этой иллюстрации читается безнадежность, но не совсем фатальная. Отблеск зари над горами- это как символ надежды в душе мальчика, решительно настроенного отыскать свою Родину. Видно, как герой хотел бы воспарить вместе с орлами и улететь на свою Родину.А. С. Пушкин «Дубровский».
«Марья Кириловна жадно воспользовалась позволением удалиться. Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал ее как плаха, как могила… «Нет, нет, – повторяла она в отчаянии, – лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Тут она вспомнила о письме и жадно бросилась его читать, предчувствуя, что оно было от него. В самом деле оно было писано им и заключало только следующие слова: «Вечером в 10 час. на прежнем месте».А. С. Пушкин «Дубровский».
ЭССЕ.
Главная героиня Маша Троекурова читает письмо от Дубровского. В этой иллюстрации я передала состояние девушки. Ею овладела печаль и грусть из-за того, что придется выходить замуж за нелюбимого человека. Письмо в ее руках, возможно, дает ей надежду, что еще есть выход из , казалось бы, безнадежной ситуации. Письмо снимает напряжение и состояние безнадежности, выступает в роли единственного шанса на спасение от неравного брака.В. А. Жуковский «Светлана».
«Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье...
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.»
В. А. Жуковский «Светлана».
ЭССЕ.
На этой иллюстрации я изобразила момент гадания перед зеркалом. На мой взгляд именно в этом заключен смысл баллады и виден настрой героини Светланы. Ей, конечно, страшно, но желание увидеть своего жениха сильнее страха.Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
« Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже казаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.
А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву... Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!
Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже казаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.
А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву... Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
Я изобразила момент, в котором раскрывается величайшие качества героя – его верность и любовь к товарищам, готовность на самопожертвование ради других. Старый Тарас Бульба мысленно рад, что его товарищи спаслись от врагов, не смотря на то, что его смерть уже неминуема.
«Я поневоле вспомнил слова Валека о "сером камне", высасывавшем из Маруси ее
веселье, и чувство суеверного страха закралось в мое сердце; мне казалось,
что я ощущаю на ней и на себе невидимый каменный взгляд, пристальный и
жадный. Мне казалось, что это подземелье чутко сторожит свою жертву.»
в. Г. Короленко «В дурном обществе».
Эссе.
Эту иллюстрацию я решила посвятить именно Марусе, потому что ее образ вызывает самое сильное чувство жалости. Маруся сидит около своего любимого места – возле серого камня. Иллюстрация выполнена в графике, что позволяет показать всю трагичность рассказа. Маруся неподвижна, почти безжизненна и похожа на статую. Незаполненное перед ней пространство как знак того, что к Марусе приближается смерть.А. П. Чехов «Хамелеон».
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу.— Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?
— Иду я, ваше благородие, никого не трогаю...— начинает Хрюкин, кашляя в кулак.— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...— Гм!.. Хорошо...— говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин,— обращается надзиратель к городовому,— узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю?