Файл: Семинар Морфология культуры ее роль в изучении культурной конфигурации Пространство и время обязательные координаты любых культурных явлений и событий, которые всегда происходят гдето.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семинар 2. Морфология культуры: ее роль в изучении культурной конфигурации

Пространство и время — обязательные координаты любых культурных явлений и событий, которые всегда происходят «где-то» и «когда-то». Они всегда существуют в тесной взаимосвязи, и в реальности их невозможно разделить. Характеризуя это единство, Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) в 1930-е гг. ввел в культурологию и философию понятие хронотопа, которое подчеркивает, что пространство и время культуры всегда связаны с субъективными переживаниями, меняющимися в разных исторических эпохах и культурных ситуациях. Можно сказать, что понятие хронотопа основывается на фундаментальных естественно-научных открытиях начала XX в. — теории относительности, показавшей единство четырехмерного пространственно-временного континуума, и концепции ноосферы В.И. Вернадского, в которой единое пространство-время связано с духовным измерением жизни. Время в культуре — это формирующаяся на основе психологического и социального времени характеристика длительности существования, ритма, темпа, последовательности, координации смены состояний культуры в целом и се элементов, а также их смысловой наполненности для человека.Время как категория во всех культурах служит важным показателем темпа жизни, ритма деятельности. Следствием этого является планирование времени, без которого немыслимо функционирование современного общества, а также регулирование приоритетов и предпочтений людей. От ценности времени в культуре зависят типы и формы общения людей. Важным показателем того, как относятся к времени в разных культурах, является отношение людей к пунктуальности. Например, в Германии, Швейцарии и некоторых других странах Европы, а также в Северной Америке обычно ожидается своевременное появление собеседника, причем существует определенная шкала опозданий и для каждой ступени этой шкалы предусматривается подходящая форма извинения. Так, неписаные правила делового этикета европейских культур позволяют опаздывать на встречу не больше чем на 7 мин. Любая культура обязательно должна включать в себя три основных компонента: ценности, нормы и средства передачи культурных образцов. Культурные ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям индивидов. Проводя оценку различных объектов окружающий среды
, любой член общества всегда соотносит эти объекты с системой собственных потребностей, суждений об их настоятельности и делает попытки создания или приобретения этих или новых ценностей. При этом члены общества по-разному относятся к духовным и материальным ценностям, исходя из своих взглядов и потребностей. Каждый индивид имеет собственную систему ценностей, в которой могут преобладать как духовные, так и материальные ценности. В соответствии с этой системой ценностей индивид стремится реализовывать свои индивидуальные потребности. Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая или кристаллизованная система ценностей, которая характеризует основные потребности отдельных групп населения. Второй компонент культуры — социальные нормы. Социальные нормы - это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп. Третий компонент культуры представляет собой средства передачи культурных образцов, с помощью которых культурные образцы могут передаваться другим людям или даже другим поколениям. Важно выделить два основных средства передачи культурных образцов, которые используются членами общества: язык и символические коммуникации. Под языком будем понимать такое основное средство передачи культурных образцов, при котором каждому материальному или духовному объекту окружающей среды должен присваиваться определенный набор звуков, в отношении которого существует договоренность в данном обществе. Люди называют определенными словами абсолютно все объекты окружающей действительности, будь то настроение, идея, чувство, верование или материальный предмет. Такой способ распространения культурных образцов позволяет членам общества в точности передавать сложные переживания, системы идей или верований и, не прибегая к демонстрациям, создавать обобщенные образы различных объектов внешней среды.

Понятие «паттерн культуры» восходит этимологически к слову pattern (образец) и его можно трактовать как повторяющийся, стереотипный элемент поведения или последовательность таких элементов. Сегодня культурный паттерн (культурный образец) это широкое понятие, включающее в себя и информацию о мире, и момент его оценки, и способы действия в нем человека, и стимулы таких действий. Культурным паттерном могут быть разнообразные явления культуры: материальные предметы, способы и манеры поведения, правовые или обыденные нормативы поступков людей, жанры и стили художественного творчества, формы экономических, политических, или религиозных отношений и т.д. Роль культурного паттерна функциональная и развивающая, он является как стереотипной схемой поведения и взаимодействия, позволяющей оценивать людей и их манипулирование с материальными предметами, так и самими предметами культуры, что позволяет каждому человеку исключить излишние затраты энергии, пребывая в привычной среде.



У истоков культуры и в основе ее функционирования лежит словесный язык, также образующий сложнейшую и совершеннейшую систему. Органическая связь языка и культуры, их взаимообусловленность во времени и пространстве позволяют подойти к культуре так же, как в свое время подошел к языку выдающийся швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857—1913): различать в ней диахронный и синхронный планы, т.е. ее историческое развитие и конкретный временной «срез». Как известно, выделение синхронии и диахронии не только помогло лучше определиться теоретикам языка и его историкам, но и позволило выйти на такие основополагающие лингвистические категории, как речь и язык. Думается, что применительно к культуре диахронный и синхронный подходы также могут быть достаточно плодотворными и способствовать более глубокому пониманию, с одной стороны, ее исторической эволюции, с другой — ее современного состояния. В частности, используя подобный подход, можно было бы прояснить довольно сложный и до сих пор еще не решенный в культурологии вопрос о разграничении таких близких, но далеко не тождественных понятий, как «культура» и «цивилизация».

Диахронный, т.е. исторический, подход к культуре, задачи которого — ее развитие во времени, выдвигает перед исследователями две проблемы: во-первых, предложить соответствующую периодизацию культурного процесса; во-вторых, вскрыть механизмы, позволяющие культуре не только развиваться, но постоянно наращивать свой потенциал.

Материальная - включает в себя объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшения, плотина и многое другое.Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.Духовная - её образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, идеи, обычаи, традиции.Это тоже результат деятельности людей, но не руками, а разумом. Нематериальные объекты нельзя видеть, слышать, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Таким образом, под материальной культурой понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления. Под духовной культурой понимаются деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также (результаты)
продукты этой деятельности, которыми являются новые идеи и новые знания, духовные ценности.

Составляющие духовной культуры:

- политическая культура;

- правовая;

- эстетическая;

- этическая (нравственная);

- религиозная.

Типология — это научный метод, позволяющий систематизировать культурные объекты по общности каких-либо их признаков. При таком подходе типология культуры позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для более полного их изучения, сравнения и описания. Типология культуры – это метод научного познания, который дает возможность расчленить, отделить друг от друга социокультурные объекты и системы, сгруппировать их посредством модели обобщенного идеализированного типа и представить результат подобного типологического описания и сопоставления.

Исторические типологии культур

Типологии данной группы основываются на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры. Исторические типологии базируются на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее. При этом в Средние века на этой линии всемирно-исторического развития выделяли четыре царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), развитие которых происходило циклически в соответствии с природными процессами смены времен года, а также в соответствии с делением по возрастам человечества (младенчество, юность, зрелость и старость). С тех пор значительно выросло число оснований, по которым выделяются исторические и культу рные эпохи, сменяющие друг друга. Сегодня в рамках исторических типологий культуры выделяют несколько подходов.

В истории философии попытки построения историко-культурной типологии предпринимались неоднократно. В культурологии долгое время господствовал европоцентристский подход к изучению культур: представлялось, что Европе должна принадлежать особая историческая миссия - указывать путь развития всем другим культурам. Однако уже XIX в, с его глобальными проблемами, войнами и социальными потрясениями показал несостоятельность этого утверждения. Линейный (европоцентристский) путь развития был подвергнут сомнению и в исследованиях таких мыслителей, как О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби. В своих работах они В философской науке долгое время доминировала линейная концепция развития культуры, связанная с философскими концепциями истории, а также с наличием исторического и эмпирического материала.Для историков и культурологов периодизация - база дальнейших типологических исследований культуры, необходимый инструмент в работе с непрерывно текущим реальным временем. Членение времени, представление его линейно направленным от прошлого через настоящее в будущее стало общепринятым в христианской истории, что объясняется учением о рождении Христа, спасении и конце света. Поворотным моментом, послужившим созданию новой схемы периодизации мировой истории и культуры,
стала концепция возрождения образования, учености и литературы Древнего Рима и Древней Греции. Со времени падения Римской империи и до появления «новых» людей Европа, по мысли гуманистов, переживала варварское, промежуточное время - средние века. Эта новая трех-ючленная периодизация - античность, средние века, Новое время - проникла в историю лишь к концу XVII в. Эту концепцию гуманистов можно считать первой культурологической типологизацией.

Представитель линейной концепции развития культуры Фридрих Гегель в работе «Феноменология духа» (1807) интерпретировал многообразие культур как конкретно-исторические ступени поступательного развития абсолютного духа. Логической основой гегелевского историзма явился принцип свободы духа. В реализации этого принципа в мирских делах происходит работа культуры, составляющая смысл реального исторического процесса. Всемирная история, по Гегелю, осуществляется в соответствии с успехами культурной работы по дисциплинированию необузданной естественной воли и возвышению ее до всеобщности субъективной воли. Тогда историю можно представить воплощенной в трех культурных типах - Восток, греческий и римский мир, германский мир. Их отличие - в степени, какой дух овладел свободой. Процесс всемирно-исторического развития общества и культуры есть прогресс, поэтапное нарастание свободы - вплоть до достижения идеального состояния ее полноты и осуществленности, что знаменует «конец». К середине XIX в. обозначилась новая познавательная ситуация: появились открытия в археологии, этнографии, антропологии, язы-экознании и в других гуманитарных науках. Постоянно расширяющийся эмпирический материал требовал новых методов обобщения. Укоренившиеся в науке представления б культурной самобытности разных народов, подкрепляемые растущим этнографическим материалом, а также явное влияние,- испытываемое философией, и социологией со стороны биологических наук, обусловили идею представлять в культурологии социальные процессы по типу биологических. Предполагалось, что общество можно мыслить как организм с его естественными процессами рождения, развития и смерти.Идеи в программной книге Николая Данилевского «Россия и Европа» (1869) формировались под влиянием естественных наук, в частности биологии, а также того многообразия культур народов