Файл: Лекции v семестр теоретические основы спортивной тренировки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
I УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
-
ЛЕКЦИИ
V СЕМЕСТР
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
ЛЕКЦИЯ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ.
План:
-
Цели и задачи спортивной деятельности -
Средства спортивной тренировки -
Методы спортивной тренировки
Ключевые слова: специфические средства, физическое упражнение, избранное соревновательное упражнение, специально подготовительное упражнение, общеподготовительное упражнение, подводящие упражнения, развивающие упражнения, имитационные упражнения, общепедагогические методы, словесные методы, наглядные методы, метод строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод, ориентиры, лидирующие устройства, целостно-конструктивный метод, расчленено-конструктивный метод, подводящий метод, имитационные упражнения, непрерывные методы, интервальные методы, стандартный режим, вариативный режим.
1.Цели и задачи спортивной деятельности.
В спортивной тренировке общая цель воспитания конкретизируется применительно к особенностям спортивной деятельности, приобретая непосредственную связь с установленной на спортивные достижения. Целью спортивной тренировки является достижение высоких спортивных результатов, развитие духовных и физических способностей, чтобы использовать спортивную деятельность как фактор гармонического формирования личности и воспитания в интересах общества.
В спортивной тренировке должны становиться и решаться в единстве общие задачи, определяемые направленностью всей социальной системы воспитания, и специфические задачи, вытекающие непосредственно из требований спортивной деятельности.
Исходя из общих направлений воспитания и подготовки спортсмена в процессе спортивной тренировки решают следующие задачи:
1. задачи нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания и специальные задачи психологической подготовки спортсмена.
2. задачи в области физической подготовки спортсмена. Это задачи воспитания физических способностей, необходимых в избранном виде спорта (силовых, скоростных, выносливости и др.), задачи широкой общей физической подготовки и обеспечения гармонического физического развития и укрепления здоровья.
3. задачи в области технической подготовки спортсмена. К ним относятся задачи по
обучению спортивной технике и тактике, формированию и совершенствованию умений и навыков, содействующих достижению мастерства, задачи воспитания тактического мышления спортсмена и других его качеств, от которых непосредственно зависит спортивно-техническое и тактическое совершенствование.
Рисунок 19.2 Виды подготовки спортсмена
Современную спортивную тренировку следует рассматривать как структуру, основными составляющими которой являются следующие виды подготовки спортсменов:
-
Физическая, обеспечивающая необходимый уровень развития физических качеств. -
Техническая, связанная с совершенствованием техники соревновательных и общеподготовительных упражнений. -
Тактическая, обеспечивающая формирование индивидуальных, групповых и командных способов ведения спортивной борьбы. -
Психическая, связанная с воспитанием личностных психических качеств и свойств, являющихся основой формирования спортивного характера, а также обучения спортсменов способам регулирования собственных психических состояний.
Спортивная тренировка — это прежде всего педагогический процесс воспитания спортсмена всем принципам и правилам воспитания человека.
Система спортивной подготовки (СПП) – это многолетний, круглогодичный, специально организованный и управляемый процесс воспитания, обучения и тренировки при его активной деятельности в условиях педагогического руководства и контроля, научного, медико-биологического и материально-технического обеспечения, использования средств воспитания и эффективной организации. СПП представляет собой регулярные учебно-тренировочные занятия и соревнования, в ходе которых ваши ученики овладевают техникой и тактикой, развивают силу, выносливость, быстроту, гибкость, воспитывают моральные и волевые качества, приобретают опыт и специальные знания – словом, повышают свои спортивные возможности.
Рисунок 19.3 Этапы многолетней подготовки спортсмена
Современная система спортивной подготовки представляет собой совокупность научных знаний, полученных в результате анализа мирового опыта подготовки спортсменов и данных экспериментальных исследований.
Спортивная подготовка является многолетним процессом, охватывающий ряд возрастных периодов развития спортсмена, в течение которых содержание и структура изменяются в соответствии с возрастными особенностями и логикой спортивного совершенствования. Выделяют четыре крупных возрастных этапов многолетних занятий спортом:
-
Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст. На этом этапе тренировочные занятия строятся по типу ОФП с использованием широкого спектра средств всестороннего развития и образования. -
Этап начальной специализации, обеспечивает всестороннюю физическую подготовку и овладение занимающимися основ техники избранного в качестве предмета специализации вида спорта. -
Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование функциональных систем организма, обеспечивающих высокую спортивную работоспособность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает на фоне значительных физических нагрузок, поскольку основной задачей этапа является обеспечение совершенного владения техникой избранного вида спорта в усложненных условиях соревновательной борьбы, развить те физические и психические качества, которые обеспечивают рост спортивного мастерства. -
Этап спортивного совершенствования, совпадает с возрастом благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главной задачей является подготовка к соревнованиям и успешное выступление в них.
Когда все этапы многолетней подготовки органично взаимосвязаны и представляют собой целостный педагогический процесс, то, как правило, достигается главная цель спортивной деятельности – как самого эффективного фактора всестороннего совершенствования человека.
2. Средства спортивной тренировки
Спортивная тренировка располагает теми же группами средств (физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы), что и физическое воспитание в целом. Однако состав и объем этих средств полностью подчинены задачам спортивной тренировки.
Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Одним из признаков классификации физических упражнений, применяемых в спортивной тренировке, является, их сходство (или различие) с видом спорта, избранном в качестве предмета специализации. По этому признаку все упражнения, применяемые в избранном виде спорта подразделяются на соревновательные и подготовительные. Подготовительные упражнения, в свою очередь подразделяются на специально-подготовительные и общеподготовительные. Отсюда, в каждом конкретном виде спорта выделяются три группы упражнений: соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.
Рисунок 19.1 Средства спортивной тренировки
Соревновательные(основные) упражнения- это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.
Ряд соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных и ограниченных по двигательному составу действий. Этоциклические дисциплины(легкоатлетический бег, ходьба, велосипедные гонки, плавание, гребля и др.); ациклические(тяжелая атлетика, стрельба, единоборства и др.) и смешанные упражнения (легкоатлетические прыжки, метания и др.). По характеру воздействия на основные физические качества эти упражнения можно подразделить на скоростно-силовые и требующие преимущественного проявления выносливости, а также комплексные -воздействующие на широкий круг физических способностей, к которым относятся спортивные игры и спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование). В этих видах соревновательных упражнений комплексное проявление основных физических качеств происходит в условиях постоянной и внезапной смены ситуации и форм движений.
В то же время существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянно изменяющимся содержанием (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).
Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта за исключением спортивных игр невелик, т.к. они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.
Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Данные упражнения более просты для усвоения, более направленно развивают те навыки и качества, которые необходимы спортсмену в соревновательных упражнениях. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении.
Специально-подготовительные упражнения объединяет группу упражнений:
1) подводящие упражнения - двигательные действия, облегчающие освоение основного физического упражнения благодаря содержанию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений (например, переход толчком ног из упора лежа в упор стоя согнувшись ноги врозь является подводящим упражнением для освоения прыжка ноги врозь через козла в длину);
2) подготовительные упражнения - двигательные действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для успешного изучения основного физического упражнения (например, подтягивание будет служить подготовительным упражнением для изучения лазанья по канату).
3) упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (элементы соревновательной комбинации — у гимнастов, отрезки соревновательной дистанции — у бегунов, пловцов, игровые комбинации —у футболистов, волейболистов и т. п.);
4) имитационные упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (отработка техники гребков для пловца на суше);
5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений (сальто из акробатики — для прыгуна в воду).
В зависимости от преимущественной направленности специально подготовительные упражнения подразделяются на подводящие - способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.
Выбор специально-подготовительных упражнений зависит от задач тренировочного процесса. Например, при освоении нового двигательного действия широко используются подводящие упражнения, а для поддержания необходимого уровня тренированности в межсезонье — имитационные упражнения.
Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Данные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения — как приближенные по особенностям своего воздействия к специально подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные).
Объем общеподготовительных упражнений теоретически не имеет пределов. Однако в конкретном тренировочном процессе используется сравнительно ограниченное их количество. Объясняется это тем, что в условиях глубокой специализации и дефицита тренировочного времени спортсмен отбирает только те общеподготовительные упражнения, которые так или иначе способствуют его специализации
Влияние общеподготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным. Соревновательные и специально подготовительные упражнения, с одной стороны, оказывают более непосредственное влияние на повышение результатов. С другой стороны, можно утверждать, что недостаточный прирост результатов или даже прекращение их роста на этапе высших достижений, а также повышенный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объемом общеподготовительных упражнений на тренировке и особенно на ее ранних этапах.