Файл: Введение Глава I. Теоретический модуль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Серьезной результативности в воспитательной, информационно-пропагандистской работе в студенческой среде невозможно добиться без активизации деятельности молодежных организаций. Реализуя свои проекты и программы, молодежные объединения так или иначе решают собственными методами вопросы формирования гражданской позиции молодежи, их ответственного отношения к социальному окружению через реализацию в Обществе собственных идей и намерений.

Во многом процессу становления  личности студента способствует деятельность куратора. На разработку проблем деятельности куратора, воспитания студенческой молодежи должны быть направлены научные усилия гуманитарных кафедр, особенно кафедр педагогики и психологии.

В целом успех воспитательной работы со студенческой молодежью зависит  от позиции руководителя учебного заведения, понимания им важности этого направления  деятельности вуза, его неразрывности  с профессиональным становлением молодого специалиста, от каждого преподавателя, его активной позиции по отношению  к молодым людям.

Формы воспитания — это  внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом  воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые и массовые. Большинство современных воспитательных систем использует групповые формы воспитания, отличающиеся достаточной эффективностью и относительно низкой экономической стоимостью педагогических услуг.

 Групповая форма  организации воспитания получила  название коллективной. Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывающим теорию коллектива был А. С. Макаренко.

Индивидуальные, микрогрупповые и массовые формы воспитания используются во внеклассной работе.

Внеклассные формы работы — организованные и целенаправленные мероприятия, проводимые учебным заведением во внеучебное время для решения воспитательных задач (культурно-массовая работа (проведение читательских конференций, смотров, конкурсов, тематических вечеров, праздников, встреч с интересными людьми и пр.).

В традиционной педагогике теория воспитания считалась ведущей. В ней метод воспитания - специфическое  воздействие воспитателя на воспитанника, имеющее своей целью формирование определенных качеств его личности.


К методам воспитания в  педагогике традиционно относят  изучение норм поведения, требование, разъяснение, убеждение, приучение, принуждение, поощрение и порицание (наказание).

Изучение норм поведения  часто рассматривают как задачу обучения, предшествующую воспитанию, поскольку индивид не может соблюдать то, что ему неизвестно.

Требование соблюдения изученных норм заставляет учащихся обращать внимание на свое поведение, корректировать его в соответствии с этими нормами, формирует при  многократном повторении навыки культурного поведения и общения.

Разъяснение - выделение в изучаемом особенностей, непосредственно касающихся субъекта, их социального значения, указания последствий, к которым может привести использование или игнорирование изучаемого в своей деятельности.

Убеждение - воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Приучение - создание повторяющихся ситуаций, требующих от воспитываемого соблюдения определенных норм в условиях скрупулезного контроля его действий воспитателем.

В результате приучения  возникает навыковое поведение человека, привычка действовать так, как положено, без рассуждения о том, почему необходимо действовать именно так. Внешне это проявляется в соблюдении правил, что создает впечатление воспитанности, но сам субъект действия осуществляет эти действия не вследствие внутренней потребности, не вследствие осознания необходимости действовать именно так, а вследствие заложенной в него внешней программы.

Поощрение - одобрение воспитателя или стимулирование положительных эмоций при выполнении требований.

Порицание - обращение внимания на негативные стороны поступка или неодобрение его воспитателем.

"Наказание - средство  педагогического воздействия, используемое  в тех случаях, когда ребенок  не выполнил установленных требований  и нарушил принятые в обществе  нормы и правила поведения" . По своей сути наказание - это принуждение к выполнению действий по ликвидации последствий неодобряемого поступка или других неприятных для воспитываемого действий. Физические и унижающие личность наказания в отечественной педагогике запрещены.

В современной педагогике эти методы не только не абсолютизируют, но считают принадлежностью прежней  воспитательной системы, создававшей  видимость благополучия из-за галочек, выставленных в плане против каждого  указанного в нем мероприятия, хотя большинство из них отнюдь не делало ученика нравственным.



Чтобы создать новую демократическую систему воспитания, надо отказаться от той, которая создавала показное благополучие. Педагоги должны быть готовы к смене ориентиров, к отказу от привычной системы ценностей. Воспитание должно быть освящено высокой целью, которой прежде всего является сам человек, его достоинство...

Таким образом, и в традиционной педагогике критически относятся к  привычной теории воспитания, ищут новые пути. Поиски истины в вопросах воспитания еще более актуальны  для высшей школы.

1.3 Инновационные  формы воспитания и обучения  в ВПО.

В последние годы все  большее значение приобретает новая  область знания - педагогическая инноватика. Это сфера науки, изучающая новые технологии, процессы развития школы, новую практику образования. Слово “инновация” происходит от латинского inovatis: in - в, novus - новый и в переводе означает обновление, новинку, изменение. Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение раз-вития, воспитания и обучения школьников.

Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как  внесение нового, как изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно охарактеризовать как имманентную характеристику образования, вытекающую из его основного смысла, сущности и значения. Ведь новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. То, что ново для одной школы, одного учителя, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Не имеет значения, являются ли в настоящее время идея, концепция, технология объективно новыми или нет, можно определить время, когда они были объективно новыми (например новой в свое время была классно-урочная система Коменского). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому учителю нужно постоянно следить за новшествами в образованиями и осуществлять инновационную деятельность. К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях (например, новой целью является развитие индивидуальности школьника), изменение в содержании образования (новые стандарты образования), новые средства обучения (компьютерное обучение), новые идеи воспитания (Ю.П.Азаров, Д.Байярд, Б.Спок), новые способы и приемы обучения (В.Ф.Шаталов), развития (В.В.Давыдов, Л.В.Занков), воспитания младших школьников (Ш.А.Амонашвили) и т.д.


В основание классификации инноваций можно положить определенные критерии, на основе которых она будет проводиться. Первый критерий связан с областью, в которой осуществляются новшества. Вторым общим критерием можно считать способ возникновения новаторского процесса, третьим - широту и глубину новаторских мероприятий, а четвертым - основу, на которой проявляются, возникают новшества. По первому критерию, то есть в зависимости от того, в какой области, в каком секторе образования проводятся нововведения (что обновляется), можно выделить следующие инновации: 1) в содержании образования, 2) в технологии, 3) в организации, 4) в системе и управлении, 5) в воспитании.

В зависимости от способа осуществления нововведений (второй критерий) их можно разделить на: а) систематические, плановые, заранее задуманные; б) стихийные, спонтанные, случайные. В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о: а) массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и др.; б) частичных, малых, мелких и т.п.

Давайте рассмотрим некоторые из наиболее часто используемых форм воспитания и обучения.

Речь идет о методе обучения и воспитания, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными  проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.

Будучи интерактивным методом  обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений  и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует  интерес и позитивную мотивацию  по отношению к учебе.


Кейс-метод выступает как образ  мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному  думать и действовать, обновить свой творческий потенциал. Здесь основными  проблемами выступают широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.

Кейс представляет собой некоторую  ролевую систему. Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых  к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей  в кейсе приводит к превращению  кейс-метода в его крайнюю ролевую  форму - игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией  интеллектуального развития и тотальной  системой контроля. Действия в кейсе  либо даются в описании, и тогда  требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Признаки и технологические  особенности

У кейс-метода есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.

Признаки кейс-метода.

1. Наличие модели социально-экономической  системы, состояние которой рассматривается  в некоторый дискретный момент  времени. 

2. Коллективная выработка решений. 

3. Многоальтернативность решений. Наблюдается принципиальное отсутствие единственного решения. Приходится иметь дело со спектром оптимальных решений.

4. Единая цель при выработке  решений. 

5. Наличие системы группового  оценивания деятельности.

6. Наличие управляемого эмоционального  напряжения обучаемых.

Технологические особенности кейс-метода:

1. Метод представляет собой специфическую  разновидность исследовательской  аналитической технологии, т.е. включает  в себя операции исследовательского  процесса, аналитические процедуры. 

2. Он выступает как технология  коллективного обучения, важнейшими  составляющими которой выступают  работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией. 

3. Кейс-метод в обучении можно  рассматривать как синергетическую  технологию. Суть ее заключается  в подготовке процедур погружения  группы в ситуацию, формировании  эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.