Файл: Понятие и признаки юридического лица. Теории существования юридических лиц.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства
Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.
В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:
1. Конституция РФ
Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
2. Международные договоры
Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)
По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.
Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.
Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.
4. Федеральные подзаконные правовые акты:
Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.
5. Конституции (уставы) субъектов Федерации
Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.
6. Законы субъектов Федерации
Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.
7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации
Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.
На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.
3. ТЕОРИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Появление такого субъекта гражданских правоотношений как юридическое лицо потребовало не только правового закрепления, но и теоретического осмысления его сущности. Практически одновременно с появлением института юридических лиц начались делаться попытки объяснить природу юридического лица как социально правового явления. Соответственно появился целый ряд теорий, пытавшихся объяснить его сущность.
Многочисленные теории юридического лица по-разному объясняли это явление в разные периоды истории человечества. Одновременное существование множества столь разных научных теорий юридического лица объясняется огромной сложностью этого правового явления. На разных этапах развития экономики на первый план выдвигались то одни, то другие признаки юридического лица в зависимости от того, какая из функций этого института превалировала. Соответственно, развитие научных взглядов в целом отражало и отражает эволюцию института юридического лица.
Начало исследования понятия юридического лица как участника хозяйственного оборота следует отнести к раннему средневековью, когда уже не только отдельный человек является правоспособным, а и союз отдельных людей (корпорация) Юридическое лицо, будучи сложным образованием, объединяющим людей в единое целое и признаваемым законом единым субъектом гражданского права, вызвало к жизни значительное число концепций, стремящихся раскрыть его природу и содержание.
Первую по времени появления группу таких теорий составляют взгляды, согласно которым юридическое лицо есть порождение правопорядка, т.е. некоторая юридическая фикция, искусственная конструкция, придуманная законодателем. Соответственно, первой теорией, попытавшейся объяснить правовую природу юридического лица, является теория фикции. Она была создана в XIII веке римским папой Иннокентием IV. В соответствии с этой теорией - юридическое лицо - абстракция, выражающая волю государства, законодателя, а в реальности юридическое лицо не существует, то есть представляет собой фикцию (несуществующее явление). В 1245 г. на вопрос о возможности отлучения корпорации от церкви он заявил, что корпорация не имеет души, а существует лишь в воображении людей, будучи "personaficta", или "corpusmysticum", т.е. фиктивным, не существующим в реальности лицом.
По его мнению, действовать могут лишь члены, но не сама корпорация, потому корпорация не может ни совершить преступления, ни быть отлученной от церкви.
Теория фикции юридического лица была в дальнейшем развита германским юристом, главы исторической школы права, возникшей в 19 в., Савиньи (1779-1861). Он утверждал, что человек, и только человек, является действительным субъектом права. Позитивное право по своему усмотрению может, однако, либо сузить круг правоспособных лиц, либо, наоборот, расширить его за счет образования искусственных субъектов права. Юридическое лицо представляет собой не что иное, как искусственно созданный посредством простой фикции субъект права. Такой субъект создается исключительно в юридических целях. Реальными субъектами правоотношений в юридическом лице остаются единственно возможные носители правосубъектности - физические лица. Юридическое лицо как простая фикция недееспособно. Дееспособны лишь органы, состоящие из людей.
Такая концепция предопределяла как порядок возникновения, так и природу правоспособности юридического лица. Если юридическое лицо является искусственным созданием правопорядка, очевидно, что только государство соответствующим актом может вызвать его к жизни и только государство может определить сферу его деятельности. Вытекающие из теории фикции разрешительный порядок возникновения и специальная правоспособность юридического лица были направлены прежде всего на обеспечение контроля государства за объединениями лиц, не преследующими цели извлечения прибыли. Теория фикции получила широкое распространение в Англии и США.
Еще одной распространенной теорией была органическая теория, связанная с именем германского юриста 19 в. Отто фон Гирке (1841-1921), рассматривала юридическое лицо как особый телесно-духовный организм, реально существующий субъект права, необходимый для нормального функционирования экономики, как союзную личность. Союзная личность, по Гирке, есть признанная правопорядком деятельность человеческого союза, выступающего в качестве отличного от суммы соединенных в союзе лиц, единого целого, являющегося субъектом прав и обязанностей. Такая союзная личность существует независимо от государства, имеет свою волю и действует как некая социальная реальность. Воля юридического лица рассматривается как общая воля, отражающая общий интерес всех входящих в союзную личность членов.
Органическая теория отражала условия и потребности экономики конца 19-го - начала 20-го века и была использована для обоснования нормативно-явочного порядка возникновения юридических лиц и их общей правоспособности.
Впоследствии развитие получила договорная теория (теории товарищества), согласно которой юридическое лицо является результатом договора между его учредителями или учредителями и государством (Савари, Савиньи, Тель и др.).
В советское время юридическая мысль выясняла природу юридического лица опосредствованно, через призму социалистической идеологии. Основной упор делался на изучение государственного предприятия, которое и обладало правами юридического лица.
Одной из наиболее распространенных теорий юридического лица была теория коллектива. Впервые с этой теорией выступил А.В. Венедиктов. В условиях тотальной государственной собственности и плановой экономики было предложено считать государственным юридическим лицом возглавляемый назначенным государством ответственным руководителем коллектив рабочих и служащих, на который государство возлагает выполнение определенных задач и которому выделяет для этого в оперативное управление соответствующую часть единого фонда государственной социалистической собственности. Применительно к кооперативным и общественным организациям, представляющим по сути корпорации, речь шла тоже о коллективе, который вырабатывает и осуществляет волю данного юридического лица, но о коллективе не рабочих и служащих, а членов.
На основании этого А.В. Венедиктов определял государственное юридическое лицо, как "коллектив трудящихся, осуществляющий предусмотренные законом, административным актом или уставом задачи, имеющий урегулированную в том же порядке организацию, обладающий на том или ином праве и в той или иной мере обособленным имуществом и выступающий в гражданском обороте от своего имени - в качестве самостоятельного (особого) носителя гражданских прав и обязанностей".
Распространение также получила теория государства", автором которой был С.И. Аскназий. Эта теория предполагала рассмотрение сущности юридического лица через стоящее за ним государство, как всенародно организованный коллектив. Один и тот же субъект - государство - стоит за каждым государственным юридическим лицом, выполняя через каждое из них различные свои функции, организуя именно данный участок работы. Таким образом, государственное юридическое лицо - это само государство, действующее на определенном системы хозяйственных отношений. Иногда прямо утверждалось, что за государственным юридическим лицом всегда стоит само государство, или "всенародный коллектив", являющийся действительным собственником его имущества (теория государства С.И. Аскназия).
Как правильно было отмечено Е.А. Сухановым, при переходе к рыночной организации хозяйства "теория коллектива", отвечавшая потребностям государственной экономики, выявила ряд присущих ей серьезных недостатков. Трактовка сути юридического лица лишь как определенным образом организованного коллектива привела к забвению имущественной стороны дела.
Представляет интерес выдвинутая Ю.К. Толстым теория директора. Она заключалась в том, что за каждым государственным юридическим лицом стоит: государство, как единый и единственный собственник предоставленного юридическому лицу имущества, а руководитель организации, уполномочен управлять этим имуществом согласно планам, утверждённым государством. Поэтому Ю.К. Толстой утверждал, что только руководитель (директор) государственного органа выступает в качестве носителя гражданской правоспособности советского юридического лица. Он считал, что директор воплощает волю государства творчески, с учетом конкретной обстановки.
В последнее время большое распространение получила теория обособленного имущества, согласно которой конструкция юридического лица необходима для того, чтобы обособленное имущество одного хозяйствующего субъекта могло вступать в гражданские правоотношения с имуществом другого. Представляется, что именно эта теория наиболее точно выражает суть юридического лица.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы.
Юридические лица наряду с гражданами являются основными участниками гражданско-правовых имущественных отношений. Однако, несмотря на посвященные им многочисленные законодательные акты и даже традиционную для российского правопорядка кодификацию общих положений о юридических лицах, а также солидную научную разработку этой проблематики, как сама конструкция юридического лица, так и ее правовой статус до сих пор остаются предметом многочисленных теоретических дискуссий и вызывают ряд серьезных практических проблем. А, значит, актуальность выбранной темы работы не вызывает сомнений.