Файл: С вой файл (в формате Word) с выполненными заданиями загрузите на сайт (не забудьте указать свою фамилию).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание

Свой файл (в формате Word) с выполненными заданиями загрузите на сайт (не забудьте указать свою фамилию).

  1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу. Шрифт Times New Roman, размер 12.

Ответ:

Выдающиеся мыслители, учёные и психологи

Взгляд на психологию. Основная суть

Критика

Гераклит

Впервые различает разные уровни души и разные формы связи ее с миром

-

Алкмеон

Различает мышление и ощущение и связывает последнее с органами чувств

-

Демокрит

Построил первую последовательно разработанную систему материалистической психологии

-

Эпикур

Развивает дальнейшие традиции Демокрита

-

Лукреций Кар

Развивает дальнейшие традиции Демокрита

-

Платон

Развивает идеалистическое учение о душе, бессмертная душа отделяется от тела. Дифференциация души и тела, духовного и материального превращена в полный разрыв между ними

Аристотель стремится преодолеть открытый дуализм исповедуемый Платоном

Аристотель

Пишет первый трактат о душе, в котором анализируются различные стороны психики. Душа и тело неотделимы друг от друга

-

Р. Декарт

Ввёл два понятия, понятие рефлекса, интроспективное понятие сознания. Основоположник механистического естествознания. Ввёл понятие рефлекса. Оформил понятие сознания. Вводит принцип интроспекции, самоотражения сознания в себе самом

Лейбниц противопоставлял свои исследования идеям Декарта. Немецкие мистики против Декарта Зигмунд Ф., Ж.О. де Ламеттри.

Г. Лейбниц

Все сущее в его монадологии мыслится по образу и подобию замкнутого внутреннего мира, в центре его психологической системы, понятие апперцепции. В его работах впервые намечается понятие бессознательного

-

Э. Леруа, П.Ж.Ж. Кабанис, П.А. Гольбах, Ж.О. де Ламеттри

Французские материалисты продолжающие тенденцию Декарта с его механистическим материализмом

-

Ф. Бэкон

Родоначальник английского материализма, выводит все познание и волю из ощущений, а ощущение признает свойством материи

-

Дж. Локк

Сенсуалистический материализм, дальнейшее развитие и применение к психологии принципов эмпирической психологии. Предметом психологии является внутренний опыт, познающийся путем рефлексии, отражение внутреннего мира в себе самом. Внутренние непогрешимое восприятие своего бытия. Установил интроспективную концепцию как непогрешимый путь познания психики

Сенсуализму различных толков, противопоставляется рационализм, психология чистого мышления вюцбургской школы и А. Бине, Декарт против Локка

Д. Юм

Выдвинул идею ассоциативной психологии на феноменалистической основе. Принцип ассоциаций.

-

Э.Г. Вебер

Развил экспериментальную психологию исследуя вопрос об отношениях между приростом раздражения и ощущением

-

Г.Т. Фехнер

Развил и подверг математической обработке работы Вебера

-

В. Вундт

Изобрёл первый прибор для целей экспериментального психологического исследования

-

Э.Б. Титченер

Выступил пионером экспериментальной психологии в США

-

Г. Эбингауз

Работы и исследования в области памяти

-

Г.Э Мюллер

Работы и исследования о памяти и внимании

-

Э.Л. Трондайк

Развитие и работы в области Зоопсихологии

-

В. Прейер

Работы и исследования в области психологии ребёнка

-


2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Шрифт Times New Roman, размер 12. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Ситуация

Свойство внимания

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

1) устойчивость

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

2) концентрация

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

3) распределение

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

4) объем

д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

5) переключение

Ответы:

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

 6)Концентрация

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

 7)Распределение

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

  1. Переключение

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале.

  1. Концентрация

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

 10)Устойчивость

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

11) Объем

м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передаёт её содержание на другом языке

  1. Распределение

 

  1. Составьте обобщённую схему характеристики сознания человека.

Ответ: Ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные поведенческие и психические состояния, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Мысленное воображение и представление действительности. Способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Наличие в сознании интеллектуальных схем. Главным условием развития и возникновения человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.



  1. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест, опишите получившиеся результаты.

Ответ:

  1. Астенический тип конституции характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями и слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному темпераменту, шизотимики аутичные люди, погруженные в себя, замкнутые, плохо приспосабливаются к окружению.

  2. Пикнический тип конституции характеризуется широкой грудью, коренастый, плотный с круглой головой, соответствует циклоидному темпераменту, общительны, реально смотрят на мир, склонны к перепадам настроения.

  3. Атлетический тип конституции характеризуется сильной мускулатурой и пропорциональным телосложением, соответствует эпилептоидному темпераменту, выражают эмоции сдержанной мимикой, внешне спокойны, но подвержены вспышкам гнева. Мелочные и трудно приспосабливаются к перемене обстановки.

Ответ: По результатам тестирования согласно количеству набранных баллов, а также соответствующей позиции в шкале тонов можно сделать следующие выводы относительно тестируемого:

А) Тестируемый является интровертом, согласно количества набранных баллов (8)

Б) Имеет довольно высокий уровень нейротизма, согласно количеству набранных балов (14)

В) Не склонен ко лжи, показатель находится в пределах нормативного значения согласно количеству набранных баллов (2).

Г) Используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно сделать вывод, что тестируемый склонен к темпераменту меланхолика.

Айзенка личностный опросник (EPI).

Описание методики

Айзенка личностный опросник (EysenckPersonalityInventory, или ЕР!) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности- нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.


Теоретические основы

Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.
Процедура проведения

Инструкция

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).

Обработка результатов


Ключ

Экстраверсия - интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,

45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;

  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,

больше 15 - экстраверт 12 - среднее значение, меньше 9 - интроверт, меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,

  • больше 14 - высокий уровень нейротизма,

  • 9 - 13 - среднее значение,

  • меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,

  • меньше 4 - норма.



Описание шкал
Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях.