Файл: Конспект урока по теме Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов 6 класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока по теме:
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» 6 класс
Цель урока: сформировать у учащихся умение эмоционально-образно исполнять в ансамбле свадебные обрядовые песни через анализ народной и композиторской песни.
Тип урока – когнитивный
Планиаруемые результаты урока
Личностные: воспитывать любовь и уважение к народным обычаям и традициям своей страны,
- формировать - позитивное отношение к народному искусству. уважения и интерес к родному фольклору и музыке русских композиторов.
Метпредметные: уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства; уметь анализировать произведения и проводить аналогии с уже изученными
Предметные: знать как проходили народные обряды; знать жанры народных песен, уметь творчески анализировать образы народных песен и произведений изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов; уметь давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями; знать историю свадебного обряда; уметь образно передать характер музыкальных произведений.
Музыкальный материал:
Песня «Замечательный сосед»
Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
М. Матвеев «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
Песня для исполнения
Оборудование, компьютер, презентация к уроку, проектор, презентация, текст песни.
Ход урока
I.Этап мотивации к учебной деятельности
Добрый день мои друзья!
Снова встрече рада я.
Голосочки разомнем и все дружно запоем!
Разминка
II Актуализация знаний
Сегодня мы вновь обращаемся к народному творчеству.
Вспомните, как оно называется? / Фольклор /
Верно.
ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и не обрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания).
ОБРЯД-традиционные действия сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды связанные с рождением свадьбой смертью называемые семейными. , сельскохозяйственными и др обряды календарными
ОБЫЧАЙ правила поведения сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного поколения.
Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.
Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.
Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из самых красивых обрядов – старинной русской свадьбы.
Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Л.. Зыкиной.
III Постановка проблемы
Беседа по итогам прослушивания
- Какое настроение создаёт эта песня?
- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)
- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?
Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.
Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).
- Что вы видите на этих картинах?
- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)
- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?
IV Первичное решение проблемы
Мы сегодня обратимся к двум свадебным песням с одинаковым текстом.
Вы послушали р. н. п. «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной
Каковы особенности этой песни?
Каковы интонации вопросов дочери и ответов матери?
Послушайте вторую песню, написанную композитором М. Матвеевым на те же народные слова. но в исполнении Жанны Бичевской
Найдите сходства и различия.
С каким чувством невеста встречает гостей в народной песне, а с каким – в песне композитора?
А как мать относится к происходящему?
Это песня – диалог дочери с матерью.
У дочери – взволнованные интонации, а у матери – сдержанные.
(Слушание)
По-разному выражены переживания, вторая песня более эмоциональная. В народной песне больше распевов на один слог, есть ладовая переменность.
В одном случае невеста может быть покорной, готовой смириться с происходящим, в другом – чувствует смятение, страх, безысходность.
В первом случае она как будто рассказывает о том, что видит, и благословляет дочь, во втором – интонации матери напоминают интонации человека, трагически смирившегося с безвыходной ситуацией.
В первой – эпический, во второй – драматический.
/Учащиеся анализируют два варианта песни, находят сходства и различия; строят рассуждения с использованием новых знаний; высказывают свое мнение; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
V Реализация проблемы
Давайте попробуем в таблице отразить все различия двух прослушанных песен.
Заполнение таблицы
Тема дочери | Тема матери | ||
Взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения | Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств | Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике) | Покорность, смирение с безвыходной ситуацией |
Песня звучит напряжённо |
VI Первичное закрепление
Какой вывод мы можем сделать?
Народные песни отличает сдержанность переживаний, эпический характер, композиторские – эмоциональные.
VII Повторение и закрепление
О чем еще вы узнали?
Я предлагаю вам исполнить песню
Исполнение песни Была у матушки двенадцать дочерей
Рефлексия
Что интересного вы сегодня узнали на уроке?
Самооценка
Домашнее задание
Я предлагаю вам выполнить домашнее задание: найти иллюстрации картин русских художников, в которых отражен свадебный обряд и песен как народных, так и композиторских.
Спасибо за урок!