Файл: Конспект урока по теме Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов 6 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока по теме:

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» 6 класс

Цель урока: сформировать у учащихся умение эмоционально-образно исполнять в ансамбле свадебные обрядовые песни через анализ народной и композиторской песни.

Тип урока – когнитивный

Планиаруемые результаты урока

Личностные: воспитывать любовь и уважение к народным обычаям и традициям своей страны,

- формировать - позитивное отношение к народному искусству.  уважения и интерес к родному фольклору и музыке русских композиторов.
Метпредметные: уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства; уметь анализировать произведения и проводить аналогии с уже изученными

Предметные: знать как проходили народные обряды; знать жанры народных песен, уметь творчески анализировать образы народных песен и произведений изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов; уметь давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями; знать историю свадебного обряда; уметь образно передать характер музыкальных произведений.

Музыкальный материал:

Песня «Замечательный сосед»

Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

М. Матвеев «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

Песня для исполнения

Оборудование, компьютер, презентация к уроку, проектор, презентация, текст песни.

Ход урока

I.Этап мотивации к учебной деятельности

Добрый день мои друзья!

Снова встрече рада я.

Голосочки разомнем и все дружно запоем!

Разминка

II Актуализация знаний

Сегодня мы вновь обращаемся к народному творчеству.

Вспомните, как оно называется? / Фольклор /

Верно.

ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и не обрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания).

ОБРЯД-традиционные действия сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды связанные с рождением свадьбой смертью называемые семейными. , сельскохозяйственными и др обряды календарными


ОБЫЧАЙ правила поведения сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного поколения.

Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.

Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.

Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из самых красивых обрядов – старинной русской свадьбы.

Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Л.. Зыкиной.

III Постановка проблемы

Беседа по итогам прослушивания

- Какое настроение создаёт эта песня?

- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)



- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?

Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).

- Что вы видите на этих картинах?

- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)

- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

IV Первичное решение проблемы

Мы сегодня обратимся к двум свадебным песням с одинаковым текстом.

Вы послушали р. н. п. «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной

Каковы особенности этой песни?

Каковы интонации вопросов дочери и ответов матери?

Послушайте вторую песню, написанную композитором М. Матвеевым на те же народные слова. но в исполнении Жанны Бичевской

Найдите сходства и различия.

С каким чувством невеста встречает гостей в народной песне, а с каким – в песне композитора?

А как мать относится к происходящему?

Это песня – диалог дочери с матерью.

У дочери – взволнованные интонации, а у матери – сдержанные.

(Слушание)

По-разному выражены переживания, вторая песня более эмоциональная. В народной песне больше распевов на один слог, есть ладовая переменность.

В одном случае невеста может быть покорной, готовой смириться с происходящим, в другом – чувствует смятение, страх, безысходность.

В первом случае она как будто рассказывает о том, что видит, и благословляет дочь, во втором – интонации матери напоминают интонации человека, трагически смирившегося с безвыходной ситуацией.

В первой – эпический, во второй – драматический.

/Учащиеся анализируют два варианта песни, находят сходства и различия; строят рассуждения с использованием новых знаний; высказывают свое мнение; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

V Реализация проблемы

Давайте попробуем в таблице отразить все различия двух прослушанных песен.

Заполнение таблицы

Тема дочери

Тема матери

Взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения

Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств

Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике)

Покорность, смирение с безвыходной ситуацией

Песня звучит напряжённо


VI Первичное закрепление

Какой вывод мы можем сделать?

Народные песни отличает сдержанность переживаний, эпический характер, композиторские – эмоциональные.

VII Повторение и закрепление

О чем еще вы узнали?

Я предлагаю вам исполнить песню

Исполнение песни Была у матушки двенадцать дочерей

Рефлексия

Что интересного вы сегодня узнали на уроке?

Самооценка

Домашнее задание

Я предлагаю вам выполнить домашнее задание: найти иллюстрации картин русских художников, в которых отражен свадебный обряд и песен как народных, так и композиторских.

Спасибо за урок!