ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Презентация о Гоголе, подготовленная ученицей.
Стратегия «Возвращение к кластеру», дополняем информацию, прозвучавшую в презентации.
Теперь мы обратимся к тексту. Нас интересует 1 глава. С помощью кубика мы распределим задания.
Стратегия «Кубизм». Разыгрываются с помощью кубика з адания для групп.
Учитель. Гоголь с первых же страниц своей повести знакомит нас с главными героями произведения. Учащиеся 1 группы расскажут нам, как проходила встреча отца с сыном.
Задание для 1 группы. Расскажите о встрече Тараса Бульбы с сыновьями.
Учитель. Итак, Остап и Андрий в родном доме, в светлице. Опишите светлицу в доме Тараса Бульбы. Что можно сказать о хозяевах дома?
Задание для 2 группы. Опишите светлицу в доме Тараса Бульбы. Какие приметы времени мы находим в данном описании?
Учитель. Гоголь – мастер слова, он обращает внимание читателей на детали, на одежду казаков. 3 группа прочитает описание костюма казака и назовёт элементы костюма.
Задание для 3 группы. Найдите эпизоды, в которых описывается одежда Остапа и Андрия. Назовите элементы костюма казака.
После выступления 3 группы показывается презентация об одежде казаков.
Учитель. Смог ли Гоголь реалистично описать костюм? О чём это свидетельствует?
Задание для 4 группы. Охарактеризуйте Тараса Бульбу, опираясь на текст 1 главы.
Учитель. Гоголь описывает жестокое, тяжёлое время, отношение к женщине в те времена было тоже суровым. Слово предоставляется 5 группе.
Задание для 5 группы. Докажите, что женщина в ту эпоху была бесправна.
— Какие чувства вы испытывали, когда читали эпизоды, посвящённые матери? Как Гоголь относится к своей героине? Докажите с помощью текста.
Учитель. Каким образом писателю удалось передать своеобразие той эпохи?
4 этап «Домашнее задание»: читать 2-5 главы, выписать в тетрадь цитаты, характеризующие Остапа и Андрия.
Источник
Урок литературы в 7-м классе на тему «Тарас Бульба — народный герой. «Тарас Бульба» — героическая повесть»
Дать понятие о народном герое и героической повести.
Развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ.
Развивать патриотические чувства.
репродукции к повести,
определение «повесть» и «героическая повесть» на доске.
Домашнее задание к уроку.
Подобрать цитаты к характеристике Тарасы Бульбы по вопросам:
Какие качества он ценил в казаках?
Почему он стремился в Сечь, чем она его привлекала?
Какие черты характера проявляется Тарас в борьбе за родину?
Как выражает он заботу о казаках, являясь их атаманом?
Что говорит Тарас о товариществе, к чему призывает казаков?
Как он относится к своим сыновьям?
О чем он думает в последнюю минуту?
Чем особенно дорог Тарас Бульба автору?
Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?
— Кем был Тарас Бульба? Как он выглядел?
— Почему Гоголь не дает подробный портрет героя?
— Почему Тарас Бульба так быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в Запорожскую Сечь?
— Почему Тарас, несмотря на успехи сыновей в воинском искусстве, не был доволен жизнью Запорожской Сечи? О чем он мечтал?
(Тарас был храбрым и глубоко убежденным в том, что воинская доблесть у молодых казаков воспитывается в битвах и набегах. Так думал не только старый Тарас, но и большинство запорожцев. Поэтому без большого труда удалось Тарасу уговорить их выступить против турок.)
Одним из средств создания характеристики литературного героя являются его высказывания. Наиболее яркой у Тараса Бульбы является его знаменитая речь о товариществе.
(Чтение заранее подготовленным учеником речи о товариществе в сокращении)
— В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы? («Нет уз святее товарищества»)
— А как вы понимаете, что такое товарищество? А Тарас? (Единение с народом, общность, «братство»)
— Как речь Тараса Бульбы характеризует героя?
(Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, что объединяет и подбадривает людей говоря метко и вовремя, но и потому, что ему хотелось высказать все, что было у него на сердце в этот напряженный и трудный момент. Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости, мужестве, об огромном жизненном опыте и страстной убежденности в правоте своего дела. Он выступает в этот момент как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков.)
— В чем особенность текста?
(Много обращений. Восклицательные интонации выражают глубину чувств Тараса. Это речь лидера.)
Единение Тараса с казаками проявляется в борьбе за родину.
— В каких эпизодах проявился талант Тараса-полковника?
(Мудрость Тараса, его талант полководца раскрываются главным образом в последнем бою под Дубно, когда приказывает он устроить курени в три табора, устроить засаду и покрыть часть поля острыми кольями, обломками копьев, чтобы погнать на них неприятельскую конницу.)
— Как вел себя Тарас – полковник во время боя?
Тарас Бульба не только полковник, но и отец. Героический характер его проявляется не только на поле боя, но и в эпизодах казни его сыновей.
-Чем отличаются эти эпизоды?
(Тарас не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Он проявляется непреклонность по отношению к предателю. То, что предал его собственный сын, предмет отцовской гордости и надежд, лишь усугубляет его гнев и стремление покарать негодяя. Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что заставило Андрия сделать такой выбор: для него любые причины несостоятельны, если речь идет о предательстве. Гоголь называет его сыноубийцей, после расправы Тарас Бульба не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти.
б) присутствие на казни Остапа?
(С риском для жизни пробирается он на место казни, не боясь, поддерживает Остапа в самый трудный его час, хотя ничего не может быть горше для отца, чем гибель сына. Тарас страдает, но и гордится Остапом. Тарас не может забыть его безвременной в нечеловеческих страданиях смерти и до конца собственной жизни мстит за сына. Помнит о нем всегда.)
Найдите в 10 главе описание Тараса Бульбы. Сравните описание Тараса Бульбы в первых и десятой главах. Как изменился герой?
(В последних главах повести описывается трагедия Тараса. Наступило, как писал В. Г. Белинский, «омертвение могучей души, оглушенной двукратным потрясением, потерею обоих сыновей». Изменилось и выражение его лица:
«. три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него».
Из жизнерадостного, общительного человека, каким был Тарас, он превращается под влиянием пережитых страданий в замкнутого и мрачного. Это уже не удалой казак, готовый пуститься в пляс. Невозможно развеселить теперь Тараса: «Сурово и равнодушно глядел он на всех, и на неподвижном лице его выступала невыносимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой» Остап мой!».
Всё пережитое сделало Тараса особенно осторожным, зорким, научило предугадывать события. Поэтому Тарас Бульба не поверил полякам, как многие его товарищи, и не стал заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его: «В виду всего воинства уходил полк, и долго еще оборачивался Тарас и всё грозил». Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин.
Казнь Остапа, свидетелем которой был Тарас, потрясла его. С этого момента не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце. Даже товарищи его, не раз участвовавшие в сражениях и много видавшие на своем веку, поражались: «Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением».
— Повлияли ли изменения в характере Тараса на его дальнейшую судьбу? ( Жестокость Тараса и его казаков вынудила польское правительство)
(Ненависть Тараса Бульбы к ляхам была до того сильна, что даже любимую трубку не хочет оставить он на земле, на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен.)
Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.
— Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?
Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает униженных и оскорбленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя,-«точно необыкновенное явление русской силы». Его отличали, пишет Гоголъ, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам». И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любил простую жизнь казаков» и ничем не выделялся из них.)
2. Задание классу: «Сформулируйте и запишите в тетрадь характерные черты Тараса Бульбы».
Любовь к родине и ненависть к врагам;
Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;
Прямота и суровость нрава;
Замечательные черты его как полководца;
Высоко развитое чувство товарищества.
— Чем особенно дорог Тарас Бульба автору? Почему повесть названа «Тарас Бульба»?
Прочитайте записанное на доске определение повести и подумайте, какой смысл в определении повести как жанра добавляет слово «героическая»?
(После прослушивания ответов учеников читается и записывается в тетрадь определение героической повести)
Слово «героический» соотносят с действиями, выдающимися по своему общественному значению, отвечающими интереса многих людей и требующими от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.
— Почему Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» можно назвать героической?
(Повесть вполне можно назвать героической, так как в ней идет речь о мужественной борьбе украинцев против засилья польской шляхты и католической веры.)
3. Заключительное слово учителя.
Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его — подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».
4. Домашнее задание
Подготовить связный рассказ о Тарасе Бульбе.
Урок 33 ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ О ТАРАСЕ БУЛЬБЕ
Цел и: на примере образа Т. Бульбы показать силу и величие подвига во имя служения Родине и православной вере; развивать навыки работы над планом к сочинению, умение подбирать необходимый языковой материал.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по новой теме.
Так заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь, рассказавший нам печальную историю жизни и борьбы (за свободу Родины, за христианскую веру, за процветание своей земли) героев-запорожцев.
В повести много героев, у каждого из них свой характер, свой душевный склад: крепок на едкое слово Демид Попович, мудр и спокоен проживший долгую жизнь Бовдюг, который отправился в поход в надежде быть «пригодным» казакам-товарищам, умный и расчетливый в бою атаман Кокубенко, Остап, унаследовавший от отца цельность характера, трезвость в бою, чуткость и живой ум, и, наконец, сам Тарас Бульба, грубоватый по натуре, упрямый, но до конца жизни верный своей Родине и товариществу.
– Когда мы впервые знакомимся с героем? Какова его внешность? (Старый Тарас – типичный запорожец. Он чрезвычайно тяжел и толст. На нем широченные шаровары, белая украинская сорочка. Усы до плеч. Вызывающе запрокинув голову, Тарас с насмешкой смотрит на сыновей, а затем лично проверяет бойцовские навыки одного из них, Остапа, получившего одобрение и наказ: «Да он славно бьется. Добрый будет казак. Вот так колоти всякого… Никому не спускай!»)
– Сам Тарас, «коренной, старый полковник, был создан для бранной тревоги. «Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия» – и готов был «никому не спускать», если не уважали казацких «старшин» и стояли перед ними в шапках» сборщики налогов польские, если глумились над православием и если враги были те, кто не исповедовал христианство.
Тарас – сын боевого и трудного века, вся жизнь его – постоянные боевые походы во имя свободы Родины. В жестоких битвах родилось его мужество и весь облик старого полковника стал твердым, суровым. Желая, чтобы и сыны стали закаленными воинами, а не «мазунчиками», он решает отправить их на Запорожье со словами «Дайте Боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы!»
Тарас гордился своими сыновьями: «тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя своими сыновьями на С ечь», «представит их всем старым закаленным в битвах товарищам» и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцев привел к вам!». И нам понятно его отцовское чувство гордости, которое впоследствии ему никак не помешает наказать сына, ставшего предателем.