Файл: Теоретическое введение в источниковедение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первые перспективные планы напоминая доклады, состояли из:, экономической политики, количественной и качественной перспективы развития,

В первых планах ещё не обозначалась система Госпланов, диктуемых из центра. Показатели вводились произвольно. Их содержание можно изучать по:

- теоретической разработки экономистов – журнал «Экономическое обозрение» статьи Кондратьева, Огоновского, Базарова, Струмилиных;

- материалы самого Госплана, до недавнего времени были закрыты, находятся в архиве РГАЭ

Идеи разработки первых пятилетних планов возникли в сер. 20-х г. Завершился восстановительный цикл, экономика была восстановлена к уровню 13г.

Встал вопрос, как развиваться дальше. С этой целью и в ВСНХ и в ГОСПЛАНЕ стал ставиться вопрос о дальнейшем развитии экономики, о разработке перспективных пятилетних планов. Кржижановский – руководитель Госплана. Он подготовил несколько вариантов пятилетнего плана. Одновременно, в ВСНХ также занялись разработкой пятилетнего плана. Но планы ВСНХ были более оптимистичными, более высокими, чем планы Госплана. В этот период развернулась полемика между ВСНХ и ГОСПЛАНом по темпу экономического роста. Разработкой в ВСНХ планов занимался председатель его Куйбышев. Куйбышева поддержал Сталин, который был за более высокие темпы экономического роста, считая, что прежде всего надо развивать тяжёлую промышленность, и производство средств производства. Эту политику поддержал и 15 съезд ВКП(б). НА основе принятых решений ГОСПЛАН изменил свои взгляды, составил пятилетний план на период 28-9 – 32-33гг. хозяйственные годы. Этот пятилетний план был составлен в 2-х вариантах: отправной и оптимальный – разница на 20%. Этот план стал анализироваться ВСНХ, под его влиянием темпы роста были увеличены. Упор делался на оптимальный вариант. Госплан не соглашался с этим, но тем не менее этот первый пятилетний план в переработанном виде был принят правительством в январе 29г. Окончательно план был утверждён в 5-ом всесоюзном съезде советов в мае 29г. В целом этот документ представлял из себя сборник материалов в 3-х томах, объём около 1700 страниц, опубликован в 29г.

Началось претворение плана. Сразу выявились все порочные стороны: несбалансированность отдельных отраслей, завышенные цифры. Постепенно стало ясно, что год за годом планы не выполнимы. После завершения первой пятилетки, советское руководство рапортовало, что первая пятилетка успешно завершена за 4 года и 3 мес. Но на деле многое оказалось не выполненным: выплавка стали, добыча нефти, производство вагонов, тракторов, автомобилей. Эти просчёты были учтены при разработке 2-го пятилетнего плана 32-37гг.


Вторая пятилетка проходила в более нормальных условиях. Хотя часто предлагалось увеличить ту или иную продукцию. Были подведены итоги, говорилось, что план был выполнен, но на деле это опять было не так, хотя уже и в меньшем отставании. Ухудшилось материальное положение людей. Преувеличивался рост культурного уровня, рост доходов населения. Опыт и планирование показал все недостатки такого метода.

Первые послевоенные пятилетки – 2-ой этап – 46-65гг. 4-й пятилетний план – 46-50гг. Этот план был интересен тем, что материалы его большое внимание уделяли научно-техническому процессу.

С 65-до конца 80-х гг. – 3-й этап. Большое внимание уделялось социальным показателям (сближение города и села). 8-ая пятилетка (66-70гг.) – по мнению экономистов, это была единственная пятилетка, которая была выполнена полностью.

Последняя 12 пятилетка (1986-90гг.) – эта пятилетка была полностью не выполнена. На план никто не ориентируется. Принимается решение о законах промышленных предприятиях, вся экономическая политика Горбачёва приводит к дезорганизации.

С начала 90-х гг. наша политика основывается на «диком рынке».

Публикация документов.

Материалы планирования народного хоз-ва находятся в РГАЭ, на региональном уровне – в фондах Облпланов. Особый интерес вызывают протоколы Госпланов. В них отражены основные отражения Госпланов. Многие материалы были опубликованы, в частности опубликованы материалы почти всех пятилетних планов, опубликованы итоги, значительную помощь исследователю могут оказать журналы «Плановое хоз-во», «Информационная бюллетень Госплана».

Методика изучения. Надо учесть период, на который рассчитан Госплан; необходимо проанализировать контрольные цифры, те идеи, которые заключены в конкретном пятилетнем плане; материалы пятилетних планов структурированы по отраслям и регионам, исследователь должен посмотреть, на что более всего уделялось внимание, каким регионам; при анализе необходимо сопоставить контрольные цифры и итоги выполнения, при этом привлечь различные источники (мемуары трудовиков, статистические данные).

Историография. Материалам планирования хоз-ва уделялось внимание в методических пособиях. Оценка даётся с т.зр. официальной историографии, но у Кабанова даётся уже критический анализ. Статья Рогачевской «Альтернатива первому пятилетнему плану развития народного хоз-ва СССР»// «Россия в 20в.», М.1994. Очень интересна серия статей Ханина «Советское экономическое чудо: Миф или реальность?»// «Свободная мысль», 2003.



Методика источниковедческого анализа и значение материальных источников.

Они являются важным историческим источником. Эти документы требуют тщательного подхода. Надо иметь в виду:

  1. Материалы планирования народного хоз-ва планировались на разные временные периоды, надо сначала узнать хронологические рамки;

  2. Сосредоточены в них все контрольные данные, цифры. Поэтому надо понять идеи, цели, задачи;

  3. Материалы составлялись по определённой структуре, исследователь должен понять, по какому принципу построен источник;

  4. Исследователь должен понять экономическую стратегию источника;

  5. Изучая контрольные цифры надо внимательно рассмотреть вводные разделы пятилеток;

  6. Для глубокого анализа надо привлечь другие источники (архивные документы, мемуары и т.д.)

Значение материалов планирования. Это незаменимый источник по развитию нашей страны. Эти документы характеризуются чёткой структурой. Они позволяют использовать математико-статистические методы их анализа. Можно применить сравнительно-исторический, текстологический анализ. Необходимо понимать и то, что эти документы имеют ряд недостатков – жёсткая централизация, чрезвычайно детализированы, без творческой инициативы, поэтому подтасовывались – вопрос о достоверности.
Мемуары как исторический источник по истории новейшего периода

  1. Значение мемуаров как исторического источника

  2. Методика и историография изучения мемуаров

  3. Основные группы мемуаров

Под мемуарами в современной науке понимается повествование о прошлом, основанные на прошлом опыте, охватывающие путь самого мемуариста. Долгое время не рассматривались в качестве источника. В настоящее время ситуация изменилась. Большой интерес стал уделяться к микроистории. Больше стало уделяться внимания воспоминаниям. Эти источники позволяет изучать конкретные исторические личности, их особенности характера и т.п. Позволяют историку выделять факты, которые могут показать культуру, специфику восприятия автора. Показывают стиль языка автора, его мировоззрение. Манера общения, социальные связи, особенности психологического портрета того времени – всё это можно почерпнуть из мемуаров. Воспоминания Врангеля – в этих воспоминаниях есть документы, посвящённые движению белых. Значимость заключается ещё в том, что они показывают мотивы и поступки, совершённые историческими личностями.


В воспоминаниях мы можем найти объяснения, почему автор так или иначе относился к той или иной эпохе, к какому-либо событию, это позволяет понять взаимоотношения разных классов и групп общества. Воспоминания Глинки – секретарь Госдумы, его воспоминания рассказывают о той работе, которая проводилась в Госдуме, как велись заседания, как подготавливались, это позволяет сделать выводы, почему не удавалось выполнить ту или иную программу.

Воспоминания являются значимым источником, по восстановлению биографии личностей, в особенности лидеров. Например, воспоминания Хрущёва. Позволяют увидеть и узнать о том, о чём не освещено в официальных источниках, так сказать закулисная сторона.

В советской историографии это было белым пятном. В советский период мемуары советского периода считались полностью достоверными, не требующими источниковедческого анализа. А вот мемуары белогвардейцев – напротив. В настоящее время ситуация изменилась. Появляются работы Кабанова и др., которые посвящались анализу советской мемуаристике. В 1957-8гг. вышло несколько томов воспоминаний современников, «Советское общество в мемуарах и дневниках».

Методика изучения. К мемуарам применим общий комплекс источниковедческого анализа. В тоже время они требуют специфических методов с т.зр. источниковедения. Главная проблема – время создания, история создания, проблема авторства. Мемуары посвящены жизни автора, поэтому надо уделить большое внимание жизни автора, его семейное положение, его идейно-политические взгляды, эволюцию их. По возможности установить политический портрет. Выяснить здоровье автора на момент написания мемуара. Не изучив проблему авторства, невозможно объяснить многие детали источника. Надо учитывать переписчиков мемуара, наличие цензуры. Мемуары Жукова постоянно подвергались цензуре, с 10 раза только вышли. Место написания также важно. Мемуары пишутся долгое время, когда положение в стране может кардинально поменяться. Побудительными мотивами написания мемуаров могут быть попытки оправдать себя, свои действия. Поэтому некоторые факторы могут отображаться так, как это выгодно автору. Цель – если цель автора была кого-то обвинить, критиковать, то это направление обычно не соответствует действительности. Также мемуары могут носить определённый заказ. Воспоминания Гучкова – писались как вопрос-ответ.


Мемуары источник важный, но главная его особенность субъективность, поэтому они требуют очень тщательного анализа.

Группы:

  1. Воспоминания участников и современников и участников революции и гражданской войны. «Былое», «Голос минувшего», «Каторга»;

  2. Воспоминания 20-30 гг. «Революция в деревне», «Война крестьян с помещиками», воспоминания Стаханова, Завьялов «От станков к хозяевам». Появляются воспоминания рабочих и крестьян;

  3. Мемуары, посвящённые Великой Отечественной войне – воспоминания генералов, офицеров, солдат, партизан. «По горячим следам», «Записки партизан», «Воспоминания Черчилля»;

  4. Воспоминания послевоенного периода до середины 50-х гг. «Гель 6 лет с Лениным»;

  5. Период со второй половины 50-х до 1991г. Мемуары бывших военачальников ВОВ2, воспоминания о Брежневе, Молотов и ряд партийных работников оставили много работ. Сборники воспоминаний появляются по всей стране. В них исчезли, наконец-то, анкетирование, присущее второй группе. Выходят воспоминания рабочих и крестьян – Быков, Каганов. Акцент на трудовой деятельности, на новаторстве. Стали более активно публиковать свои воспоминания деятели науки. Воспоминания академика Т-ского;

  6. Воспоминания деятелей периода перестройки и далее. Черняев, Ельцин. Сейчас своеобразный «бум» на воспоминания.


Периодическая печать как исторический источник по истории советского общества

  1. Периодическая печать в 1917г.

  2. Развитие и становление советской печати

  3. Методика изучения периодической печати

Периодическое издание – это регулярно, с заданной периодичностью, издающийся типографским способом подборка текстов, предназначенный для оповещения читателей об определённых событиях и формирование на основе предложенного материала общественного мнения.

Основными типами являются газеты и журналы. Газеты – повременное, как правило, ежедневное издание, для оперативного сообщения информации о текущих событиях и публикация разного злободневного материала. Журнал – это повременное издание, выходящее с определённой периодичностью, в виде книг, и содержащие разнообразную литературу и научные материалы.

Система периодической печати различается по форме, по изданиям, и т.п. Классификацию периодической печати можно определить по критериям:

- периодичность издания;