Файл: 1 ст. 1075 Гражданского кодекса рф 2 ст. 156 Уголовного кодекса рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I. Определите, какие структурные элементы юридической нормы содержатся в:

1) ст.1075 Гражданского кодекса РФ

2) ст. 156 Уголовного кодекса РФ

3) ст. 141 Кодекса административного судопроизводства РФ
ГК РФ Статья 1075. Ответственность родителей, лишенных родительских прав, за вред, причиненный несовершеннолетними1

На родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Элементы юридической нормы:

Гипотеза - На родителя, лишенного родительских прав; если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей

по составу: сложная - содержит несколько жизненных обстоятельств, совокупность которых является условием действия правовой нормы;

по степени определенности: абсолютно-определенная - содержит исчерпывающий перечень условий и обстоятельств действия нормы.

по способу реализации: положительная - указывает на жизненные обстоятельства.
Диспозиция - суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения родителя родительских прав.

по составу: простая - содержит одно правило поведения;

по степени определенности: относительно-определённая - устанавливает пределы допустимого поведения, в рамках которого могут действовать субъекты (может наложить, а может и не накладывать);

по способу изложения в норме права: простая - называет правило поведения, но не разъясняет его.
Санкция – отсутствует. 

УК РФ Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего1

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом
, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, -

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Элементы юридической нормы:

Гипотеза – родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним

по составу: сложно - альтернативная - содержит несколько жизненных обстоятельств, совокупность которых является условием действия правовой нормы, а также предусматривает несколько жизненных обстоятельств, наступление любого из которых является условием действия правовой нормы («или»).

по степени определенности: абсолютно-определенная - содержит исчерпывающий перечень условий и обстоятельств действия нормы.

по способу реализации: положительная - указывает на жизненные обстоятельства.

Диспозиция - Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

по составу: альтернативная - предполагает выбор одного из нескольких вариантов поведения («или»);

по степени определенности: абсолютно-определенная - содержит исчерпывающий перечень условий и обстоятельств действия нормы;

по способу изложения в норме права: простая - называет правило поведения, но не разъясняет его.


Санкция - наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

по составу – альтернативная - предполагает выбор одной из нескольких видов санкций («или»)

по степени определенности – относительно-определенная границы юридической ответственности указаны от минимальной до максимальной;

по характеру последствий – меры ответственности.

КАС РФ Статья 141. Сроки рассмотрения и разрешения административных дел1

1. Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

2. По сложным административным делам срок, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен председателем суда, заместителем председателя суда, председателем судебного состава не более чем на один месяц.

3. Срок, на который административное исковое заявление было оставлено без движения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не включается в срок рассмотрения и разрешения административного дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.

4. В случае перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, изменения основания или предмета административного иска течение срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала.

Элементы юридической нормы:

Диспозиция - Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству


по составу: сложная - содержит два и более правил поведения, которые применяются в совокупности «рассматриваются и разрешаются»;

по степени определенности: абсолютно-определенная - точно называется вариант поведения;

по способу изложения в норме права: простая - называет правило поведения, но не разъясняет его.

Гипотеза - если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом

по составу: сложная - содержит несколько жизненных обстоятельств, совокупность которых является условием действия правовой нормы;

по степени определенности: относительно-определенная – не содержит достаточно полных сведений об обстоятельствах действия нормы.

по способу реализации: положительная - указывает на жизненные обстоятельства.
Гипотеза - По сложным административным делам срок, установленный частью 1 настоящей статьи

по составу: простая - содержит одно жизненное обстоятельство, которое является условием действия правовой нормы;

по степени определенности: абсолютно-определенная – содержит исчерпывающий перечень условий и обстоятельств действия нормы.

по способу реализации: положительная - указывает на жизненные обстоятельства.

Диспозиция - По сложным административным делам срок, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен председателем суда, заместителем председателя суда, председателем судебного состава не более чем на один месяц (по составу – простая

по составу: простая - содержит одно правило поведения;

по степени определенности: относительно-определенная – не содержит достаточно полных сведений об обстоятельствах действия нормы;

по способу изложения в норме права: простая - называет правило поведения, но не разъясняет его.
Гипотеза - Срок, на который административное исковое заявление было оставлено без движения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

по составу: простая – содержит одно жизненное обстоятельство, которое является условием действия правовой нормы;

по степени определенности: относительно-определенная – не содержит достаточно полных сведений об обстоятельствах действия нормы;

по способу реализации: положительная - указывает на жизненные обстоятельства.

Диспозиция - Не включается в срок рассмотрения и разрешения административного дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.

по составу: сложная - содержит два и более правил поведения, которые применяются в совокупности «не включается, но учитывается»


по степени определенности: абсолютно-определенная - точно определяют содержание и объем прав и обязанностей субъектов, точно называют вариант поведения.

по способу изложения в норме права: описательная - описывает все существенные признаки поведения.
Гипотеза - В случае перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, изменения основания или предмета административного иска

по составу: альтернативная – «или»;

по степени определенности – относительно-определенная - не содержит достаточно полных сведений об обстоятельствах действия нормы.

по способу реализации: положительная - указывает на жизненные обстоятельства.

Диспозиция - течение срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала.

по составу: простая - содержит одно правило поведения;

по степени определенности - абсолютно-определенная - точно определяет содержание и объем прав и обязанностей субъектов, точно называют вариант поведения;

по способу изложения в норме права – описательная - описывает все существенные признаки поведения.

II. Проанализируйте Конституцию РФ и приведите содержание ее статей, закрепляющих принципы федеративного устройства Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации – это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом1.

Принципы федеративного устройства России закреплены в части 3 статьи 5 Конституции РФ и к ним относятся: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Важнейшим принципом федеративного устройства Российской Федерации является ее государственная целостность. Это означает, что Россия не является простым соединением образующих ее частей, а представляет собой единое государство, в котором обеспечивается целостность и неприкосновенность его территории, включающей в себя территории субъектов РФ (часть 1 статьи 67 Конституции РФ); гарантируется единство экономического пространства, не допускающее установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (часть 1 статьи 8 Конституции РФ); используется единая денежная единица – рубль (часть 1 статьи 75 Конституции РФ); устанавливается верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории РФ (часть 2 статьи 4 Конституции РФ); действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти (статья 5 Конституции РФ); все субъекты РФ рассматриваются как находящиеся в составе Российской Федерации (статья 65 Конституции РФ); вопросы федеративного устройства отнесены к исключительному ведению Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ); у субъектов РФ отсутствует право выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации (часть 5 статьи 66 Конституции РФ), поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу для государственной целостности страны и единства системы государственной власти.