ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Торможение — местный нервный процесс, не способный к активному распространению по нервным структурам и приводящий к угнетению или предупреждению возбуждения.
Тормозящий постсинаптический потенциал (ТПСП) — первичная гиперполяризация мембраны сомы нейрона.
Транзиторные нейроны — нейроны, основной функцией которых, согласно гипотезе Ю. М. Конорского, является функция распространения возбуждения по коре.
Транскаллозальные ответы — вызванные потенциалы, которые можно зарегистрировать в коре одного полушария при электрической стимуляции симметричного пункта другого полушария.
Транскрипция — первый этап передачи генетической информации в клетке, на котором происходит образование информационной РНК (иРНК) на матрице ДНК.
Трансформация ритма — изменение частоты и ритма импульсов, посылаемых из центра на периферию, по сравнению с теми параметрами, которые эти импульсы имели до прихода в центр.
Трофическая функция — трофическая функция синапса, нейрона, волокна или всей нервной системы состоит в регуляции структурнохимической организации органов, тканей и всего организма в целом, в осуществлении внутриклеточного и внутритканевого обмена веществ, в организации метаболической связи между сосудами и глиальными клетками, глиальными клетками и нейронами, между нервами и иннервируемым органом.
Тремор — непроизвольное дрожание мышц рук и головы.
Ультрадианные ритмы — биологические ритмы с периодичностью, большей, чем один раз в сутки, от нескольких минут до 12—15 часов.
Условный рефлекс — предупреждающая сигнальная реакция организма, осуществляющаяся прежде всего при участии высших отделов ЦНС. Возникает на основе временных связей, образующихся при определенных условиях в ЦНС между представительствами сигнального и безусловного раздражителей и разрушающихся при изменении этих условий.
Условный рефлекс высшего порядка — рефлекс, который образуется при сочетании условного сигнала не с безусловным раздражителем, а с уже выработанным ранее условным рефлексом.
Утомление нервного центра — постепенное снижение и, в итоге, полное прекращение рефлекторного ответа при продолжительном раздражении афферентных волокон.
Феномен отдачи — последовательная смена одного рефлекса другим — противоположным по значению.
Фокус максимальной активности — та точка в коре полушария, противоположного раздражению, в которой транскаллозальные ответы регистрируются с наиболее высокой амплитудой и наиболее однообразной формой.
«Функциональный орган» (по А. А. Ухтомскому) — структуры, объединенные единством действий и общей векторной направленностью на определенный результат. В понятие «функциональный орган» может быть включено всякое сочетание сил, главное, чтобы они при прочих равных условиях приводили всякий раз к одинаковым результатам. Орган — это прежде всего механизм с определенным однозначным действием.
Хроматин — ДНК, связанная с белком, — дезоксирибонуклеопро- теид (ДНП).
Хронический эксперимент — эксперимент, который может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев и при проведении которого животное свободно передвигается по экспериментальной камере или подвергается нежесткой фиксации в специальном станке.
Центральное время рефлекса — время, в течение которого внутри нервного центра возбуждение переходит с афферентных волокон на эфферентные.
Центральные отделы анализаторов — по определению И. П. Павлова, участки коры, в которые поступают афферентные импульсы от различных рецептивных полей.
Цепные рефлексы — акты, в которых конец одного рефлекса обуславливает начало другого.
Цефализация — смещение центров управления важнейшими поведенческими реакциями в сторону новой коры в ходе филогенетического развития животных.
Циркадианные ритмы — биологические ритмы с периодом, близким к 24 часам.
Цитоархитектоника — особенности клеточного строения различных участков коры.
Щелевые контакты — высокопроводящие (низкоомные) соединения между клетками в электрических синапсах.
Экстрапирамидная система — система проводящих путей, эво- люционно более древняя, чем пирамидная. Берет начало в корковых структурах (премоторная область и поясная извилина) и включает в себя полосатое тело, черную субстанцию, красное ядро, льюисово тело, ретикулярную формацию мозгового ствола, вестибулярные ядра и мозжечок. Экстрапирамидная система участвует в организации движений, поддержании мышечного тонуса и позы.
Эктодерма — наружный зародышевый листок, из которого образуется нервная система.
Электроэнцефалография — раздел электрофизиологии, изучающий закономерности суммарной электрической активности головного мозга для качественного и количественного анализа его функционального состояния.
«Эмоциональный круг Папеца (Пейпеца)» — структуры лимбической системы, отвечающие за возникновение и протекание эмоций.
Энграмма — след, оставленный раздражителем в нервной системе.
Эфферентные (двигательные) волокна — волокна, передающие возбуждения из высших отделов к исполнительным органам для поддержания их тонуса, прекращения или усиления их деятельности (в зависимости от результатов анализа).
Задание 2. Дайте ответы на вопросы:
1. Предмет, методы и значение анатомии ЦНС в подготовке психолога.
Предмет анатомии ЦНС – это структурная организация центральной нервной системы.
Анатомия ЦНС тесно связана с другими учебными дисциплинами, например, физиологией ЦНС, психофизиологией, нейрофизиологией, дифференциальной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, психофармакологией и др.
Анатомия ЦНС – это раздел науки, изучающий строение центральной нервной системы человека (головного и спинного мозга) на органном уровне.
Анатомия ЦНС изучает ряд вопросов, связанных с особенностями строения и физиологическими свойствами нейронов и нервной ткани, структуры межнейрональных связей, морфофункциональной организации отделов нервной системы, закономерностей дифференцировки и созревания нервной системы в онтогенезе.
Сложно представить, что подобный предмет необходим для будущих психологов. Но это так. Многие расстройства, с которыми будут сталкиваться психологи, будут связаны с проблемами в организме, которые так или иначе связаны с мозгом и нервной системой. Чтобы лучше понимать подобные проблемы, очень важно знать, как и почему они возникают. Вы изучаете проблемы не только внешне (если ребенок не может говорить, мы можем обратить внимание на его окружение и изучить ситуации, в которые он попадал, чтобы выявить причины подобного явления), но и внутренне (возможны нарушения определенных центов речи в мозге ребенка). Психологи не врачи, но они должны знать симптомы и механизм подобных проблем
, чтобы иметь возможность вовремя отправить клиента к нужному специалисту.
Методы изучения функций центральной нервной системы
метод наблюдения;
метод экстирпации (удаления органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей);
метод поперечных перерезок (перерезают центральную нервную систему на различных уровнях);
метод раздражения (раздражение рецепторов или зоны центральной нервной системы для определения местоположения возбуждения и наблюдения за ответной реакцией);
метод условных рефлексов (методика выработки и изучения временных связей; включает методические приемы — экстирпацию и раздражение различных участков коры, регистрацию электрических явлений в коре, клинические наблюдения над больными с различными корковыми заболеваниями и т. д.).
Также в анатомии применяются следующие методы:
Вскрытия, распила (метод распиливания замороженных тел — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела);
Инъекции (инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.);
Коррозионный (метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований);
Микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение.
— рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;
— соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;
— антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;
— эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат
2. Общий план строения и отделы ЦНС.
Строение и функции нервной системы
Функции нервной системы
-регуляция жизнедеятельности тканей,
органов и их систем;
-объединение (интеграция) организма в единое целое;
-осуществление взаимосвязи организма с внешней средой и приспособления его к меняющимся условиям среды;
-определение психической деятельности человека как основы его социального существования.
Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы
•Функции нейрона: прием, обработка, хранение, передача и интеграция информации
•Строение нейрона:
Аксон— обычно длинный отросток,
приспособленный для проведения
возбуждения и информации от тела нейрона
или от нейрона к исполнительному органу.
Дендриты — как правило, короткие и сильно
разветвлённые отростки, служащие главным
местом образования влияющих на нейрон
возбуждающих и тормозных синапсов
(разные нейроны имеют различное
соотношение длины аксона и дендритов), и которые передают возбуждение к телу нейрона.
Классификация нейронов
Понятие о синапсе
•Термин был введён в 1897 г. английским физиологом Чарльзом Шеррингтоном.
•Си́напс — место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой.
Нервные волокна
Не́рвные воло́кна — отростки нейронов, покрытые глиальными оболочками.
Если в составе нерва собраны нервные волокна, передающие возбуждение из центральной нервной системы к иннервируемому органу (эффектору), то такие нервы называют центробежными или эфферентными, двигательными. Есть нервы, которые образованы чувствительными нервными волокнами, по которым возбуждение распространяется в центральную нервную систему. Такие нервы называют центростремительными или афферентными, ч увствительными. Большинство нервов являются смешанными, в их состав входят как центростремительные, так и центробежные нервные волокна.
Центральная нервная система