ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БЛОК 2

БЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ

2.1. Онтология (теория бытия)

(с\р – 6 часов; семинары № 3)


  1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010 (https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about)

  2. История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – Москва: Академический проект, 2005 (http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf)

  3. Пивоваров Д. В. Категории онтологии в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов / Д. В. Пивоваров. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06295-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454794



2.1.1. Ключевые понятия *

Найдите в учебнике (см. литература к 2.1.п.3) определения ключевых понятий философской онтологии, раскройте происхождение слов, обозначающих эти понятия в русском и в древних языках, заполните таблицу.

Понятия:

Чистое бытие. Абсолют. Единое. Существование. Субстанция. Сущность. Вещь. Время. Реальность. Имманентное. Трансцендентное. Объективный закон. Детерминизм. Форма. Материя. Целое. Ничто.


Понятие

Определение

Происхождение

Чистое бытие

Чистое бытие - самая абстрактная философская категория, обозначающая исход и универсальную основу всякого конкретного существования. Это самодостаточное начало таинственно гарантирует любому предмету ту или иную степень реальности и предохраняет от небытия и хаоса. Чистое бытие абсолютно, неопределенно, вечно, едино, пусто (не имеет частей), тождественно ничто, и непредставимо. Насыщенное всеми потенциями и невообразимой мощью, оно самоопределяется, творит полноту бытия - бесконечное множество отдельных вещей и процессов, имеющих относительный и временной характер. Полное бытие - то, что есть, многообразное сущее во всей его полноте и целостности; мир как таковой, космос.

(греч. оn. Род. Пад. Ontos – сущее, лат.entia, ens)

Абсолют

Абсолют (от лат. absolutus - безусловный, неограниченный) - философское понятие, обозначающее всеобщую основу мира, полноту бытия и совершенство. Абсолют мыслится как творческое первоначало всего сущего и гармоническая слитность субъекта и объекта. Абсолют един, вечен и противоположен всякому относительному и обусловленному существованию.

(от лат. absolutus — безусловный, свободный, неограниченный, завершенный, полный, совершенный; absolutum — свободный, непривязанный, царство, полит. служба, в мн.ч – власть, магистраты. сам себе созидающий место; absolvere — освобождать).

Единое

Единое - мера тождественности единиц множества; многое единство различенных и причастных единому единиц; единство - связь различенных единиц многого. Высшие формы единого и единства: а) субстанциально-единое, субстанциальное единство, б) всеобщий субстрат, субстратное единство. Единое по смыслу тесно связано с категорией простого, а многое - с категорией сложного. Единое (греч. еп, to hen; лат. solidus) - а) сплошное, нераздельное на части, простое, непрерывное, массивное; б) Парменидово бытие, божественное первоначало, непостижимый безличностный абсолют; в) единица - единое, материя числа, сопоставимость, точка.

Аристотель различает, во-первых, единое как основу множества, а во-вторых, единое само по себе - как непрерывность и субстрат. Единое - это целое, единичное и общность; в едином есть нумерическое, эйдетическое, формально-родовое и пропорциональное. В «Метафизике» Аристотеля важны следующие утверждения: а) число есть множество, измеряемое единицей; б) множество в принципе делимо на части и чувственно воспринимаемо, единое же мысленно неделимо; в) разделенное или делимое называют некоторым множеством, а неделимое или неразделенное - единым. К единому относятся тождество, отношение сходства и равенства, к множеству - связь разных, несходных, неравных. Проблему соотношения единого и многого, четко поставленную Платоном, своеобразно решали неоплатоники. Так, по Плотину, всякое множество вторично по сравнению с Единым.

Существование

Существование, экзистенция (позднелат. ex(s)istentia\ ex - внешнее, прошлое, sist - стояние, entia - бытие; от лат. exsisto - существую) - а) внешнее бытие вещи; б) индивидное бытие в составе мирового порядка, космоса; в) бытие компонентов сознания (различных чувств, мыслей, волевых актов). Индивидуация - сущностное свойство существования. Различают объективное, независимое от сознания субъекта, существование предметов и субъективное существование дискретных прообразов и образов вещей в сверхчеловеческом либо человеческом сознании. В онтическом плане сверхчувственная сущность вещи (essentia) сопричастна полноте бытия (ess, естине) и проявляется вовне вестью из бездны сущего, через сигнал чтойности. Вещее мы постигаем умом, а в практическом плане вещь дана нам в форме это - отдельного пространственно-временного существования.

(позднелат. ех(s)istentia: ex — внешнее, прошлое, sistстояние, еntia бытие; от лат. Exsisto) «Для схоластиков "ехistere" значило в собственном смысле ех alio sistere (происходить из другого),-- писал Э. Жильсон.-- Как слово "еxistentia" прежде всего вызывало в них представление об "essentia cum ordine originis" (сущности вкупе с ее происхождением), так "еxistere" в первую очередь означало на их языке тот акт, посредством которого субъект возникает к бытию через порождение.

Субстанция

Субстанция (от лат. statio - стоянка, стояние; substantia - само для себя подставка; то, на чем все стоит и чем удерживается;): а) в алхимии - вечные, не поддающиеся разложению и превращениям первичные вещества (субстраты), из которых образуются разные сложные вещи, реактивы; б) в философии - онтологическая категория, обычно обозначающая абсолютное основание всего сущего, безусловный субъект всех мировых изменений; в более широком смысле - это самобытность, то есть то, что основано на самом себе. Чаще всего под субстанцией понимают предельное и самопорождающееся начало, в котором его сущность и существование совпадают, не различаются, а само оно, побуждая себя к действию, проявляется через атрибуты (необходимо-всеобщие формы) и бесчисленные акциденции (случайно-единичные свойства, модусы). Когда в вещах подчеркивается момент относительной самостоятельности, то их также могут называть субстанциями.

(от лат. statio - стоянка, стояние; substаntia само для себя подставка; то, на чем все стоит и чем удерживается)

Сущность

Сущность есть насыщенность бытием. Она виртуально коренится в глубине явления, представляя собой совокупность всех отношений и возможностей. Истечение потенциальной энергии бытия оборачивается многообразием вещей как проявлений сущности.

Латинское слово essentia (сущность) этимологически означает: бытие, конденсированное в себе (esse + entia- essentia) и свернутое в понятии. Греческое выражение tо ti en einai (т. е. сущность) латиняне перевели как quid erat esse (то, что было бытием).

Время

Время (греч. chronos, лат. tempus) - а) длительность, продолжительность бытия; б) смена порядка сосуществования вещей и процессов; в) отношение между до и после; г) переход от прошлого через преходящее настоящее к будущему; д) поток объективных или субъективных состояний. Процессы сосуществуют либо одновременно, либо один происходит раньше или после другого. Локальное время преходяще, конечно, а глобальное время длится столько, сколько существует Вселенная.

(греч. chronos, лат. lempus) Слово время происходит переход от прош- лого через преходящее настоящее к будущему; 5) поток объек- тивных или субъективных состояний от древнеиндийского корня vart (превращение) и связано со смыслом слов сдвиг, изменение. Древнерусское veremyа было близко к значению слов солнцестояние и вечное обращение, а также можно, веретено.

Вещь

Вещь - единица бытия (в-есть), отдельное одно, индивид. Вещность - бытийственность, истечение бытия; вещество - разновидность материи, для которой характерна масса покоя; вещь же - это предмет (или объект), обладающий целостностью, относительной независимостью и устойчивостью существования. Поскольку о всякой вещи мы судим по свойствам, проявляемым ею во взаимоотношениях с другими вещами, то вещь также определяют как все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством (А. И. Уемов, 1963).

По Демокриту, вещь слагается из неизменных атомов, изменение ее свойств вызывается перестановкой атомов. Согласно Аристотелю в вещи есть материя и форма, причем обе стороны вещи - субстрат-носитель и свойства - друг от друга неотделимы и зависимы от вещи как целого. Декарт попытался неявно помыслить субстанцию вещи отдельно от ее свойств, и позже многие стали видеть в вещи-индивиде нечто первичное по отношению к ее свойствам. Котарбиньский и другие реисты вообще не признают реальности свойств, которые отличались бы от вещи как тела

Реальность

Реальное (от позднелат. realis - вещественный) в своем первоначальном значении есть мера сопряжения экзистенции с бытием, степень приближения ограниченного бытия к полноте бытия. Отсюда реальность имеет разные градации: нечто может быть более или менее вещественным, реальным. Однако сегодня реальность чаще сближают с понятием объективного существования вещей и противопоставляют чистому бытию Абсолюта и идеальному бытию эйдосов, идей, идеалов.

От позднелатинского realis— вещественный. В первоначальном значении – мера соприжения экзистенции с бытием, степень приближения ограниченного бытия к полноте бытия.

Имманентное

Имманентность. Иммане́нтность (лат. immanens, род.п. immanentis «пребывающий внутри») — философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней. Для религиозной философии важен вопрос об имманентности (принадлежности) божества миру.

Термин «имманентное» восходит к Аристотелю, (от лат. immanentis — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо)

Трансцендентное

Трансцендентность - термин, возникший в схоластической философии и характеризующий всё то, что выходит за пределы чувств. опыта, эмпирического познания мира; предмет религ. и метафизического познания. Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и действия; первые имеют место в самих объектах, вторые — находятся за пределами их наличного бытия.


В этом значении употреблен Кантом в сочинениях критического периода. Согласно Канту, "основоположения, применение которых целиком остается в пределах возможного опыта, мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны выходить за эти пределы, мы будем называть трансцендентностью. от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы)

Объективный закон

Объективные законы – это правила, или принципы, которые выражают через себя природу реальности; они не выражают причуды и предубеждения определенного человека или группы людей, или же целой культуры.

В центре объективного закона стоит реальность. Такой закон возникает из природы образований и процессов, к которым имеет отношение, и никогда не противоречит этой природе.


Объективный закон (греч. nomos, лат. lex, рус. закон — выход за кон, за конец в бесконечное) — существенное отношение явлений, обладающее признаками необходимости, какой-либо степени общности, бесконечности, повторяемости и устойчивости.

Детерминизм

Детерминация (обусловленность) есть мера зависимости основания от своей основы, обоснованного - от основания. Характер детерминации выявляют в связи со спецификой ее условий. Так, следствие обусловлено причиной и каузальными условиями, функция - условиями задавания независимой переменной, явления природы детерминированы особенностями действия объективных законов и т. д.

Детермини́зм (от лат. determinare — «ограничивать, очерчивать, определять») — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности.

Форма

Форма есть граница целого (материального или духовного предмета), удерживающая его части и организующая их связь. Формировать нечто - значит придавать материи форму, образовывать содержание. Материя - это все разнообразие оформляемых частей целого. Содержание - диалектическое тождество материи и формы, процесс соудерживания частей внутри целого, единство всех внутренних взаимодействий и внешних связей предмета.

Форма. Понятие формы (от лат. forma - вид) по-разному толковалось в истории философии и эстетики. Левкипп и Демокрит утверждали, что бытие составлено атомами; каждый атом имеет определенную форму (шарообразную, угловатую, крючкообразную и т. п.); форма каждого атома константна. Но чаще древние философы увязывали форму с платоновским термином эйдос, обозначавшим то постоянное, что делает вещь именно такой, а не иной, в противоположность изменчивым и исчезающим особенностям вещи.

В. И. Даль определяет форму как фигуру, наружный вид, образ, очерк или стать. В обыденном словоупотреблении форма - это внешняя оболочка, внешность или конфигурация объекта - в противоположность материи, из которой он состоит.

Материя

Материя - недифференцированный первичный элемент; она не есть вещь, но вещь из нее происходит. Аристотель различает первую материю и вторую материю. Первая материя - это то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее какимлибо из других свойств, которыми бывает определено сущее. Вторая материя - то, из чего вещь состоит, и то, из чего вещь возникает. Развитие отдельных вещей из первой материи заключается в ее дифференциации, получении ею особенных форм.

Таким образом, по Аристотелю, материя вещи будет состоять из элементов, которые она, возникая, приобрела; форма же есть организация элементов.

Целое

Целое - способ существования и кооперации частей, сложное единство простых, качественная определенность взаимоувязанных слагаемых. В зависимости от характера связи и степени слитности частей в целое выделяют различные типы целостности: становящуюся и ставшую целостности, целостность тоталитарную, целостность партитивную и т. п. Целостность - мера единства частей, измерение их взаимопроникновения друг в друга.

Аристотель под целым понимал то, у чего не отсутствует ни одна из его составных частей и что так объемлет эти части, что последние образуют нечто одно; соподчиненность частей в целом обусловлена энтелехией; в конечном счете целое предшествует своим частям и больше их суммы. Многие схоласты понимали Бога, духов и души как вечные целостности, не состоящие из частей, - они вечны потому, что им не на что распадаться. Лейбниц трактовал субстанции-монады как простые и неразрушимые целостности без частей.

Ничто

Ничто – ступень предсуществования мира или какой-либо его части; б) отсутствие бытия, прошлого или будущего; отрицание бытия; в) в отношении отдельного предмета небытие понимают как те границы, за которыми данный предмет еще не существует или уже не существует; г) то, что выходит за горизонт познания; д) хаос. В одних философских учениях (в платонизме, гегельянстве и т. Д.) это понятие имеет важную категориальную ценность, в других же (в марксизме, позитивизме и пр.) вовсе не употребляется как категория.

От латинского nihilo.



2.1.2. Ключевые концепции *

Заполните таблицы (стремитесь к максимальной краткости без потери смысла)

2.1.2.1.Проблема первоначальности субстанций


Концепция

Сущность

Представители

Материализм

Философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является первичным началом в сфере бытия. Материализм утверждает существование в сфере бытия единственной «абсолютной» субстанции бытия – материи; все сущности образованы материей.

В древней Греции: Демокрит

В немецкой классической философии : Фейербах

В русской философии: Ломоносов, Герцен, Чернышевский

В русском космизме: Циолковский, Вернадский


Объективный идеализм

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений.

Античная философия

Платон 

Сократ

Христианская античность

Аврелий Августин 

Средневековая философия

Фома Аквинский 

Немецкая классическая философия

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Русская философия

Владимир Соловьёв 

Субъективный идеализм

Внешний мир существует только благодаря нашему субъективному сознанию и является продуктом его деятельности, иллюзией.

Д. Юм

Дж. Беркли

Э. Мах

Р. Авенариус

2.1.2.2. Проблема количества субстанций


Концепция

Сущность

Представители

Материалистический монизм

Философское воззрение, согласно которому разнообразие объектов в конечном счёте сводится к единому началу или субстанции.

Маркс

Энгельс

Чернышевский

Ленин

Идеалистический монизм

В качестве субстанции бытия выступает нечто нематериальное.

Гегель

Платон

Аристотель

Фома Аквинский

Дуализм

Свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные.

Декарт

Лейбниц

Пантеизм

В пантеизме находит выражение концепция: «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или Бога-Творца.

Бруно

Казанский

Плюрализм

Позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения.

Демокрит

Эпикур

Платон



2.1.3. Парменид и проблема бытия **

Сравните тезисы Парменида и Р. Декарта


«мыслить и быть – одно и то же» (Парменид)

«мыслю, следовательно, существую» (Декарт)

Несмотря на, казалось бы, одинаковый смысл в высказываниях Парменида и Декарта, сами выражения имеют под собой разное значение. В случае Декарта, «мыслить и быть» - два нераздельных понятия. Ведь как может мыслить то, чего не существует. Т.е бытие субъекта – есть необходимое условие его мышления. Парменид, как и Декарт, тоже не проводит грани между «мышлением и «существованием» . Одно вытекает из второго, а второе вытекает из первого, словно «мышление» и «бытие» - это две стороны одной медали. Но, Парменид в принципе не допускает идеи того, что то что существует – не может мыслить. Для него мышление и бытие – это абсолютно синонимичные понятия. Бытие, согласно Пармениду, едино и вечно, а потому неподвижно и неизменно, следовательно, исходя из высказываний Парменида – мышление тоже неподвижно и неизменно.


2.1.4. Платон и проблема бытия **

Прочитайте фрагмент из диалога Платона «Софист». Ответьте на вопросы после текста.
Чужеземец. Одни всё совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы. Ухватившись за все подобное, они утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же, всех же тех, кто говорит, будто существует нечто бестелесное, они обливают презрением, более ничего не желая слышать.

Теэтет. Ты назвал ужасных людей; ведь со многими из них случалось встречаться и мне.

Чужеземец. Поэтому-то те, кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же, о которых говорят первые, и то, что они называют истиной, они, разлагая в своих рассуждениях на мелкие части, называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами, Теэтет, всегда происходит сильнейшая борьба.

Теэтет
. Правильно.

Чужеземец. Значит, нам надо потребовать от обеих сторон порознь объяснения, что они считают бытием.

Теэтет. Как же мы его будем требовать?

Чужеземец. От тех, кто полагает бытие в идеях, легче его получить, так как они более кротки, от тех же, кто насильственно все сводит к телу, труднее, да, может быть, и почти невозможно. Однако, мне кажется, с ними следует поступать так…

Теэтет. Как?

Чужеземец. Всего бы лучше исправить их делом, если бы только это было возможно; если же так не удастся, то мы сделаем это при помощи рассуждения…


1.

Сформулируйте смысл общего содержания отрывка.

В отрывке поднимается проблема противостояния идеалистов материалистам и возможный путь решения их спора.

2.

Как понимают бытие те, кто «насильственно всё сводят к телу»? Каковы могут быть их аргументы в свою пользу?

Для таких людей бытие и материальное тело – тождественные понятия, они принимают за существующее только то, что можно видеть, осязать. К аргументам в их пользу можно указать то, что существование объекта, не имеющего тела тяжело доказать; воздействие материальных тел и процессов на человека проще наблюдать и анализировать.

3.

Каковы могут быть аргументы тех, кто полагает бытие как умопостигаемые идеи?

Единственно верным и существующим является то, что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний мир и предметы – это проекция наших внутренних процессов, комбинации наших сенсорных ощущений. Так как внешний мир складывается из ощущений, нельзя точно охарактеризовать определенную вещь, потому что для каждого возникают разные мысли на ее счет, отличные от мыслей и ощущений других людей.

4.

Почему Теэтет называет сторонников «телесного» бытия ужасными людьми?

Теэтет называет сторонников «телесного» бытия так потому, что по его мнению, такие люди не способны принять существования других точек зрения по данному вопросу, они принимают свои умозаключения за единственно верные.


2.1.5. Трубка? Бытие и небытие вещи
**

На картине бельгийского художника Рене Магритта (René Magritte, 1898–1967) «Вероломство образов» (La trahison des images, 1928–1929) есть надпись, которая переводится с французского «Это не трубка». Напишите мини-эссе о том, как идея картины связана с проблемами философии бытия?




Для каждого человека образ «трубки» будет своим. Кто-то может видеть на картине Магритта искусно выделанный бараний рог, кто-то горн, а для кого-то это вовсе может быть каким бы то ни было инопланетным приспособлением. Образ, полученный глядя на картину, у каждого человека будет уникальным, он зависит лишь от его личных установок и примеров, которые тот приобрёл в течение всей своей жизни. То, что автор изобразил на картине, это всего лишь его представление, поэтому мнение остального общества, доказывающего, что на картине изображена именно трубка – будет ошибочным, ведь Магритт не преследовал цели изобразить трубку. Потому, если бы автор написал, что на картине изображена трубка, он бы солгал.

Если же мы обратимся к философии бытия Платона, то можно было бы сказать, что изображённая на картине «трубка» - лишь принятый в обществе образ того, как эта трубка должна выглядеть, однако его имя (т.е трубки) не есть то же, что он сам.