Файл: История моего села.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Средняя Елюзань.

ИСТОРИЯ МОЕГО СЕЛА


Разработала:

Ученица 9б класса

МБОУ СОШ 2.С.Средняя Елюзань

Бибарсова Амина


Руководитель:Салдаева Нурия Равилевна


Введение.

История – это, прежде всего память.

Народ, позабывший свою историю, язык,

теряет свои корни, теряет человеческий

облик, превращается в жалкого раба.

К. Ясперс

С чего начинается Родина… Этот вопрос может показаться несовременным. Но понятие Родина современно всегда. На вопрос - что такое Родина мои друзья отвечали по-разному, больше с юмором. Родители серьёзнее отнеслись к этой проблеме и отвечали очень патриотично как в кино.

Свой путь в большую жизнь мы начинаем со своей маленькой Родины. Именно поэтому знать историю своего родного края является не только обязательным знанием, но и священным долгом. Незнание истории своего родного уголочка, по-моему, просто неуважение к самой истории.

Вопросом об истории и традициях нашего села я заинтересовался, когда нам задали сочинение по русскому языку на тему «Мой родной край». У меня возникло желание узнать как можно больше об истории происхождения своей маленькой Родины, обычаях и традициях своих предков.

Актуальность исследования не вызывает сомнения, так как история села средняя елюзань – это история нашей жизни, нашей культуры. К сожалению, в наше время, когда утрачены некоторые культурные ценности, этот вопрос интересует лишь единицы и стоит крайне остро.

Цель данной работы изучить историю развития села в прошлом и настоящем.

Я считаю эту тему интересной и актуальной, так как:

происходящие радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества, заставляют людей повысить определенный интерес к истории своего края. Они хотят знать, осмыслить все происходящее изменения, причины и последствия. В этой связи в последние годы больше внимание уделяют изучению своего края. 

  Задачи исследования:

1. Узнать когда и как возникло село. 

2.Посностью изучить село

3.Познакомиться с традициями села

4.Узнать состояние села в настоящее время.
1.История села Средняя Елюзань

У каждого названия есть своя история
, которая не может не интересовать людей. Так же и наше село.

Средняя Елюзань (тат.Урта Алязян)-одно из самых больших татарских сел в Европе,крупнейший населенный пункт Городищенского района Пензенской области. Средняя Елюзань, татарско-мишарское село.На 16.01.2023 – 3120 хозяйств, 9505 жителей. Самое крупное татарское село в Российской Федерации. Основано темниковскими «четвертными» татарами, т.е. служилыми татарскими князьями и мурзами, которым полагалось персональное земельное жалование в четвертях (мера площади) и разрешалось иметь крепостных крестьян (запрещение иметь татарам крепостных крестьян последовало в 1756 году). Земля им была отведена в этих местах в 1684 году, впервые упоминается как татарская деревня в 1700 году.

В 1702 году один из елюзанских челобитчиков писал царю, что они поселились там, где «дано товарыщам их, Мирясу Кудайбердееву, в кругу и в ободу с Асаном мурзою князь Такшеиновым с товарыщи, что им их жеребьи отказаны, а их де жеребьи оставлены, а владеют де они с товарыщи своими [землями] по двадцати по пяти чети в поле, а в дву по тому ж, и из того поместья служат великого государя службу». С 1780 года деревня вошла в состав Дубровской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В 1820-х годах татары Средней и Нижней Елюзаней основали за Волгой деревню Новую Елюзань Николаевского уезда. В середине 19 века в селе было 3 мечети, водяная мельница. В 1886 году в селе было 302 двора, в том числе 98 крыто тесом, остальные соломой; 1 кабак, 2 лавки, на одну ревизскую душу приходилось 4,4 десятины пашни, 18 человек занимались торговлей, 140 человек уходили на летние земледельческие работы за Волгу; 403 рабочих лошади, 194 коровы, 969 овец, 69 коз, 8 семей занимались пчеловодством.

В настоящее время в селе действует СПК «Агрофирма «Елюзань» (1998), созданная на базе АОЗТ «Елюзанское», которая в свою очередь была организована в 1991 на базе центрального отделения одноименного совхоза. Площадь земель 5371 га. Хозяйство получает урожаи зерновых культур 20–23 ц, лука 90–100 ц с га. Имеется завод по производству сушеного лука, вальцовая мельница, маслобойный цех. Швейный цех, цех по строительству домов. Работник совхоза Хамзя Тугушев был одним из первых участников ВДНХ СССР (1939, 1940, 1941), награжден Большой золотой медалью. Дом культуры, 2 средние школы, детский сад, больница на 50 коек, поликлиника, аптеки, магазины, кафе-столовые, Дом быта. В конце 19 века в селе находили клад из 80-ти золотоордынских монет (2-я половина 13-го – конец 14 веков). Родина доктора биологических наук, профессора Ф.Х. Бахтеева.

2.Образцовое татарское село Средняя Елюзань


Село Средняя Елюзань современного Городищенского района Пензенской области является исконно татарским селом, основанным в 80-х годах XVII столетия. Самое крупное село с компактным проживанием татар, не только в России, Европе, но и мире, насчитывающее около 11 тысяч жителей.

Одной из внешних черт облика села является основательность его строений. В Елюзани около 5 тысяч домов, только 20 из них – из дерева, остальные – кирпичные или смешанные. Дома, премущественно, 2-х-3-х этажные, многие украшены орнаментом из цветного кирпича, мрамора и облицовочного камня. Одноэтажные дома также крупногабаритные – от 100 до 500 и более кв.м.В елюзани 2 школы,2 медрессе и более 4ех детских садов. Село газофицировано и телефонизировано, газ и телефон проведены жителями за свой счет. Практически в каждом доме имеется спутниковая антенна, подключен Интернет. Внутренние дороги с асфальтовым покрытием, которое, однако, разбито, ибо в собственности у жителей села 2600 грузовых автомобилей "КаМАЗ", «МАЗ» и «Газелей», около 6-х тысяч легковых автомобилей.

Высокий уровень благосостояния жителей села обеспечен их трудолюбием. В селе нет безработицы. В условиях разрушавшегося в годы перестройки сельского хозяйства елюзанцы создавали собственные рабочие места. Имеются семь мельниц, где перерабатываются зерновые и масличные культуры. Действуют три скотобойни, четыре цеха по переработке мяса, деревообрабатывающий цех, автопарк маршруток, курсирующих до областного центра и по РФ. В настоящее время елюзанцы закупили два комфортабельных автобуса «Мерседес», которые ежедневно курсируют из Средней Елюзани в Москву. Работают макаронная фабрика, маслобойня, четыре пекарни, пункт по ремонту сельхозтехники и техобслуживанию транспорта. Имеются 79 магазина, три крытых рынка, автосервис, бильярдная, аптека, стоматологический кабинет, ателье и Интернет-кафе, на свои средства селяне построили ипподром и оборудовали футбольное поле, купили пожарную машину.

Отличительными чертами духовной жизни Средней Елазани является абсолютное отсутствие пъянства и приверженность жителей села исламской религии. Здесь только в двух магазинах, учредителями которых является районные государственные учреждения, продаются спиртные напитки. Их потребляют, в основном, приезжие, работающие в селе жители соседних деревень и приезжающие из других регионов на рынки села покупатели.


Пятница в Елюзани выходной день. Школа также работает в этот день до обеда, чтобы дети успевали на пятничный намаз. В селе 11 мечетей. Юноши и девушки привержены мусульманским традициям – в селе не проводится шумных вечеринок, дискотек, нет праздного уличного шатания по вечерам, молодежь проводит время в спортзале, Интернет-кафе. В месяц Рамадан все село держит уразу. Характерной чертой внешнего общения является вежливость, почитание к старшим, негромкая речь с мягким мишарским говором. В селе практически нет смешанных браков, большой редкостью являются разводы. Отсутствует преступность. Общественным мнением осуждаются употребление спиртных напитков, моральная распущенность, леность. При этом присутствует терпимость к другим религиям и иному образу жизни. Жители соседних русских деревень, работающие в этом селе в качестве строителей на разных объектах, благодарны елюзанцам за работу и приют. «Это единственное место в округе, где есть работа и вовремя платят зарплату, русских не обижают, благодаря татарам мы кормим свои семьи», - заявляют они многочисленным корреспондентам, приезжающим своими глазами посмотреть на этот феномен.

Традиционными в селе являются коллективизм, взаимоподдержка и взаимовыручка. Нынешние елюзанцы помогли отстроиться и обжиться уроженцам села, вернувшимся из регионов межнациональных конфликтов в Средней Азии. Все мечети, медресе, многие социальные объекты построены и содержатся на средства прихожан. В их среде распространена приверженность зякату - религиозному налогу, когда жители вносят на социальные нужды крупные пожертвования, исчисляемые десятками тысяч рублей.

Таким образом, приверженность к исламу и сохранение традиционных общественных устоев позволили Средней Елюзани стать современным образцовым татарским селом


3.Традиции Средней Елюзани.
  Традиции села

 У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. Традиции каждого народа - это определенные обычаи, обряды, общественные привычки и многое другое присущее каждому народу. Они пришли из глубины наших предков и передавались из поколения в поколение. Именно традиции отличают одну нацию от другой! У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. Традиции каждого народа - это определенные обычаи, обряды, общественные привычки и многое другое присущее каждому народу. Они пришли из глубины наших предков и передавались из поколения в поколение. Именно традиции отличают одну нацию от другой! 


     Культура и традиции нашего татарского народа связаны как с религией, так и со светской жизнью. Обычно религиозные праздники очень похожи между собой. Религиозные, то есть, мусульманские праздники зовутся тут словом гает или ает. Например, Ураза гаете – это праздник поста, а Корбан гаете – это праздник жертвоприношения.  Во время их проведения соблюдаются обычаи и традиции татарского народа. Кратко перечислим их: утренняя молитва; посещение кладбища; приготовление угощения; поздравление всех родственников и соседей, особое внимание  уделяют родителям; раздача подарков.

   Традиционными в селе являются коллективизм, взаимоподдержка и взаимовыручка. Все мечети, медресе, многие социальные объекты построены и содержатся на средства прихожан. В их среде распространена приверженность зякату - религиозному налогу, когда жители вносят на социальные нужды крупные пожертвования, исчисляемые десятками тысяч рублей. Приверженность к исламу и сохранение традиционных общественных устоев позволили Средней Елюзани стать современным образцовым татарским селом. 
   Жители села, после трудовой деятельности, любят и отдохнуть. Пожалуй, самым массовым и популярным сегодня праздником, включающим в себя народные гуляния с различными обрядами и играми, является Сабантуй. Сабантуй – это ежегодное торжество, которое знаменует конец весенних полевых работ. До конца XIX века его отмечали в весенне-летний период до начала пахоты. Этот день отмечали одинаково, но все же со своеобразными чертами у разных этнических групп. Праздник  Сабантуй сохранился до наших дней и является очень любимым в народе. Интересная традиция татарского народа в том, что праздник этот поэтапный. Сначала его отмечают отдельные села, через неделю – весь район, после – райцентр. Завершается Сабантуй в больших городах - Пензе. Ранее он не был привязан к определенному дню, но в наши дни его отмечают только в воскресенье. К сожалению, некоторые старые обряды, присущие этому празднику исчезли. Традиционно во время праздника люди собирали еду, дети – крашенные яйца. Однако из-за религиозных ограничений в советское время обычай был исковеркан, а собирание еды стало трактоваться как побирательство. В настоящее время Сабантуй является национальным праздником.