Файл: Общая характеристика избирательного процесса 4 Понятие и сущность избирательного процесса 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ различных стадий избирательного процесса в РФ

2.1. Подготовительные стадии избирательного процесса


Избирательный процесс, представляет собой «деятельность по подготовке и проведению выборов, проходит несколько стадий»1. Охарактеризуем эти стадии подробно.

1) Составление списков избирателей. Все граждане, достигшие 18лет, включаются в списки избирателей. Списки избирателей составляются участковой избирательной комиссией на основании сведений, получаемых из жилищных органов. Конкретный порядок составления списков указывается нормативном акте. К примеру, в статье 22 закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области»2 указано, что «списки избирателей после обобщения и проверки необходимых данных составляются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, командиром воинской части, а также руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают. В случае проведения досрочного голосования в соответствии со статьей 95 настоящего Закона список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 21 день до дня голосования. При составлении списка избирателей может использоваться ГАС «Выборы».

2). Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее, чем за 60 дней до дня выборов.

К примеру выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избирательные комиссии создаются и действуют в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Формирование избирательных участков и списков избирателей проводится по территориальному признаку, при этом на одном участке не может быть зарегистрировано более 3000 избирателей.


Право выдвижения кандидатов на пост Президента принадлежит политическим партиям, избирательным блокам и избирателям (в порядке самовыдвижения). Для поддержки самовыдвижения необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом. Выдвижение происходит на съезде (конференции) партии или блока, которые могут выдвинуть только одного кандидата, данные о котором сообщаются в Центризбирком России.

Однако, выдвижение кандидата требует поддержки избирателей. Политическая партия, избирательный блок или групп избирателей обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей и не более 50 тыс. подписей лиц, постоянно проживающих вне территории страны. Во всех случаях требуется предоставить сведения о размере и источниках доходов кандидата и его супруги.

Центр­избирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить альтернативный характер голосования.

Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы Президента по решению Центральной избирательной комиссии откладываются на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Они формируются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями не позднее, чем за 30 дней до дня выборов. Участки образуются с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке.

3). Формирование избирательных комиссий. В каждой стране существует целая система избирательных комиссий, формируемая в зависимости от территориального деления страны. Так, в России это

- Центральная избирательная комиссия РФ;


- избирательные комиссии субъектов РФ;

- окружные избирательные комиссии;

- территориальные избирательные комиссии (районные, городские и др.);

- избирательные комиссии муниципальных образований;

- участковые избирательные комиссии.

Порядок формирования избирательных комиссий определен законодательством – как правило, относительно этого принимается отдельный закон, «либо же процедура подробно прописана в Конституции»1.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях могут присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. Решения избирательных комиссий публикуются в печати. В день голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели от общественных объединений, кандидатов, прессы.

Избирательные комиссии - это коллегиальные органы, и все их решения принимаются большинством голосов и подписываются председателем и секретарем комиссии. Избирательные комиссии независимы в своей деятельности от государственных органов и органов местного самоуправления, несмотря на то что те оказывают избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий (предоставляют помещения, транспорт, средства связи, оборудование, сведения и т.п.).

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Вывод.

На подготовительных стадиях избирательного процесса большинство избирательных действий совершают уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, а также избирательные комиссии. Избиратели, кандидаты, политические партии участвуют лишь в некоторых действиях (так, граждане участвуют в процедуре уточнения списков избирателей и др.).


2.2. Стадии проведения избирательной кампании и заключительные стадии избирательного процесса


В состав этапа проведения избирательной кампании кандидатов и избирательных объединений включаются следующие стадии:

4) выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов;

Это наиболее важная стадия, на которой определяется круг лиц, из числа которых будут избраны Президент, депутаты.

Существуют следующие способы выдвижения кандидатов:

- выдвижение избирательными объединениями.

Оно производится на съезде (конференции) партии (блока партий);- выдвижение непосредственно избирателями. Оно предполагает сбор подписей под заявлением кандидата о его выдвижении. Сбор подписей производится по месту работы, службы, учебы и жительства;

- самовыдвижение (происходит так же, как и в предыдущем случае).

Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией при условии предоставления ей не менее установленного законом количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

К примеру, если говорить о выборах Президента РФ, то на начальном этапе после объявления решения о проведении выборов осуществляется выдвижение кандидатов. Этот период заканчивается регистрацией кандидатов в избирательной комиссии. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Для кандидатов на должность Президента РФ законом установлено несколько ограничений.

Во-первых, возрастной ценз: нижний возрастной предел установлен на уровне 35 лет, в то время как верхний не определен, при этом кандидат обязан проживать на территории РФ не менее 10 лет.

Во-вторых, пассивное избирательное право для кандидата в Президенты РФ ограничивается тем, что «он должен быть дееспособным лицом, не содержаться в местах лишения свободы по решению суда, не быть осужденным и не иметь непогашенной судимости»1.

Конституционных2 требований к Президенту РФ не так много. Им может «быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет, при этом от него не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела»
3.

Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет говорит лишь о непрерывном основном местожительстве. Данное лицо должно быть гражданином РФ, и поскольку не сказано, что обязательно по рождению, то можно сделать вывод, что также по натурализации (в ведущих странах мира такое обычно не встречается).

В то же время статья 3 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»1 указывает на дополнительные требования к кандидату в президенты: он должен быть дееспособным и не может содержаться на период выборов в местах лишения свободы по приговору суда; не имеет права занимать на день решения о назначении выборов пост Президента Российской Федерации второй срок подряд; не может иметь гражданства иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; не может иметь на день голосования неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления; не может иметь на день голосования неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления экстремистской направленности; не может нести административное наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ2, на момент голосования; не может быть избран, если в отношении него вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях…», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 того же Закона, если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования; не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если в отношении него вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, и если голосование состоится до истечения установленного судом срока.

5) проведение предвыборной агитации и информирования избирателей;

Это деятельность граждан, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списка кандидатов). К примеру, в Законе Иркутской области «