Файл: Общая характеристика избирательного процесса 4 Понятие и сущность избирательного процесса 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» указано, что «предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, зарегистрировавшем областной список кандидатов, и в иных не запрещенных законом формах»1.

6) финансирование избирательной кампании.

На данных стадиях обычно реализуются права кандидатов, избирательных объединений (политических партий). Граждане в качестве избирателей участвуют лишь в некоторых избирательных действиях (например, граждане вправе давать согласие на выдвижение кандидата при сборе подписей в поддержку его кандидатуры). Стадия финансирования избирательной кампании, на наш взгляд, не должна включать мероприятия о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов. Данные действия не являются избирательно-правовыми, а носят финансовый, бюджетно-правовой характер. Источники финансирования могут быть разными, однако обозначенными в законе. К примеру, на выборах в Государственную Думу ФС РФ «расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета»1.

К числу заключительных стадий относится:

7) проведение голосования, подсчет голосов, определение итогов голосования и результатов выборов, их опубликование и регистрация избранных депутатов и должностных лиц (инаугурация);

Без сомнения, это действительно самая главная стадия избирательного процесса, в результате которого часть кандидатов получает право на выборный мандат либо на участие во втором туре. Оно проводится в один из выходных дней, о чем избиратели оповещаются через средства массовой информации не позднее чем за 20 дней. Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при подведении итогов.


Голосование производится путем нанесения избирателем в бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)». Избирательные бюллетени заполняются в специально оборудованных кабинах (или комнате). Бюллетень должен содержать печать участковой комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение бюллетеня гражданин удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные бюллетени опускаются в избирательные ящики.

После выборов Президента РФ по окончании голосования подсчет голосов избирателей проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии, о чем составляется протокол. На основании этих протоколов территориальная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а она, в свою очередь, произведя суммирование данных, передает протокол в Центризбирком РФ. Центризбирком не позднее чем через 10 дней со дня выборов определяет результаты выборов.

Поскольку выборы проходят по мажоритарной системе абсолютного большинства, избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Центризбирком признает выборы несостоявшимися: «если из двух включенных на общих выборах в бюллетень кандидатов ни один не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если при проведении повторного голосования по одной кандидатуре за кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании; если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования»1.

При определенных условиях выборы могут быть объявлены недействительными: если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, которые включают в себя не менее 25% от общего числа включенных в списки избирателей; по решению суда.

В случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, через 21 день назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (так называемый второй тур, характерный для стран с многопартийной системой). По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее - по сравнению с другим кандидатом - число голосов, т.е. по мажоритарной системе относительного большинства. Если же повторное голосование не приводит к результату, то Совет Федерации назначает повторные выборы. Избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ.


8) Разрешение избирательных споров.

На заключительных стадиях разрешается основной вопрос выборов и всего избирательного процесса – «наделение полномочиями выборного должностного лица или формирование выборного органа власти»1. Проведение голосования неразрывно связано с подведением его итогов, определением результатов выборов, их опубликованием и инаугурацией, так как основная цель данной стадии – определение избранных депутатов, должностных лиц. В данном случае реализация активного и пассивного избирательного права требует принятия соответствующего правоприменительного акта (решения избирательной комиссии об итогах голосования и результатов выборов, а также вручение удостоверений избранным лицам). Только в этом случае активное и пассивное избирательное право будут окончательно реализованы.

Стадия разрешения избирательных споров отнесена к заключительным стадиям избирательного процесса весьма условно, так как «избирательные споры могут рассматриваться до, во время и после проведения голосования»2. Поскольку в рамках разрешения избирательных споров могут опротестовываться решения избирательной комиссии об установлении итогов голосования и результатов выборов, на наш взгляд, следует отнести данную стадию к заключительному этапу избирательного процесса.

Нормы, регламентирующие порядок совершения избирательный действий в рамках каждой стадий, объединяются в институты особенной части избирательного права. В настоящий момент в ФЗ № 67 практически всем стадиям избирательного процесса посвящены отдельные главы.

Вывод.

На стадии проведения избирательной компании обычно реализуются права кандидатов, избирательных объединений (политических партий). Граждане в качестве избирателей участвуют лишь в некоторых избирательных действиях (например, граждане вправе давать согласие на выдвижение кандидата при сборе подписей в поддержку его кандидатуры). На заключительных стадиях разрешается основной вопрос выборов и всего избирательного процесса – наделение полномочиями выборного должностного лица или формирование выборного органа власти.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Избирательный процесс является системой материальных и процессуальных избирательных правоотношений. Юридическим содержанием этих правоотношений выступают избирательные права, предусмотренные в п. 28 ст. 2 ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и корреспондирующие им обязанности.

Фактическое содержание избирательного процесса – это строго регламентированная законом деятельность различных участников по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательный процесс подразделяется на ряд этапов, которые состоят из стадий, некоторые стадии являются комплексными и включают в себя несколько избирательных действий. Избирательные действия, входящие в состав стадий, направлены на достижение общей процессуальной цели.

Отдельные стадии процесса могут объединяться в блоки (этапы). Так, на наш взгляд, можно выделить три больших этапа избирательных процесса: подготовительные стадии избирательного процесса; стадии проведения избирательной кампании кандидатов и избирательных объединений; заключительные стадии.

К подготовительным стадиям избирательного процесса относятся следующие стадии:

1) назначение выборов;

2) регистрация (учет) избирателей, составление их списков;

3) образование избирательных округов и избирательных участков;

4) формирование избирательных комиссий.

В состав этапа проведения избирательной кампании кандидатов и избирательных объединений включаются следующие стадии:

1) выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов;

2) проведение предвыборной агитации и информирования избирателей;


3) финансирование избирательной кампании.

К числу заключительных стадий относится:

1) проведение голосования, подсчет голосов, определение итогов голосования и результатов выборов, их опубликование и регистрация избранных депутатов и должностных лиц (инаугурация);

2) разрешение избирательных споров.

Нормы, регламентирующие порядок совершения избирательный действий в рамках каждой стадий, объединяются в институты особенной части избирательного права. В настоящий момент в ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» практически всем стадиям избирательного процесса посвящены отдельные главы. Есть отдельные главы относительно стадий избирательного процесса и в федеральных и региональных законах регламентирующих проведение конкретных выборов.


Список использованных источников





  1. Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. : (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 октября 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ.  2014.  № 31.  Ст. 4398.

  2. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 05.10.2019) // СЗ РФ. - 23.05.2005. - № 21. - Ст. 1919.

  3. О выборах Президента Российской Федерации : Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 13.07.2019) // СЗ РФ. - 13.01.2003. - № 2. - Ст. 171.

  4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.11.2019) // СЗ РФ. - 17.06.2002. - № 24. - Ст. 2253.

  5. О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области. Закон Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ // Ведомости ЗС Иркутской области. № 30 (том 1). 11.04.2011.

  6. О муниципальных выборах в Иркутской области : Закон Иркутской области от 11 ноября 2011 года N 116-ОЗ (ред. от 06.03.2020) // Областная. № 129. 14.11.2011.




  1. Судебная практика

  1. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 1995 г. № 77-О // Российская газета. - 06 декабря 1995 г. - № 236.