Файл: Литература по теме Практические задания Тема Конституционное право как основа публичного и частного права Вопрос Понятие, предмет, источники и система конституционного права рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

3.Религиозные правовые системы (мусульманская, иудейская, христианская, индуистская правовые подсистемы).

Основные признаки:

а)       основной источник права - религиозные учения (доктрины и обычаи), содержащие охраняемые государством нормы права;

б)       религиозные органы не отделены от государства и зачастую выполняют функции правотворчества и суда;

в)       принципы права совпадают с религиозными догмами;

г)        все религиозные правовые системы отличаются особым консерватизмом.

 

Наиболее яркими примерами религиозных правовых систем являются Афганистан и Иран.

 

Вопрос 5. Понятие, структура и виды правовых норм.

 

Норма права есть общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения.

Норма права является правилом поведения общего характера, т.е. оно рассчитано на неопределенный круг субъектов и регулирование неопределенное количество жизненных случаев. Кроме этого, норма права характеризуется формализованностью, т.е. определенным способом закреплена в тексте закона, указа, иного источника права.

Норма права характеризуется четкой структурой, которую составляют следующие элементы: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – это часть правовой нормы, устанавливающая обстоятельства, при которых правило поведения (норма) подлежит применению и круг адресатов нормы.

Диспозиция – это часть юридической нормы, содержащая само правило поведения (т.е. права и обязанности), которому должны следовать лица, вступающие в правоотношения.

Санкция – это часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие у субъектов правоотношений в результате нарушения ими правила поведения, содержащегося в диспозиции.

Нормы права классифицируются по различным основаниям.

По способу воздействия на поведение субъектов, закрепленному в гипотезе, они подразделяются на:

·     управомочивающие (т.е. предоставляющие права);

·     обязывающие к определенному поведению;

·     запрещающие, (т.е. запрещающие какие-либо действия).

 

По степени детализированности правил поведения, закрепленному в диспозиции нормы, они делятся на:


·     императивные, т.е. устанавливающие определенные границы, не предусматривающие возможности отклонения от определенного нормой правила поведения;

·     диспозитивные, т.е. такие, которые содержат возможные варианты поведения субъектов.

 

Вопрос 6. Правосознание и правовая культура.

 

Сознание — это отражение человеком окружающей объективной действительности.

Правосознание — это совокупность идей, представлений и чувств, в которых выражается отношение людей к праву и деятельности людей, связанной с правом, а также к другим правовым явлениям.

Признаки правосознания:

а)       это одна из форм общественного сознания, наряду с экономическим, политическим и другими видами сознания;

б)       правосознание имеет особый предмет отражения - правовые явления, включающие в себя: существующее в стране и за рубежом позитивное право; представления о должном (идеальном) праве; представление о праве ушедших времен как собственной страны, так и других государств; представления о деятельности людей и организаций, связанных с правом (правотворчеством, правоисполнением и правоприменением); представления об источниках права.

 

Внутри любого правосознания принято выделять следующие структурные элементы:

1.  Правовую идеологию - систематизированные правовые идеи, убеждения, представления, суждения и понятия, выработанные в процессе теоретического осмысления правовых явлений.

2.  Правовую психологию - чувства, желания, представления, эмоции, привычки. Иными словами, это непосредственное, теоретически не осмысленное отношение к праву и другим правовым явлениям (стыд за совершенное преступление, недоверие законотворческим органам, страх перед ростом преступности и т. д.).

 

В зависимости от выбранного критерия классификации, выделяют разные виды правосознания:

а)       обыденное - правосознание лиц, специально не изучавших право;

б)       профессиональное - правосознание лиц, получивших специальное юридическое образование;

в)       научное - правосознание лиц, занимающихся изучением права с использованием специальных научных методов.

 

В зависимости от субъекта, отражающего правовые явления, правосознание может быть:

а)       общественным, т. е. правосознанием, которое преимущественно господствует среди большинства членов общества;


б)       правосознанием определенной социальной группы или класса (интеллигенции, чиновников, пенсионеров, студентов;

в)       индивидуальным.

 

Правовая культура — это совокупность духовных и материальных ценностей, связанных с правом и другими правовыми явлениями. В теории права выделяют правовую культуру общества в целом и отдельного индивида. Правовая культура общества включает в себя:

1)       уровень развития позитивного права (ясность и непротиворечивость правовых норм, отсутствие пробелов в праве);

2)       характер общественного правосознания;

3)       практику реализации права, как рядовыми членами общества, так и государственными и муниципальными служащими и иными должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Вопрос 7. Понятие и признаки правотворчества.

 

Правотворчество — это особого рода деятельность в основном органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления по разработке и изданию норм позитивного права.

Основные признаки правотворчества:

1)       это деятельность особых субъектов, компетентных издавать нормы права;

2)       результатом правотворческой деятельности является норма права, т. е. единичное правило поведения общего характера, рассчитанное на неоднократное применение и на неопределенный круг лиц и обеспеченная силой государственного принуждения;

3)       это одна из важнейших функций любого государства;

4)       это деятельность по выражению потребностей либо большей части общества, либо определенной политической или экономической элиты в нормах права.

 

Правотворчество необходимо отличать от правоприменения, под которым понимается деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на издание индивидуальных предписаний, устанавливающих права и обязанности конкретных лиц в конкретной ситуации (правительства, главы государств)

 

Вопрос 8. Понятие и виды правоотношений.

 

Правоотношения — это часть общественных отношений, урегулированные нормами права, субъекты которых имеют конкретные взаимные права и обязанности. Элементами правоотношения являются:


1)       Субъекты правоотношений — это люди или группы людей, между которыми складываются отношения и которые являются носителями прав и обязанностей в правоотношении. В правоотношении всегда присутствует две или более стороны. Субъектами правоотношений могут быть: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, народ, Российская Федерация, субъекты РФ, органы и должностные лица государственной власти и местного самоуправления, муниципальные образования.

2)       Объекты правоотношений — это то, по поводу чего возникают эти общественные отношения. Объектами правоотношений могут быть материальные ценности, неимущественные блага.

3)       Содержание правоотношения — это совокупность вытекающих из нормы права конкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Под субъективным правом понимается предусмотренная нормой права и гарантированная государством, мера дозволенного поведения, а под юридической обязанностью - установленная в норме права и гарантированная государством мера должного, необходимого поведения.

 

Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются под воздействием конкретных жизненных обстоятельств. В юриспруденции определенные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений, принято именовать юридическими фактами.

Юридические факты делятся на события и действия.

1)       События — это факты, имеющие место независимо от воли людей (землетрясение, пожар, оползни, извержение вулкана, ураган и т. д.).

2)       Деяния (действия или бездействия) – факты, произошедшие по воле людей. Действия могут быть направлены на возникновение правовых последствий (индивидуальные юридические акты) или не направлены на возникновение правовых последствий, но вызывающие правовые последствия (юридические поступки). Среди юридических актов важное значение имеют акты-документы различных государственных органов, юридических и физических лиц (судебные приговоры, решения, постановления, предписания, сделки, договоры). По критерию правомерности действия подразделяют на правомерные и неправомерные (противоправные).

 

Вопрос 9. Понятие и виды юридической ответственности.

 

В теории права под юридической ответственностью понимается несколько различных, но взаимосвязанных между собой явлений.

1.  Юридическая ответственность — это обязанность правонарушителя претерпеть наказание за совершенное им правонарушение или преступление.


2.  Юридическая ответственность — это вид государственного воздействия на правонарушителя за совершенное им правонарушение.

 

Таким образом, это деятельность специальных государственных органов по реализации своих обязанностей наказывать правонарушителей, и, одновременно, претерпевание правонарушителем лишений, предусмотренных в наказании.

Юридическая ответственность имеет следующие признаки:

1.  Это особый вид государственного принуждения.

2.  Это принуждение, применяемое только к правонарушителям.

3.  Юридическая ответственность носит, как правило, негативный для правонарушителя характер.

4.  Юридическая ответственность, как и основания ее наступления, виды наказания, порядок привлечения к ответственности, предусмотрена нормами права и не может применяться произвольно тем или иным должностным лицом. К юридической ответственности могут привлекать только специально уполномоченные государственные органы (суд, прокуратура, органы внутренних дел, налоговая полиция, ФСБ и т. д.).

5.  Реализация юридической ответственности происходит в особом процессуальном порядке с соблюдением специальных норм права, В зависимости от вида юридической ответственности (уголовная, административная), применятся тот или иной законодательно оформленный порядок привлечения лица к ответственности.

 

Выделяются следующие виды юридической ответственности:

а)       уголовная. Основанием ее наступления является совершение преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Этот вид юридической ответственности заключается в применении к преступнику таких видов наказаний, как смертная казнь, лишение свободы, конфискация имущества, штраф, исправительные работы, и реализуется только судом в особом уголовно-процессуальном порядке (в строгом соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса);

б)       административная. Применяется к лицу, совершившему административный проступок. Административная ответственность предусматривает применение таких видов наказаний, как штраф, конфискация имущества, лишение специального права (например, права управления транспортным средством), и реализуется как судом, так и другими органами (органами внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и т. д.);

в)       гражданско-правовая. Основанием ее наступления является совершение гражданско-правового деликта (например, причинение вреда жизни или здоровью гражданина, неисполнение или ненадлежащее исполнение условий заключенного договора). Эта ответственность реализуется арбитражными судами и судами общей юрисдикции и заключается в принуждении