ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дата Родной русский язык 4 класс
Тема. Вся семья вместе, так и душа на месте
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: организация работы по формированию познавательного интереса учащихся при изучении понятий «семья», «счастливая семья», «семейные традиции», выявление особенностей этих понятий.
Образовательные: создать условия для обеспечения более глубокого целостного восприятия темы.
Развивающие: создать условия для развития познавательного интереса к изучению родного (русского) языка, создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
Воспитательные: создать условия для воспитания чувства гордости за свою семью, уважения к членам своей семьи, взаимопомощи.
Формировать УУД:
Познавательные: умение работать с толковым словарём, поиск и выделение необходимой информации.
Личностные: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.
Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение оформлять мысли в устной форме, высказывать и обосновывать собственную позицию.
Регулятивные: наблюдать и делать выводы, развивать мотивы учебной деятельности.
Планируемые результаты: использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученной темой.
Метапредметные результаты: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы.
Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.
Оборудование:
учебник «Русский родной язык» 4 класс, О.М.Александрова и др. Издательство «Просвещение» 2019 год., толковый словарь, тексты, солнышки.
Ход урока.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный Цель: организация внимания. Положительный эмоциональный настрой детей на серьёзную, вдумчивую работу в доброжелательной обстановке. Мотивация на рабочий ритм. | Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей. Здравствуйте, ребята, сели И на парты посмотрели. Будут нужными опять: Книжка, ручка и тетрадь. Не забудет про дневник Ни один наш ученик. Молодцы! Готов весь класс, Мы урок начнём сейчас. | Готовятся к занятию. Самопроверка. |
2. | Мотивация учебной деятельности. Цель: активизация мыслительной и познавательной деятельности. | Отгадайте загадку: Кто загадки отгадает, Тот своих родных узнает: Кто-то маму, кто-то папу, Кто сестрёнку или брата, А узнать вам деда с бабой – Вовсе думать –то не надо! Все родные, с кем живёте, Даже дядя или тётя, Непременно вам друзья, Вместе вы – одна……(семья) - А что же такое «Семья»? - Как вы понимаете это слово? - Продолжи фразу: Семья – это…. - В словаре Ожегова, с которым вы уже знакомы, даётся следующее определение: «Семья – это группа родственников, живущих вместе» - А кто такие родственники? | Дети отгадывают загадку Дети высказывают свои мнения, по очереди называют слова(счастье, дружба, спокойствие, радость, тепло, чистота, уют, хлопоты, здоровье, любовь, дети, мама, папа.) (Мама, папа, братья, сёстры, дедушки, бабушки, тёти, дяди и т.д.) |
3. | Определение темы и цели урока. Цель: обеспечение мотивации. Организовать и направить к цели учебно-познавательную деятельность учащихся. Постановка перед учащимися проблемной ситуации. | Запиши пословицу, вставив слово–отгадку, и узнаешь тему урока. ВСЯ … ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ. - Объясните смысл этой пословицы. - Итак, тема нашего урока… «Вся семья вместе, так и душа на месте». | Учащиеся записывают пословицу. Дети объясняют смысл пословицы и называют тему уроку. |
4. | Работа с новым материалом Цель: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний. | - Семьи бывают разные: большие и маленькие, полные и неполные… - А знаете ли вы, откуда появилось слово «семья»? Послушайте легенду про библейских героев Адама и Еву. «Когда – то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: «Я». Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы подруга моя…? «Я, я, - Ева молвила.- Я, я». Сказала она знаменитых семь «Я» И так на земле появилась СЕМЬЯ» Вот так на нашей земле появилась семья. - Ребята, а для чего человеку нужна семья? - А какую семью можно назвать счастливой? - Как называют семьи, в которых трое и более детей? Поднимите руку, кто в нашем классе из многодетной семьи? Работа с учебником стр. 11- 12 Упражнение 1 - Объясните значение выделенных выражений в пословицах - в семье лад, крепка ладом, идут в лад, используя толковый словарь. Упражнение 2 . Работа в парах. Чтение и анализ отрывков из рассказа В.П. Астафьева «Бабушкин праздник». - Найдите в первом фрагменте слова с корнем – род-. - Подберите ещё несколько слов с эти корнем. Запишите эти слова в тетрадь, выделите корень. - Найдите в тексте незнакомые вам слова. Помог ли текст объяснить их значение? Проверьте себя по толковому словарю. - А теперь, ребята поразмышляем вместе. - В каждой семье существуют разные семейные традиции. - А что такое традиции? (Семейные традиции – это принятые в семье правила, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми) Работа в группах. Детям раздаются тексты, они читают и объясняют, о какой семейной традиции идёт речь. - Расскажите о традициях в вашей семье. Многие художники в своих картинах тоже изображали семейные традиции. Рассмотрите внимательно репродукцию картины И.С.Куликова «В крестьянской избе». - Скажите, пожалуйста, что вы видите на переднем плане этой картины? Опишите избу, одежду людей. ( Рассказ учителя. На переднем плане изображена группа крестьян за праздничным столом с самоваром. Изба небольшая по размеру, группа сидит в красном углу избы. Молодые мужчины беседуют, их жёны внимательно слушают, пожилые мудро поддерживают беседу. Всё это пронизано солнечным светом, падающим из окна. Кумачовые рубахи и платки создают впечатление теплоты и уюта, семейного благополучия и счастья. Художник сумел превратить душную избу в сверкающий золотом дворец, полюбить действующих лиц картины за умение забыть все невзгоды трудной крестьянской доли.) Рассмотрите ещё одну репродукцию картины Б.М. Кустодиева «На террасе». - Какое настроение вызывает у вас эта картина? ( Рассказ учителя. Здесь изображена настоящая семья художника: жена, сестра с мужем, их дети и няня. Эта картина несёт ощущение тихого семейного счастья. Очень сильны были на Руси традиции гостеприимства. Н.М.Карамзин писал, что уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. Детям передавали навыки и умения принимать гостей). | Дети слушают учителя и отвечают на вопросы. Счастливая семья - это где царит доброта, любовь, уважение, терпимость, доверие, дружба. Многодетные. Поднимают руки. Дети объясняют значение слова ЛАД из толкового словаря. Работают в парах. Вспоминают правила работы в парах. Записывают слова в тетрадь, выделяют корень. Проверяют значение слов по толковому словарю. Отвечают на вопрос. Работают в группах. Вспоминают правила работы в группах. Дети делятся мыслями. Рассматривают репродукцию картин. Отвечают на вопрос. |
5. | Физкультминутка Цель: снятие мышечного напряжения, переутомления, поднятие эмоционального тонуса. | - Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время физкульминутки. Осенью, весною, Летом и зимой. Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг, и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает. Папа бодро приседает. Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева. А я сам бегу трусцой И качаю головой. | Ученики выполняют упражнения |
6. | Закрепление знаний и обобщение. Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие темы. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями. | Работа по учебнику над упражнением 3 стр. 14. Прочитайте данные пословицы. - Какая тема объединяет их? Самостоятельная работа по заданию. - Как вы понимаете выражение «Почитай родителей»? Почитать родителей – значит: в детстве их слушать, в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться. Почему в русском языке у слов мама и папа очень много родственных слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Запишите как можно больше таких слов. Семья – это наша опора, близкие люди помогают нам, поддерживают нас, они с нами в любую минуту: и в горе и в радости… - А как вы считаете, можно ли наш класс назвать семьёй? Обоснуйте свои ответы. ( Я с вами согласна, мы видимся почти каждый день, тоже помогаем друг другу, поддерживаем свои традиции - проведение праздников, экскурсий, походов). | Работают, самостоятельно используя знания по теме. Ответы учащихся. Дети делятся мыслями. |
7. | Подведение итогов. Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | - Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? - Что нового, значимого вы узнали? - О чём задумались? | Самоосмысление. Ответы детей. |
8. | Рефлексия. Цель: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). | - Семья – это родные люди, которые любят друг друга и заботятся друг о друге. Здоровая семья – дружная семья. - Наш урок заканчивается, у каждого из вас возникли свои мысли, вы можете записать их. - Вы сегодня нашли на уроке пусть маленькое, но солнце своей семьи. Напишите на желтых лучиках теплое пожелание своей семье. | Детям раздаются солнышки, они пишут свои пожелания, затем встают в круг и зачитывают. |
9. | Домашнее задание. | По выбору учащихся: 1.Написать в тетрадь 5 пословиц о семье 2. Сочинение по пословице 3.Рисунок на тему «Традиция моей семьи». | Дети выбирают, записывают в дневник. |
Приложение
Текст для 1 группы
Наша семья любит веселиться. Мы собираемся вместе каждый праздник. Если это новый год, то мы придумываем костюмы, составляем концертную программу, по- особенному украшаем стол. На Масленицу – играем у кого блины вкуснее, на Пасху всей семьёй украшаем яйца и куличи. Но всё же самыми любимыми для меня праздниками стали наши дни рождения. К этому событию готовимся вместе. Кто-то рисует газету с приколами. Кто – то подбирает фото из архива семейного. Кто сочиняет стихи или песни. Наша семья большая и мы очень любим друг друга.
Текст для 2 группы
Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?
Текст для 3 группы
Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.
Текст для 4 группы
Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.