Файл: Реферат по дисциплине теория и организация адаптивной физической культуры и спорта По теме Методы и средства адаптивного физического воспитания.doc
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ООО «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
«ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
По теме:
«Методы и средства адаптивного физического воспитания»
Исполнитель:
Ермакова Ирина Анатольевна
Москва 2020 год
Содержание:
-
Введение ………………………………………………………………….3 -
Понятие адаптивного физического воспитания………………………5 -
Цель и задачи адаптивного физического воспитания………………..6 -
Методы адаптивного физического воспитания……………………….7 -
Средства адаптивного физического воспитания……………………..8 -
Заключение…………………………...…………………………………13 -
Список литературы…………………………………………………….14
Введение.
Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о методах и средствах адаптивного физического воспитания.
Под методами адаптивного физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.
В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим методам физического воспитания относятся:
-
методы строго регламентированного упражнения; -
игровой метод (использование упражнений в игровой форме); -
соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
При помощи данных методов решаются конкретные задачи, которые связаны с обучением техники выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
К общепедагогические методам относят:
-
словесные методы; -
методы наглядного воздействия.
Ни один из методов в методике адаптивного физического воспитания нельзя выделить как наилучший и ограничиться только им. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач адаптивного физического воспитания.
Только комплексное использование средств и методов позволяет специалистам эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость данной тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение методов и средств адаптивного физического воспитания.
Понятие адаптивного физического воспитания.
Адаптивное физическое воспитание (АФВ) — представляет собой науку, изучающую различные аспекты физического воспитания людей, утративших на длительное время или навсегда какие-либо функциональные возможности, в том числе двигательные, а также процесс формирования у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков. Оно направлено на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека, на более полную реализацию его генетической программы и на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.
По определению современного отечественного законодательства, инвалид – это лицо со стойким нарушением функций организма, которое является следствием заболевания, травмы или врожденного дефекта, засвидетельствованных в установленном порядке органами здравоохранения, что приводит к ограничению его жизнедеятельности и потребности в социальной помощи и защите.
Однако в большинстве развитых стран уже отказались от употребления слова «инвалид» в связи с его негативной психологической нагрузкой. А вместо этого используют такие определения, как: «недееспособные лица», «люди с физическими дефектами», «люди с функциональными ограничениями», «люди с особыми потребностями».
Существует еще такое понятие, как инвалидность – это полная или частичная потеря (вследствие заболевания, травм и врожденных дефектов) способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, общению, обучению и занятию трудовой деятельностью, т.е. стойкое нарушение общей или профессиональной трудоспособности.
Адаптивное физическое воспитание охватывает продолжительный период жизни человека от дошкольного до студенческого возраста и является главным источником физкультурного образования инвалидов.
Педагогическая функция его включает в себя учебно-познавательную, развивающую, коррекционную, профессионально-подготовительную и воспитательную функции.
Для каждого инвалида разрабатывают индивидуальную программу адаптивно-реабилитационных мероприятий.
Цель и задачи адаптивного физического воспитания.
Главное целью АФВ является – адаптация людей имеющих функциональные ограничения, к физическим и социальным условиям окружающей среды.
Задачи адаптивного физического воспитания:
-
коррекция основного дефекта путем обеспечения рациональной двигательной деятельности, психологических методов активизации сознания; коррекция сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений; -
компенсация наличных возможностей инвалида и человека с отклонениями путем развития, сохранения и использования в новом качестве телесно-двигательных характеристик; профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений; -
обучение жизненно и профессионально-важным знаниям, умениям и навыкам; развитие физических и психических качеств; воспитание основных свойств личности.
Приоритетные задачи АФВ (коррекционные, компенсаторные, профилактические) решаются в процессе решения традиционных для физического воспитания задач: образовательных, воспитательных и развивающих.
В этих условиях учителя, методисты, воспитатели должны знать и использовать на занятиях:
-
Шкалы развития и проявления жизненной компетентности в возрастном аспекте (навыки самообслуживания, пространственно-временные ориентировки, социально-бытовая ориентация, коммуникативная деятельность, самосознание, социальная мобильность и др.); -
способы оценки материала по своей дисциплине уровня достижений по каждой из шкал компетентности; разделы программ АФВ; -
условия для внедрения программ, новые компоненты действующих программ.
Методы адаптивного физического воспитания.
В АФВ используются следующие методы:
Репродуктивный — преподаватель подводит ученика к основному умению определенной последовательностью упражнений. Дети анализируют действия, определяют сходства и различия. Преподаватель демонстрируетученику вид деятельности (например, упражнения, игры) и привлекает его к этой деятельности.
Проблемный — создается проблемная ситуация. Преподаватель предлагает задачу, побуждающую к анализу, сравнению, выводам (систематизации знаний).
Игровой — подвижные или спортивные игры, использование сюжета, (например, сказочного), сюжетно-ролевые игры.
Пропедевтика — изучение представлений ученика, его памяти, мышления, речи, моторики; обучение его ориентации в пространстве и типичных ситуациях; коррекция серьезных недостатков восприятия; привитие навыков дисциплины и повышение трудоспособности; формирование мотивации к тренировкам.
Средства адаптивного физического воспитания.
В АФВ используют те же средства, что и в физической культуре и спорте:
- физические упражнения,
- подвижные и спортивные игры,
- средства закаливания,
- элементы хореографии и т.п.
Проблемным для преподавателя АФВ есть выбор средств для конкретного занятия, конкретного ученика. Выбор средств определяется:
1) задачами учебного процесса;
2) функциональными возможностями ученика;
3) материально-техническим обеспечением;
4) необходимыми способами безопасности.
Танцы — вид культуры, в котором средством выражения настроения, чувств и мыслей являются движения и положения тела. Формообразующим средством в танце является ритм — закономерное чередование движений. Ритм передает эмоциональное состояние: активность, порывистость, плавность или спокойствие. Закономерности построения двигательных форм танца основываются на законах музыки, которая является внешним "задавателем ритма" для органов и систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной).
Подвижные игрыобладают высоким оздоровительным и воспитательным потенциалом. Правила подвижных игр диктуют быстрые разнообразные физические действия участников. Ситуация игры постоянно изменяется, предъявляя к игроку требования по концентрации внимания, правильному его распределению и переключению, хорошей координации движений. Занятия подвижными играми дают возможность нормализовать подвижность нервных процессов, развивают внимание, память, инициативу, волевые качества, восприятие пространственной и временной ориентировки, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат. Игры помогают формировать эмоционально-волевую сферу и нравственные качества. Использование игр в оздоровительных целях ставит перед преподавателем следующие задачи:
• необходимость регулирования физической нагрузки в зависимости от функциональных возможностей участников;
• осуществление контроля адекватности эмоциональных переживаний;
• совершенствование двигательных навыков и качеств.
При дозировании физической нагрузки на занятии обязательно должен учитываться уровень общей физической нагрузки в играх (малой, средней и большой подвижности).
В настоящее время в адаптивном спорте популярны такие спортивные игры и единоборства:
при дефектах слуха: бадминтон, баскетбол, борьба вольная и греко-римская, боулинг, волейбол, гольф, дзюдо, теннис, футбол, хоккей, хоккей с мячом, шашки, шахматы;
при дефектах зрения: борьба вольная и классическая, дзюдо, шашки, шахматы и шахматная композиция;
при повреждениях опорно-двигательного аппарата: бадминтон, баскетбол (в колясках), волейбол (сидя), теннис, футбол, шашки, шахматы;
при умственной отсталости: бадминтон, баскетбол, боулинг, волейбол, гандбол, гольф, футбол, софтбол, теннис, хоккей на полу, бочче, настольный теннис.
Закаливание – этоцеленаправленное воздействие на организм природными закаливающими средствами с целью повышения уровня здоровья путем формирования механизмов адаптации к неблагоприятным воздействиям температуры воздуха, воды, атмосферного давления, солнечной радиации, воспитание нравственно-волевых качеств: сознательности, ответственности, стойкости, выносливости.
Водная среда, помимо закаливающего действия на организм, оказывает другие специфические воздействия: уменьшает силу гравитации, нормализует функции центральной нервной системы, активизирует обмен веществ, в процессе физических нагрузок предупреждает обезвоживание и потерю с потом минеральных веществ, снижает чувство боли и т.д.
Упражнения при опорном положении (опора — дно бассейна). При этом уровень воды находится на уровне от пояса до плеч. Сюда входят ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения, элементы танца, скоростные передвижения по всей площади бассейна бегом, прыжками, упражнения на гибкость.
Упражнения при безопорном положении включают лежание на воде, скольжение, дистанционное плавание.
Упражнения с предметами: пенопластовыми досками, кругами, мячами, надувными игрушками, поддерживающими поясами и другими специальными приспособлениями.
Интересны и увлекательны занятия на неглубокой воде базовой аэробикой, степ-аэробикой, танцевальной аэробикой, аэробикой с использованием различных отягощений, эластичного бинта, предметов, благодаря которым развиваются координация, выносливость, сила, гибкость, умение расслабляться. Однако следует помнить, что при упражнениях в воде расход энергии в 2 раза больше, чем при аналогичных на суше, из-за эффекта сопротивления более плотной среды и большей теплопроводности, и учитывать этот фактор в питании.
Применение средств физического воспитания различного характера и содержания в профилактических, корригирующих и тренировочных целях должно быть реализовано на основе глубокого знания анатомо-физиологических особенностей соответственной патологии, индивидуального подбора оптимальных физических нагрузок с учетом функционального состояния систем организма.
Заключение.
В современных условиях на общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья всех участников образовательного процесса, так как, по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников.
Важным моментом является материально-техническое обеспечение. Занятия физическими упражнениями проводятся в специально предназначенных для этого спортивных помещениях соответствующих учреждений, но следует отметить, что поскольку конечной целью адаптивного физического воспитания является интеграция инвалидов в общество, желательно, по возможности, проводить занятия АФВ в общественных спортивных сооружениях и на спортивных площадках. Главные критерии при выборе спортивной базы:
• соответствие спортивного сооружения (площадки) цели занятия;
• доступность сооружения для учеников в связи с их нозологией, наличие специальных приспособлений и оснащения;
• доступность в транспортном отношении, если сооружение (площадка)находится не на территории учреждения.
Список литературы:
-
Закон РФ «О физической культуре и спорте» (1999 г.). -
Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Солодков А.С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. - Спб.: Полис, 2006. - 295 с. -
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 468 с. -
Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью/ А. Р. Маллер, Г. В. Цикото: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с. -
Ростомашвили, Л.Н. Адаптивное физическое воспитание со сложными нарушениями развития: учеб. Пособие / Л.Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009. – 224 с. -
Тимофеева Т.Б. Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III-IV видов. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 317 с. -
Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры./Л.В.Шапкова -М: Советский спорт, 2007. - 608 с. -
Шипицына, Л.М., Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии./ Л.М. Шипицина, Е.С. Иванов, Л.А. Данилова. – СПб,Полис, 1995г.