Файл: Лекция философия в ее историческом развитии тема философия древнего мира мифологическое мировоззрение как предпосылка философии.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Качественно новым в античном мышлении является демокритово понимание бесконечности, неуничтожимости и несотворимости Вселенной. Он утверждал, что коль скоро атомы бесконечны, то бесконечны также и миры, из них образованные, отличные друг от друга, в то же время они идентичны, ибо из бесконечно возможных комбинаций осуществлена только одна. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам, и это происходит циклообразно, бесконечно. Наш мир отличается от бесчисленного множества других миров лишь тем, что на данный момент он пребывает в расцвете.

Затрагивал Демокрит и проблему возникновения жизни. Он утверждал, что живое возникло из неживого по законам природы без творца и разумной цели. На грязеобразной первозданной земле вспучились пленки в виде водяных пузырей. Днем их грело Солнце, ночью питала лунная влага. После того как они увеличились и лопнули, из них образовались люди и различные виды животных соответственно тому, какой из четырех элементов (огонь, влага, земля или воздух) преобладал. Когда Земля высохла под лучами Солнца, животные стали появляться на свет через рождение. При этом половая принадлежность зависит от степени допеченности: самки появились от недопеченности исходного материала.

Разрабатывая проблему познания, Демокрит положил в ее основу концепцию эйдосов (образов). Эйдосы возникают где-то между объективной вещью и соответствующим органом чувств воспринимающего человека. Предмет выделяет в глазах из себя нечто, подобие самого себя. Оно, в свою очередь, проникает во влажную часть глаза, а затем как оттиск попадает в соответствующий орган чувств. Отсюда Демокрит делал вывод, что чувственное познание играет основную и незаменимую роль как предпосылка дальнейшего познания. Но это низшая ступень, знакомящая с миром явлений. К познанию «истинной сущности» (атомов), открытию причин истинного познания (т. е. причинно-следственных связей) можно прийти лишь при помощи «подлинного», то есть рационального познания. Чувства не могут дать подлинного знания, так как природа не имеет чувствующего начала, атомы имеют чувственность через различные соединения.

Роль, которую Демокрит в теории познания отводит разуму, не противоречит его целостной материалистической ориентации. И мышление, так же как и чувственное восприятие, он понимает вполне материалистически. Разум, по его мнению, является частью души – это совокупность наилегчайших атомов, имеющих идеальную (шаровидную) форму. Душа смертна, так как погибает вместе с телом. Роль, которую Демокрит в теории познания отводит разуму, не противоречит его целостной материалистической ориентации. Взгляды Демокрита на общество тесно связаны с его политической ориентацией. Он был сторонником рабовладельческой демократии. Основным стимулом развития общества Демокрит считал примитивный способ удовлетворения потребностей: «Нужда – учительницы жизни».


Общество и закон, согласно Демокриту, являются не инструментом развития индивидуальности, но, скорее, лишь ограничивающими средствами, предотвращающими возникновение вражды. «Законы не запрещали бы каждому жить по своему вкусу, если бы каждый не вредил другому, ибо зависть способствует началу вражды»[5].

Этика Демокрита также тесно связана с его социально-политическими взглядами. Центральной идеей здесь является «достижение доброй мысли». Путь к этому – через жизненную уравновешенность и умеренность. Добрая (благая) мысль – ключ к справедливой жизни, а главным средством достижения добродетели Демокрит считает убеждение и воспитание в духе нравственности. Мерилом нравственности должен быть сам человек.

Сократ (470 – 399 гг. до н. э.).

Сократ – виднейший представитель такой философской школы классического периода античной философии, как софизм.

Общая особенность этой школы в том, что здесь направленность философских интересов переносится из области познания природы и окружающего мира на человека, на науки, касающиеся непосредственно человеческой деятельности. Сократ, в отличие от своих единомышленников, отбрасывает все ближайшие к этой проблеме области – физику, астрономию и т. д. Он считает всю натурфилософию для человека излишней.

В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта – человека, его отношение к обществу, законам и не в последнюю очередь его отношение к богам. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Он считал излишним и принципиально невозможным изучение природы и объяснение природных явлений. Согласно Сократу, мир является творением божества, «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося», а основой, сущностью мира – «духовный принцип» как в логическом, так и историческом смысле слова, то есть основной вопрос философии Сократ решает идеалистически.

Однако это был уже не наивный идеализм, который не допускал вопроса о взаимоотношении материи и духа, а одна из начальных форм рационального идеализма, который приобрел классический облик в трудах Платона.

В отличие от предшествующих ему материалистов, которые искали ответы на вопросы, касающиеся человека, прежде всего в его отношении к природе и призывали «прислушиваться к природе», Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который он называл даймонионом и который был гарантом постижения подлинной истины. Даймонион, согласно Сократу, имеет божественное происхождение. Посредством его боги выделяют человека и сообщают смысл всему мирозданию. Целью всего в мире, по Сократу, является человек.


Основное внимание Сократ обращал на познание сути добродетели. Познание сути добродетели, познание того, что есть «нравственное», является для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Мораль у Сократа сливается со знанием, истинная нравственность, по Сократу, – знание того, что есть благо и прекрасное, и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья.

Классовый характер религиозно-этического учения Сократа проявляется в том, что добродетели могут достигнуть только «благородные люди», добродетель, равно как и знания, является привилегией «неработающих».

Основными добродетелями Сократ считал сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Добродетели так же, как и моральные нормы, законы, Сократ считал неизменными и вечными. Именно наличие этих добродетелей у человека, а не жребий должно предопределять выполнение общественных или государственных формаций.

Рассматривая вопрос, в чем природа и последняя реальность человека, Сократ приходит к выводу о том, что человек – это его душа. Под ней Сократ понимает разум человека, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для него – это «я» cознающее, то есть совесть и интеллектуальная и моральная личность. Отсюда следует, что в особой заботе в человеке нуждается не столько тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя – научить людей взращиванию души. Душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя.

Наиболее замечательным проявлением превосходства разума Сократ называет самообладание, то есть в состоянии радости, печали, изнеможения подстрекаемый страстями человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях. Самообладание – это власть разумного над животным. Душа – госпожа и хозяйка тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство души над телом и есть свобода. Истинно свободный человек есть тот, кто знает, как управлять своими инстинктами, поистине тот человек раб, который не знает, как управлять своими инстинктами и который поэтому становится их жертвой.

В своих социальных взглядах Сократ ориентируется на идеал «наидревнейших и наикультурнейших народов». Он высоко ценил цивилизации и общества, опирающиеся прежде всего на земледелие и военные действия. Земледелие он противопоставлял ремеслу и торговле, которые, по его мнению, разрушают «порядок общины» и губят души.


Сократ одним из первых мыслителей попытался классифицировать различные формы государства, при этом он опирается на свой религиозно- этический рационализм. Он выделял такие формы, как монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Правильной и нравственной он считал только аристократию, которую характеризует как власть небольшого количества образованных и нравственных людей.

Платон (427 – 347 гг. до н. э.).

В трудах Платона своеобразным способом отражены почти все элементы прежних идеалистических философских учений. По сравнению с ними философия Платона является качественно более высокой ступенью развития идеалистической мысли. Идеализм до Платона во многом имел интуитивный характер. Платон же создает рациональную идеалистическую систему с рационально обоснованными принципами.

Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и производен от мира идей, то есть материальный мир вторичен. Эти причины нефизической природы, то есть умопостигаемая реальность (истинное бытие), были определены Платоном терминами идея, эйдос, или форма. Платоновские идеи не есть просто понятия, т. е. чисто умственные представления, идеи – сущность вещей, то есть то, что каждую из них делает тем, что она есть. Истинные причины вещей чувственных, меняющихся по своей природе, не могут сами по себе меняться, иначе они не будут последними причинами, предельными основаниями и высшим смыслом. Идеи описаны Платоном как то, что не имеет ничего в предметном смысле (без фигуры, цвета, неосязаемые), идеи доступны лишь наиболее возвышенной части души, то есть понимающему уму. Мир идей Платон понимает как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, вплоть до идеи на вершине иерархии, которая есть условие для всех остальных и не обусловлена никакой другой, то есть абсолютна. Это не – обусловленное начало – Благо. О Благе Платон говорит не только как об основании, делающем идеи познаваемыми и ум познающим, но и как о том, что производит бытие и сущность.

Материя – лежбище чувственного, которую Платон называет хора (пространственность), существует лишь благодаря смутным образом участвующему в ней умопостигаемому миру, и она находится во власти бесформенного и хаотичного движения.

Воздействие идей на чувственный физический мир и рождение из хаоса космоса происходит через действие Демиурга (Бога-творца). Этот мыслящий и обладающий волей Бог, взяв за образец мир идей, создал «хору» и таким способом породил физический космос.


Объясняя причины, подвигнувшие Бога создать материальный космос, Платон говорит, что он произвел мир для добра и из любви к благу. «Он был благостен, а в благом нет зависти никогда и ни в чем. Свободный от порока, восхотел он, чтобы все вещи стали бы похожи на небо, насколько это возможно.»[6] Бог создал свое творение, наипрекраснейшее из возможных, одухотворенное и пронизанное желанием добра. Но Бог не сотворяет материи, из которой состоит физический мир; материя предшествует ему как идеальное условие. Демиург – это формовщик, зодчий, архитектор мира, но не творец его.

В отличие от неизменных идей, которые являются причинами, образами и целями, к которым стремятся вещи, мир чувственных вещей не является реальным, так как они возникают, погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного.

В своей концепции человека Платон исходит из следующего. Человек на земле – странник, а земная жизнь – некое испытание. Человека он рассматривал дуалистически: как сочетание души и тела. Тело, по его мнению, это не просто обиталище души, благодаря которой тело живет (на службе у души, как это понимал Сократ), а, скорее, могильный склеп или тюрьма души, где она изнуряется в муках.

Пока мы имеем тело, мы мертвы, так как фундаментально мы есть благодаря душе, а душа, пока она в теле, она как в могиле и, значит, умерщвлена. Смерть тела – это жизнь, ибо душа освобождается от неволи. Тело – корень всех зол, источник нездоровых страстей, неприязни, несогласия, невежества и просто безумия, то есть всего того, от чего гибнет душа. Смерть – всего лишь эпизод, имеющий отношение только к телу, она не только не вредит душе, напротив, дарует ей новую, праведную жизнь. Для того чтобы соединиться с миром идей и уподобиться Богу в добродетели, человек должен как можно скорее покинуть этот мир. Бегство от тела и бегство от мира позволит избавиться от телесного и мирского зла, уподобляясь Богу, через добродетель и познание.

Высшим моральным долгом, как и Сократ, Платон считал попечение о душе, что, по его мнению, способствует очищению души. Это достижимо через разрыв с чувственным и соединение с родственным миром духовного.

Истинная жизнь, согласно Платону, начинается в невидимом – по ту сторону земного мира, где душа оказывается перед судом, совершаемым по одному критерию – справедливости и несправедливости, умеренности и разнузданности, добродетели и пороку. Ни во что судьи не вникают: решительно ничего не значит факт, принадлежала ли душа Царю Мира либо самому ничтожному из подданных. Участь же души может быть следующей: