Файл: Методики для обследования эмоциональной сферы ребенка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методики для обследования эмоциональной сферы ребенка
Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка
Инструкция
Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, настолько они характерны для вашего ребенка. Если это выражено – ставьте «+», если это проявление встречается периодически, ставьте «0», если отсутствует «–».
Тест выполняют родители детей 4-10 лет.
Ваш ребенок:
-
Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу. -
Чуть что – в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться. -
Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть. -
Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний. -
Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно. -
Все больше грустит и печалится без видимой причины. -
Как и в первые годы, снова сосет палец, соску, все вертит в руках. -
Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается. Не может сразу прийти в себя утром. -
Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий. -
Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях. -
Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках. -
Все быстрее устает, отвлекается, не может сконцентрировать внимание продолжительное время. -
Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя. -
Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; не редко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи. -
Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.
Возможные варианты ответов:
-
данный пункт выражен и возрастает в последнее время – 2 балла; -
данный пункт проявляется периодически – 1 балл; -
данный пункт отсутствует – 0 баллов.
Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.
-
От 20 до 30 баллов – невроз. -
От 15 до 20 баллов – невроз был или будет в ближайшее время. -
От 10 до 15 – нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания. -
От 5 до 9 баллов – необходимо внимание к этому ребенку. -
Менее 5 баллов – отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.
ТЕСТ «СТРАХИ В ДОМИКАХ»
Цель: диагностика страхов у детей дошкольного возраста.
Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами нарисуют, а ключ – выбросить или потерять (это несколько успокаивает актуализированные страхи). Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.
Инструкция: «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома» (дошкольники показывают соответствующий дом).
СТРАХИ: 1. когда остаешься один дома;
2. нападение бандитов;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. боязнь каких-то людей;
7. мамы или папы;
8. того, что они тебя накажут;
9. сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
10.опоздать в детский сад;
11.перед тем как заснуть;
12.страшных снов;
13.темноты;
14.волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15.машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16.бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17.когда очень высоко (страх высоты);
18.когда очень глубоко (страх глубины);
19.в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20.воды;
21.огня;
22.пожара;
23.войны;
24.больших улиц, площадей;
25.врачей;
26.крови;
27.уколов;
28.боли;
29.неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет
Методика изучения особенностей самоотношения, самооценки и половой идентичности у ребенка дошкольного возраста
рисунок «Плохой и хороший ребенок»
(модификация А.М.Прихожан, З.Василяукайте)
Материал:лист бумаги, поделенный на три части, четыре карандаша: красный, синий, черный, коричневый.
Проведение методики:ребенку предлагается следующая инструкция: «Лист разделен на три части. Нарисуй в первой части плохого ребенка черным и коричневым карандашами. Во второй части хорошего ребенка красным и синим карандашами, а в третьей части – себя любыми карандашами, которыми захочешь».
Результаты
Рисунок анализируется по следующим параметрам.
1.Плохой и хороший ребенок выполнены согласно правилам – ребенок понимает значение эмоционально-оценочных суждений. Плохой ребенок нарисован некрасивым, непропорциональным, хороший – большого размера, тщательно.
2.Автопортрет выполнен красным и синим карандашами – высокая степень самопринятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получить одобрение взрослого и, одновременно, может означать незрелость, инфантилизм, отсутствие критичности, нарушение самовосприятия.
3.Автопортрет выполнен преимущественно черным и коричневым карандашами, фигура плохо прорисована, части тела непропорциональны - означает эмоциональное отвержение, неприятие себя, отсутствие поддержки и одобрения взрослых.
4.Автопортрет достаточно гармоничен, в фигуре есть детали, выполнен тщательно, в основном красным и синим карандашами, но некоторые части обведены, прорисованы, дополнены черным и коричневым цветом – означает критичность по отношению к себе, стремление стать лучше, нравиться взрослым, получить их одобрение.
Более полное представление можно получить, сопоставив все данные вместе: величину каждого рисунка, степень детализации фигуры, наличие социальных признаков: глаз, ушей, рта, тщательность исполнения, наличие жирных линий, обводок, исправлений. Следует обратить внимание на то, какой пол у эталонных фигур хорошего и плохого ребенка, соответствует ли он полу ребенка. В нашей культуре плохим рисуют обычно мальчика. А это уже материал для коррекционной работы.