Файл: 1. Что такое фонетика и каковы ее основные разделы Как связаны фонетика и другие уровни языка (лексика, морфемика, морфология, пунктуация).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Что такое фонетика и каковы ее основные разделы? Как связаны фонетика и другие уровни языка (лексика, морфемика, морфология, пунктуация)?

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка, его единицы и законы их существования. Фонетикой также называют и саму звуковую сторону языка.

Основные разделы фонетики:

  • Артикуляторная фонетика – раздел фонетики, занимающийся изучением, описанием и классификацией звуков как результата работы речевых органов, т. е. с точки зрения произнесения звуков. Данный раздел фонетики описывает движение воздуха по речевому тракту, координацию органов речи в процессе произнесения отдельных звуков. Это один из старейших и наиболее полно изученных разделов фонетики.

  • Акустическая фонетика (фоноакустика) тесно связана с разделом физики – акустикой. Для акустической фонетики важны сведения об акустических характеристиках речевого потока: частоте, силе (интенсивности), времени колебательных движений, порождающих звуковую волну.

  • Перцептивная фонетика призвана изучать особенности восприятия звуковых единиц. Она исследует функции различных отделов слуховой системы и высшую нервную деятельность в процессе восприятия звуков речи, а также то, какие характеристики определяют принадлежность звука к определенной фонеме, как воспринимаются звуки незнакомого языка, какие звуковые характеристики существенны для субъекта, воспринимающего речь человека, а какие нет (влияние окраски голоса на восприятие, телефонных шумов, ошибок в речи, помех).

  • В качестве четвертого раздела фонетики выделяется функциональная фонетика (фонология, фонемика в зарубежной литературе). Это раздел фонетики, изучающий функциональный аспект звуковой системы языка, т.е. лингвистические функции гласных и согласных звуков, деления на слоги, ударения, просодических характеристик. Функциональным этот аспект назван благодаря коммуникативной функции, выполняемой языком как важнейшим средством общения и передачи мысли.

Помимо разделов фонетики, описанных выше, существуют другие подразделения фонетики:

  • Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, устанавливает типы звуков в различных языках и соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц – фонем, а также общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

  • Частная фонетика (дескриптивная фонетика) – это фонетика отдельно взятого изучаемого языка, например, фонетика английского языка. Она изучает произносительную систему и дает описание фонетических единиц конкретного языка.

  • Лингвисты выделяют также историческую фонетику, чья цель проследить последовательные изменения в фонетической системе конкретного языка (или семьи языков) на различных этапах его исторического развития. Используя лингвистический метод анализа, историческая фонетика анализирует письменные источники и сравнивает различные варианты написания отдельно взятого слова, исследует поэтическую рифму и метрику. Историческая фонетика – часть истории языка.

  • С исторической фонетикой тесно связана сравнительная фонетика, в фокусе внимания которой находится взаимосвязь фонетических систем двух и более языков, особенно родственных, и выявление соответствий звуковых систем данных языков.

  • Фонетика может также быть теоретической и практической (прикладной). Теоретическая фонетика – это обобщенное изложение и лингвистическое объяснение всей системы фонетических средств данного языка. Практическая фонетика изучает фонетическую систему языка в соответствии с определенным принципом. В своем прикладном статусе практическая фонетика широко используется для постановки произношения и развития навыков ораторского искусства у актеров, певцов, дикторов; в логопедии для лечения многочисленных дефектов и патологических расстройств речи, таких как афазия; в сурдопедагогике для обучения глухих и немых людей.


Фонетика и лексика – ударение, в зависимости от смысла слова (зАмок/замОк)

Фонетика и морфемика – характером фонемы обусловлены чередования в морфемах (редчайший – основа на задеязычный, но красивейший)

Фонетика и морфология – ударение, в зависимости от формы (разрЕзать – совершенный вид, разрезАть – несовершенный вид)

Фонетика и пунктуация – паузы, в зависимости от знака препинания
2. Назовите все единицы звучащей речи.

Фонетические единицы речи – звенья, на которые членится речевой поток (цепь звучаний) в ритмико-интонационном отношении. Они делятся на сегментные (звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза) и суперсегментные (ударение, интонация).

На всякий случай пояснение по сегментным – звуки составляют слог, слоги фонетическое слово, фонет слова речевой такт, реч такты фразы.

На всякий пояснение по суперсегментным – служат для объединения сегментных единиц в более крупные сегментные единицы.
3. Что такое звук речи? Назовите аспекты изучения звуков. В чем отличие гласных звуков от согласных?

Звук речи – элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук – это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесённая за одну артикуляцию.

Звуки делятся на гласные и согласные. Они отличаются акустически, артикуляционно и функционально.

Акустический аспект – относящийся к слуховому восприятию. С точки зрения акустики выделяют два источника звуков речи – голос и шум.

Акустические характеристики звука: сила, высота тона, долгота, тембр.

Артикуляционный аспект – работа органов речи, направленная на производство звуков.

Функциональный аспект – функции звуковых единиц языка.

Гласные звуки – звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса при почти полном отсутствии шума.

Согласные звуки – звуки речи, состоящие или из одного шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

4. Что представляет собой звук речи как физическое явление? С чем связано возникновение тонов и шумов в процессе производства звука?

Звук речи, как и всякий другой звук, физическое явление, представляет собой колебательное движение, передаваемое через упругую среду (воздух) и воспринимаемое человеческим ухом. Колебания физического тела, например, голосовых связок, могут быть ритмичными, упорядоченными, в результате этого возникают звуки определенной устойчивой частоты, или тоны.

Высота тона – качество звука, зависящее от частоты колебаний голосовых связок в единицу времени: чем больше колебаний, приходится на единицу времени, тем выше звук; чем меньше колебаний приходится на единицу времени, тем ниже звук.

Шум – акустический эффект неритмических колебаний активных органов речи, а также трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи в полости рта. Он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.
5. Опишите устройство речевого аппарата и назначение каждого органа речи.

Речевой аппарат – совокупность органов речи (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма)

Органы речи – различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи. Органы речи делят на активные и пассивные. Активные – язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник. Пассивные – зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань.

Голосовые связки – два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек ее почти горизонтально. Они эластичны, могут укорачиваться и растягиваться, раздвигаться на разную ширину раствора, могут быть расслабленными и напряженными.
6. Что такое артикуляция и артикуляционная база языка? Чем обуславливается несходство артикуляционной базы русского и иностранного языков?

Артикуляция – работа органов речи, направленная на производство звуков.


Артикуляционная база языка – вся совокупность артикуляций, необходимых для свободного образования звуков какого-либо языка. Например, в образовании звуков русского языка практически не участвуют глубокие произносительные органы – язычок и глотка. Поэтому в русском языке нет язычковых (увулярных), глоточных (фарингальных) и гортанных (ларингальных) согласных, которые есть в грузинском языке.
7. Перечислите гласные изучаемого иностранного языка, которых нет в русском языке. По какому признаку они выделяются?

В английском языке 22 гласных звука, в русском 6.

[i:], [a:], [ɔ:], [u:], [3:], [æ], [eı], [aı], [ɔı], [au], [ıə], [ɛə], [uə], [au], [aıə], [auə] – этих гласных звуков нет в русском языке.

Вышеперечисленные звуки отсутствуют в системе русского языка, так как у нас отсутствует деление гласных звуков по признаку долготы, также в русском языке нет дифтонгов и трифтонгов.