Файл: Тема История развития Электронновычислительной техники в ссср xix xx век.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава VI: Компьютеризации СССР, планы по внедрения ЭВМ в области науки и промышленности

6.1 Создание проекта ОГАС

Первым, кто поставил перед высшим руководством Советского Союза и научной общественностью вопрос о необходимости управления экономикой СССР в масштабах всей страны на основе повсеместного применения электронных вычислительных машин (ЭВМ), был Анатолий Иванович Китов. Первопроходческую роль А. И. Китова в связи с его предложениями о создании Общегосударственной автоматизированной системы управления на основе Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГСВЦ) отмечают ряд известных отечественных и зарубежных историков науки. Так, сотрудник Института истории науки им. И. Ньютона при Массачусетском технологическом институте В. А. Герович отмечает: «Первое предложение создать в СССР общенациональную компьютерную сеть многоцелевого назначения, в первую очередь для экономического управления в масштабе всей страны, поступило непосредственно из Вооружённых сил СССР от инженера и полковника Анатолия Ивановича Китова».

Идея А. И Китову о целесообразности создания единой автоматизированной системы для управления Вооружённых Сил и народного хозяйства страны на базе общесоюзной сети вычислительных центров, создаваемых и обслуживаемых Министерством обороны. При большом отставании в производстве ЭВМ от США, концентрация выпускаемых ЭВМ в мощных вычислительных центрах и их чёткая и надёжная эксплуатация военным персоналом позволили бы сделать резкий скачок в использовании ЭВМ. В 1958 г. Китов поставил вопрос о создании системы управления экономикой СССР на основе единой государственной сети ЭВМ в общесоюзном масштабе. Это своё предложение он продекларировал в брошюре «Электронные вычислительные машины», опубликованной массовым тиражом Всесоюзным обществом «Знание». В этой работе впервые в СССР была изложена перспектива «комплексной автоматизации информационной работы и процессов административного управления и планирования в масштабах всей страны». Предлагалось объединить все крупные вычислительные центры в Единую государственную сеть вычислительных центров.

Предложение о перестройке управления экономикой СССР путём создания общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством страны на основе ЕГСВЦ (Единая государственная сеть вычислительных центров) содержалось в письме Китова главе СССР Н. С. Хрущёву. Которое было послано в ЦК КПСС 7 января 1959 г. В этом письме он предложил создать общенациональную компьютерную сеть многоцелевого назначения, предназначенную для планирования и управления экономикой в масштабе всей страны. Там же Китов предложил главе Правительства СССР, «чтобы дело не было пущено на самотёк», создать единый координирующий общесоюзный орган по разработке, внедрению и эксплуатации всех АСУ (Автоматизированных систем управления) в стране — «Госкомпром». Китов был глубоко убеждённым сторонником того, что без создания такого управляющего государственного органа, подчиняющегося кому-нибудь из Членов ЦК КПСС, дело создания Общегосударственной АСУ страны будет обречено на неудачу. Китов считал, что создание Госкомпрома позволило бы вести работы по АСУ по согласованным централизованным планам и было бы свидетельством того, что высшее руководство СССР «не на словах, а на деле» поддерживает создание общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством страны. В принципиальных спорах с ближайшими коллегами Китов прямо утверждал: «Без общесоюзного министерства АСУ, отчитывающегося непосредственно перед Политбюро», ничего с внедрением общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством страны не выйдет. Как известно, Госкомпром в СССР так создан и не был.


Руководство СССР частично поддержало предложения Китова, и в результате было принято совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (май 1959 г.) об ускоренном создании новых ЭВМ и широком их использовании в различных областях хозяйственной жизни. Однако, главное предложение Китова об автоматизации управления экономикой всего СССР на основе создания Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГСВЦ) в этом Постановлении учтено не было.

С начала 1960-х годов Коммунистическая партия Советского Союза рассматривала возможность создания взаимосвязанной компьютеризированной системы распределения ресурсов на основе принципов кибернетики. Это развитие рассматривалось как основа для перехода к оптимальному планированию, которое могло бы стать основой более развитой формы социалистической экономики, основанной на информационной децентрализации и инновациях. Это рассматривалось как логическое продолжение, учитывая, что система материальных балансов ориентирована на быструю индустриализацию, которую Советский Союз уже достиг в предыдущие десятилетия.

Когда в 1964 году проект ОГАС поступил на рассмотрение, против него самым решительным образом выступило руководство ЦСУ СССР. Создание ОГАС позволяло уличить это ведомство в искажении статистической отчетности и открывало возможность проникновения в ее тайны. После того, как в 1966 году ЦСУ СССР представило переработанный вариант проекта В.М. Глушкова, против него выступил Госплан СССР. В 1968 г. был представлен вновь переработанный вариант проекта, суть которых сводилась к тому, что стране не нужна единая ОГАС, достаточно отраслевых.

К началу 1970-х годов идея ОГАС была оставлена ​​советским руководством, считавшим, что система угрожает партийному контролю над экономикой. К началу 1970-х годов официальный интерес к этой системе закончился. Погибнуть оригинальной идее А. И. Китова не дал директор Института кибернетики АН УССР академик Виктор Михайлович Глушков (1923—1982). Он переосмыслил проект А. И. Китова и заручился в 1962 году поддержкой А. Н. Косыгина (работавшего в то время заместителем Председателя СМ СССР) активизации работ по созданию автоматизированных систем управления (АСУ). В стране началась масштабная кампания по созданию различных АСУ в государственных ведомствах и на предприятиях, которая захватила сотни тысяч советских граждан и продолжалась вплоть до начала Перестройки. С середины 1960-х годов и вплоть до своей кончины в январе 1982 фактическим идеологом многих работ по АСУ являлся В. М. Глушков. К середине 1964 года под его руководством группой советских учёных, в которую входил и А. И. Китов, был разработан проект ЕГСВЦ (Единой государственной сети вычислительных центров). Китов в течение пяти лет был соратником и заместителем В. М. Глушкова по работам, проводимым в области автоматизированных систем управления в девяти оборонных министерствах СССР.



С начала 1970-х годов ЕГСВЦ (Единая государственная сеть вычислительных центров) стали называть ОГАС (Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации). ОГАС представлялся собой трехуровневые сети компьютерных центров в Москве, до 200 центров и до 20 000 локальных терминалов в экономически значимых местах, обменивающиеся информацией в реальном времени с использованием существующей телефонной сети. Структура также позволит любому терминалу взаимодействовать с любым другим.

Далее Глушков предложил использовать систему для перевода Советского Союза в новый тип экономики, используя систему электронных платежей. Проект провалился, потому что просьба Глушкова о финансировании 1 октября 1970 г. была отклонена.

Между тем, стало известно, что «американцы еще в 1966 году сделали эскизный проект информационной сети» и на 1969 год запланировали «пуск сети ARPANET» — предшественник Интернета. Только «тогда, — пишет В. М. Глушков, — забеспокоились и у нас». Под руководством заместителя премьера, председателя ГКНТ В. А. Кириллина была создана новая комиссия «с участием министра финансов, министра приборостроения и др.».Снова закипела работа. «Мы, — вспоминал В. М. Глушков, — предусматривали создание Государственного комитета по совершенствованию управления» и при нем «научного центра» из 10-15 институтов. Ознакомившись с предложениями комиссии, Политбюро поддержало идею созданию ОГАС, разногласия вызвал только вопрос о том, как это сделать, в частности, нужен ли Госкомупр. В конце концов, комиссия пришла к выводу о необходимости подобного органа. Единственно, кто не подписал ее предложения, был министр финансов В. Ф. Гарбузов. После этого проект комиссии был вынесен на заседание Политбюро, которое происходило 30 сентября 1970 г.

В результате было решено вместо самостоятельного Госкомуправления создать Главное Управление по вычислительной технике. Первоначально работа над этим проектом была засекречена. Впервые о ней было сообщено в печати только накануне XXIV съезда КПСС вначале 1971 г., когда в директивах девятого пятилетнего плана были упомянут ОГАС.

Этот факт сразу же привлек к себе внимание США. Профессор Массачусетского университета Лоуренс Грэхем вспоминал, как в 70е гг. ему «показали карту СССР, усеянную будущими взаимосвязанными компьютерными центрами». Вскоре на страницах «Вашингтон пост» появилась статья Виктора Зорзы «Перфокарта управляет Кремлем», в которой говорилось: «Царь советской кибернетики академик В. М. Глушков предлагает заменить кремлевских руководителей вычислительными машинами». Откликнулась и английская «Гардиан», которая разъяснила, что проект В. М. Глушкова имеет своей целью создание глобальной электронной системы, способной «следить за каждым человеком». Эту статью радиоголоса «передавали раз пятнадцать на разных языках на Советский Союз и страны социалистического лагеря».


Таким образом, открыто продемонстрировав свое стремление парализовать работу советских ученых в этом направлении, западные средства массовой информации стали запугивать советскую интеллигенцию и руководство КПСС.

В 1963 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР поставили перед Министерством связи СССР задачу создания Единой автоматизированной системы связи — ЕАСС. В 1976 году XXV съезд КПСС утвердил задание создать на базе ЕАСС Общегосударственную сеть передачи данных (ОГСПД). Реализация этих планов испытывала те же трудности, что и ОГАС. При этом в Ленинграде с конца 1970-х годов начинает, в силу насущных научных и экономических потребностей, развиваться Академсеть, создатели которой решили строить её самостоятельно без поддержки с союзного уровня: программа по созданию Общегосударственной сети передачи данных - (ОГСПД) как подсистемы Единой автоматизированной сети связи (ЕАСС) страны должным образом не выполнялась, поэтому организовывать каналы передачи данных ЛНИВЦ приходилось, в основном, своими силами (что стало впоследствии правилом для разработчиков ленинградской академсети на всех этапах ее развития)». Академсеть была спроектирована в союзном масштабе на основе оптических и спутниковых цифровых каналов, но фактически была построена только ленинградская её часть, другие города могли выходить на связь по телефонам через модемы по зарубежному протоколу X.25 (принят Международным союзом электросвязи в 1976 году, в 1986 году адаптирован в СССР как ГОСТ). В Москве в 1982 году был создан институт ВНИИПАС для того чтобы стать центром будущей всесоюзной Академсети, а также узлом международной компьютерной связи, так как он имел зарубежные модемные и спутниковые соединения. В 1992 году, после распада СССР, вычислительная техника и прочее оборудование Академсети было уничтожено. В 1990 году Советский Союз вышел в тогдашний мировой Интернет (Usenet) «в частном порядке» благодаря усилиям специалистов полукустарной сети «РЕЛКОМа» и получил 19 сентября 1990 года через Финляндию государственный домен «.su».

6.2 ЭВМ в области космонавтики

12 апреля — одна из наиболее знаменательных дат современной истории. Именно в этот день в 1961 году лётчик-испытатель Юрий Гагарин стал первым космонавтом в истории человечества. Тысячи лет эволюции технологий и научных знаний позволили людям, наконец, исполнить заветную мечту — стать на шаг ближе к звёздам. И компьютерные технологии сыграли в этом событии далеко не последнюю роль.


Выход на орбиту первого искусственного спутника земли, запуску первого пилотируемого космического корабля и всем последующим пилотируемым запускам вплоть до современных кораблей «Союз», это все не могло б случится без ЭВМ  — «Стрела». Разработана данная ЭВМ была в 1953 году, и за последующие три года было выпущено всего семь её экземпляров, призванных работать в ключевых отраслях народного хозяйства страны. В том числе и рассчитывать траектории первых баллистических ракет, искусственных спутников Земли, а так же первых пилотируемых полетов в космос. «Стрела» относилась к ЭВМ первого поколения и обладала достаточно скромными характеристиками: производительность операции составляло 2000 операций в секунду, оперативная память на электронно-лучевых трубках: 2048 слов (2 килобайта) по 43 двоичных разряда (бита) в каждом слове, а для постоянной памяти использовались полупроводниковые диоды и накопители на магнитной ленте. Ввод и вывод информации производился с помощью перфокарт, каждая из которых вмещала лишь 12 43-разрядных слов.

По габаритам машина занимала 300 квадратных метров, и потреблял 150 кВт электроэнергии, половина которой шла на охлаждение. Но каким бы допотопным ни казался этот компьютер в современном мире, его мощности вполне хватило для того, чтоб точно рассчитать траекторию запуска, движение по околоземной орбите и возвращение корабля на землю. Всё это происходило в автоматическом режиме, так как о возможностях человека ориентироваться в условиях космоса пока ещё никто ничего доподлинно не знал. Правда, у Гагарина на критический случай был код перевода системы схода с орбиты в ручной режим, но этого не потребовалось. Также для полета в космос необходимо было обрабатывать телеметрическую информацию, за это отвечали ЭВМ из серии «Урал-1», производившаяся с 1957 по 1961 год. Третьим значимым ЭВМ в области космонавтики был БЭСМ-2. Данный аппарат трудился над расчетами траектории орбит искусственных спутников и пилотируемых кораблей. Именно на этом компьютере были произведены расчёты траектории первой успешной межпланетной миссии, закончившейся 14 сентября 1959 года посадкой на поверхность спутника Земли космического аппарата Луна-2 с памятным вымпелом на борту.

Конечно, все ЭВМ находились на Земле и не имели шанса на непосредственное участие в полёт: для этого они были слишком громоздкими, тяжелыми и прожорливыми в плане энергопотребление.

6.3 Специализированные ЭВМ для военного назначения