Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний о возникновении и развитии педагогики, формирование умения применять их при анализе и проектировании педагогической деятельности. Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самостоятельная работа по теме 1.1

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о возникновении и развитии педагогики, формирование умения применять их при анализе и проектировании педагогической деятельности.

 

Задание 1. Проанализируйте содержание темы. На основе материалов темы составьте тезисные рекомендации, которые помогут организовать педагогическую деятельность. В составленных рекомендациях должны быть отражены следующие моменты:

1) характеристики педагогики как науки; 1

2) идеи ученых прошлого, актуальные для современной педагогической деятельности;

3) значение педагогического знания для развития человеческого общества;

4) черты современной педагогики.

ОТВЕТ: Использование термина «педагог дополнительного образования» для обозначения одного из направлений педагогической деятельности началось после принятия закона «Об образовании» (1992), который изменил статус работников внешкольных учреждений. И если раньше они были руководителями кружков и студий, тренерами в спортивных секциях, то теперь центральным словом в обозначении их профессии является слово «педагог».

Педагог дополнительного образования - это специалист, организующий педагогическое взаимодействие с детьми во внеурочное время с целью удовлетворения их познавательных, творческих и коммуникативных потребностей, педагогической поддержки их самореализации и саморазвития через передачу освоенных им знаний, умений, жизненного опыта и ценностных ориентиров.

Педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Оно включает в себя:

- гуманистическую направленность, т. е. интересы, ценности, идеалы;

- профессиональное знание, т. е. знание предмета, методики его преподавания, педагогики и психологии;

- педагогические способности, т. е. коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональную устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность;

- педагогическую технику - умение управлять собой, умение взаимодействовать.


1) Н. II. Тарасевич считает, что сущность педагогического мастерства необходимо рассматривать в комплексе свойств личности педагога, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности. А в структуру педагогического мастерства он включает педагогическую направленность личности педагога; профессиональнопедагогические знания; способности к педагогической деятельности; педагогические умения и техники. Исходя из этого, в структуру профессионального мастерства педагога дополнительного образования следует включить такие качества, как:

- устойчивость мотивации педагогической деятельности;

- поисково-исследовательские способности;

- установки на саморазвитие (самосовершенствование) в педагогической деятельности;

- опыт инновационного проектирования педагогической деятельности;

- наличие индивидуального педагогического стиля.

Как мы видим, профессиональная компетенция и педагогическое мастерство педагога дополнительного образования - это достаточно широкие понятия, интегрирующие в себе целый ряд компонентов, часто также имеющих сложную структуру. Большинство из них не могут сформироваться у человека стихийно. Многие составляющие педагогического мастерства развиваются не только в процессе практической деятельности, но и должны базироваться на профессиональном образовании.

2) В. П. Голованов считает, что педагог дополнительного образования - это специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени, и выделяет следующие задачи его деятельности:

- осуществление дополнительного образования детей и подростков, организация их разнообразной творческой деятельности;

- комплектация состава воспитанников учебной группы, секции, студии, клубного и другого детского объединения и применение мер по сохранению контингента в течение срока обучения;

- обеспечение педагогически обоснованных форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;

- обеспечение соблюдения прав и свобод детей; участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников;

- составление плана и программы занятий. Обеспечение их выполнения;

- выявление творческих способностей детей, способствование их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;


- поддержка одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии;

- организация участия воспитанников в массовых мероприятиях;

- оказание консультативной помощи родителям (лицам их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;

- при проведении занятий обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

- участие в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышение своей профессиональной квалификации.

Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является сам воспитанник, развитие его личности, способностей и компетентности . При этом, используя материалы вышеназванного автора, саму профессиональную деятельность педагога дополнительного образования можно представить в виде следующей структуры.

3) Близким по смыслу к педагогическому мастерству является понятие педагогического профессионализма. Е. Б. Евладова и ее коллеги включают в него следующие компоненты:

  • - общекультурный (уровень общей культуры педагога);

  • - психолого-педагогический;

  • - предметно-технологический.

Но при этом они отмечают, что за пределами такого подхода остаются личностные качества человека

С изменением социально-экономической системы в нашей стране произошли изменения во всех сферах бытия россиян: иными стали условия и характер жизни, деятельности, возможности самопроявления людей. Мы видим, как за последние 5 лет изменился окружающий нас социальный мир. Какой человек в нём преуспевает? Прежде всего, интеллектуально развитый, свободно и самостоятельно мыслящий, творческий, предприимчивый, активный в достижении своих целей. «Вековечная» загадка педагогики детского творчества на поверку дела оказывается и сегодня весьма актуальной проблемой.

В то время, когда перестраивающая общеобразовательная школа нацелена, прежде всего, на интеллектуальное развитие ребёнка, преимущественно теоретическое его образование, когда учебно-воспитательный процесс строится на основе подчинения ребёнка необходимости, что тоже важно для развития растущей личности, дополнительное образование предоставляет ребёнку альтернативу свободного выбора, особо необходимого для формирования востребованных в настоящее время качеств, а также нацелено на развитие практических и технологических знаний и умений ребят.


Основное образование - на усвоение предметных знаний и способов их употребления. Дополнительное - на раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы являются одним из средств обучения практически и технологически мыслить и что-либо делать своими руками.

Как видим, наш анализ показывает, что основное - школьное и дополнительное образование взаимодополняют друг друга, при этом дополнительное образование расширяет и углубляет возможности школьника в его естественном саморазвитии. Опора на содержание основного образования является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей» уже в своем названии содержит особый смысл. Его суть в создании возможностей для реализации творческой активности детей в возрасте от 5 до 17 лет.

Согласно концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года «под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно». Для удовлетворения данной потребности нужны особые условия, позволяющие реализовать интересы каждого ребенка, приходящего в учреждения дополнительного образования. В Центре такие условия были созданы 40 лет назад и продолжают создаваться педагогами дополнительного образования по сегодняшний день. Детям в учреждении на выбор предлагается посетить 27 детских объединений, студий, клубов. Работа каждого педагога строится по следующим принципам:

  • развитие интересов и способностей детей;

  • создание ситуации успеха на занятиях;

  • стимулирование возникновения доброжелательных взаимоотношений в группе

Приоритетными идеями для нас являются:

  1. Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности

  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка

  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка

  4. Единство обучения, воспитания и развития

  5. Практико - деятельностная основа образовательного процесса

  6. Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества нас и наших воспитанников

  7. Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.


Основным нашим предназначением мы считаем удовлетворение индивидуальных, социокультурных, познавательных и образовательных потребностей детей. Это положение реализуется Центром дополнительного образования с учётом постоянно изменяющихся условий жизни, формирующих социальный заказ на различные сферы развития, виды профессий.

В концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании. В Центре дополнительного образования работают 28 квалифицированных педагогов дополнительного образования. 25 педагогов имеют квалификационную категорию. Их усилиями создаются оптимальные условия для осуществления образовательного процесса: модифицированные программы дополнительного образования детей, учебно-методические комплекты, использование новых методик и технологий. Ориентирование современной педагогики на формирование у обучающихся качеств творческой личности меняет формы и принципы педагогической деятельности. Педагог в настоящее время должен не только учить, но и помогать развиваться, быть не только источником информации, но и организатором мыслительной деятельности, творческой личностью и владеть необходимой методологической культурой, которая предполагает наличие у педагога определенных компетенций:

  • глубоких и всесторонних знаний, их переработку и осмысление;

  • способность к самосовершенствованию и саморазвитию;

  • вариативность, изменчивость системы деятельности;

  • эффективное применение опыта работы в новых условиях;

  • способность к самооценке собственной деятельности;

  • способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;

  • разработку и внедрение в учебный процесс новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальные сочетания.

Организуя учебно - воспитательный процесс в объединениях педагоги центра берут за основу личностно-ориентированное обучение, центром которого является культурологический подход. Именно он объединяет в целостном варианте ведущие провозглашенные реформой образования, принципы, подходы, способствующие образованию, воспитанию, развитию цельного, гуманного творческого человека.

Сегодня позиция педагога по отношению к себе и обучающимся меняется от носителя информации определенных знаний - в помощника становления и развития личности, уважающего эту личность. Основой обучения и воспитания обучающихся становятся ценностные