Файл: Тема Этика понятие, содержание и социальная ценность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Этика: понятие, содержание и социальная ценность.
Понятие и содержание этики. Мораль, ее функции и структура. (Особенности нравственного сознания и поведения. Структура морали: моральные нормы, принципы, идеалы. Личность, ее возможности и нравственность. Золотое правило нравственности. Алмазно-золотое правило нравственности). Мораль и право как составные части духовной культуры человечества. Понятие нравственного воспитания. Основные категории этики: добро, зло, справедливость, долг, стыд, совесть, ответственность, свобода, достоинство и честь. Гуманизм как этический принцип.
I.
Мораль, ее функции и структура морального сознания.
Понятие этики (от греч. Ethos – нрав, характер, привычка, обычай) используют в основном для обозначения учения о морали и нравственности.
Это слово введено древними греками, и уже в IY веке до н.э. Аристотель написал «Никомахову этику». Аристотель ввел в оборот слово «ethika» для обозначения особой области исследования практической философии, так как она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? То есть науки, в которой изучаются добродетели, условия совместного проживания, существования человека. Как наука этика существует уже почти 25 веков.
Этика включает в себя знания и рефлексию (размышление, содержание сомнения, склонность к анализу своих переживаний) о морали и нравственности, но поскольку обе они являются составной частью культуры жизни, то этику иногда называют и учением о жизни.
Понятие мораль (от лат. Moralis – нравственный, mores – нравы) очень близко к понятию этики и часто используется как его синоним. Мораль представляет собой идеальную программу, которая ориентирована на разумное и доброе.
Если под моралью понимать только сознание, то обособление от деятельности принизило бы смысл морали. Сознание формируется, чтобы объективироваться, т.е. стать человеческими деяниями и отношениями.
Поэтому термин мораль часто является синонимом слова нравственность.
Однако некоторые авторы подчеркивают, что понятие морали касается
объективной, общественной стороны явления, а нравственность – это
субъективная, индивидуальная сторона того же явления.
Концептуальное различие между понятиями
«мораль» и
«нравственность» провел немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770 – 1831) в
«Философии права» (1821). Нравственность им представлена как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали. Абстрактное право – это сфера частной собственности,


2
формальной свободы и абстрактного добра. Каждый обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случаях нарушения (неправда и преступления). Мораль – это сфера реальной свободы, умение отличать законы от нравственного долга; нравственность – это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием. Это умение следовать нравственному долгу в рамках законов. Непосредственными проявлениями нравственности являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство.
В советский период в литературе по этике также предпринимались попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому.
Например, под нравственностью понимались: 1) нравы как практикуемые формы поведения, 2) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой,
3) мораль на уровне ее общественных проявлений – в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.
В современном понимании этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека и общества в целом. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то предметом изучения этики как науки является мораль
(нравственность), ее сущность, природа, социальное назначение, структура, закономерности возникновения и развития, место в системе общественных отношений.
Система этики.
В этики можно выделить две ее составляющие стороны:
1) собственно теоретические проблемы о природе, сущности и социальном назначении (социальной ценности) морали);
2) учение о том, как должен поступать, вести себя человек, какими принципами и нормами он обязан руководствоваться. Эта сторона этики является практической.
В системе этики как науки выделяют, в частности, 1) этическую аксиологию (проблемы добра и зла, их социально ценностный и, напротив, антисоциальный характер); 2) деонтологию (проблемы долга и должного); 3) дескриптивную этику (мораль того или иного общества в историческом аспекте); 4) генеологию; 5) социологию морали; 6) профессиональную этику.
В этике как науке не только изучаются, обобщаются и систематизируются принципы и нормы морали. Действующие в обществе, но и вырабатываются такие моральные проявления, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям. Этика как наука служит делу прогрессивного развития общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.
Таким образом, этика по своей родовой принадлежности относится к философии, а в рамках философии ее особенность состоит в том, что она


3
составляет ее нормативно-практическую часть, устремленную к пониманию человеком достойной и правильной жизни.
2. Мораль, ее функции и структура морального сознания
Мораль – это особая, культурно-нормативная форма внебиологической регуляции человеческих отношений.
Мораль – один из способов регулирования поведения людей в обществе. Это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры в процессе исторического развития.
Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, общественным мнением, дисциплиной, контролируется всеми.
Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер
(осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т.п.
Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяет уровнем общественного и индивидуального сознания.
Функции морали:
1) регулятивная
2) воспитательная
3) познавательная
4) оценочно-императивная
5) ориентирующая
6) мотивационная
7) коммуникативная, прогностическая и т.д.
Нравственное сознание является одним из элементов морали. Оно представляет ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенное поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т.п.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии или неприязни, любви или ненависти. Нравственное сознание – это область общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека,

4
связанная с нравственными чувствами (долга, совесть, стыд, раскаяние и т.п.).
Особенности нравственного сознания и поведения
1.Моральное (нравственное) сознание носит ценностный характер. Т.е. любая норма и действие, совершаемое на ее основе, соотносится с некоей абсолютной системой координат – благом, добром, всеобщей справедливостью и оценивается в зависимости от того, насколько он близок к совершенству.
2. Моральному сознанию присущ долженствовательный момент, оно предписывает и запрещает.
3. Моральные санкции не носят характер внешнего насилия – материального или духовного. (Христос и грешница)
4. Нравственный поступок всегда носит осознанный характер, нельзя совершить добрый поступок ненароком, случайно. Мотив поведения, а не только и не столько его внешний результат становится объектом нравственной оценки.
5. Нравственный поступок всегда совершается свободно. Каждый, кто его совершает, осознает, что он исходил (исходит) из внутренних моральных побуждений, а не из соображений выгоды, чувства страха, или из тщеславного желания заслужить одобрение окружающих.
Структура морали
Первичным элементом нравственной деятельности является поступок
(или проступок), так как в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает в себя мотив, цель, намерение, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих,
Мораль включает в себя: моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и т.п.
1. Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу, к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждение на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом. Нравственная норма рассчитана на добровольное исполнение.
Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции (отрицательная оценка и осуждение поведения человека)
2. Моральные принципы – руководящие начала. Они дают человеку общее направление деятельности. К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как


5 1) гуманизм
2) альтруизм – бескорыстное служение ближнему
3) милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому нуждающемуся.
4) коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу.
5) отказ от индивидуализма
3. Нравственные идеалы – понятия морального сознания, выражающиеся в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.
Золотое правило нравственности
Конфуций, Ветхий Завет, Евангелие от Матфея (7, 12) «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними…»
«Не желай другому того, чего не желаешь себе».
Золотое правило предполагает возможность встать на место другого человека: я к себе могу отнестись как к другому, к другому – как к себе.
Отсюда следует: «Возлюби ближнего как самого себя»
По мнению Канта И. «золотое правило» не может в явном виде оценить степень нравственной развитости индивида: индивид может занизить нравственные требования к самому себе, может встать в эгоистическую позицию: я не мешаю вам жить, не мешайте и мне».
Личность, ее возможности и нравственность.
Личность – это возможность самой себя, которая не исчерпывается никакой самореализацией. Человек может реализовывать себя в семье, искусстве, науке, политике, но как только сделанной им приобретает свойство реальности, т.е. актуального бытия, он начинает усиленно чувствовать как его «я» ирреализуется, ускользает, уходит в глубь собственных возможностей.
Человеческое «Я» - это вечная неосуществленность, и если бессмертие возможно, то именно потому, что личность никогда и ни в чем вполне не осуществляется, а значит, и не может исчезнуть как возможность.
Предполагать – значит предоставлять другому поле для самостоятельного действия, сделать что-то предметом свободного действия, рассмотрения или выбора со стороны другого. Я не настаиваю, не навязываю свою волю, но только предлагаю, т.е. создаю возможности для другого, которая одновременно становится и моей возможностью. Нравственность –
это возможности, которые мы создаем друг для друга. Люди похожи своими нуждами, тем, что они хотят друг для друга, и резко отличаются своими дарами, тем, что они могут дать друг другу. Отсюда исходит учение


6
ап. Павла о различии духовных даров: одному дается слово мудрости, другому – слово знания, этому – вера, тому – чудотворение, иному – разные языки….(1 Посл. К Коринфянам, 12:4 -11). Именно это различие даров, т.е. человеческих способностей, лежит в основании возможностной этики, с ее принципом: Поступай так, чтобы твои наибольшие способности
служили наибольшим потребностям других людей. Этот принцип можно обозначить как алмазно-золотое правило нравственности:
Это означает: делай то, в чем нуждаются другие и чего на твоем месте не мог бы сделать никто другой. В данном смысле получается, что сама возможность – то единственное, что дано совершить только данному человеку, - выводится в должествование поступка.
Мораль и право как составные части духовной культуры
человечества
История развития цивилизации свидетельствует, что мораль и право как составные части культуры общества всегда тесно взаимодействовали.
Характер такого взаимодействия определяется конкретно-историческими условиями и социальной структурой общества.
Вопрос о соотношении морали и права рассматривался уже во многих трудах философов древности (Сократ, Платон, Аристотель), которые, разрабатывая правовую идеологию, пытались связать этику с законодательной деятельностью государства. Например, римскими юристами был сформулирован постулат «Право рекомендует то, что одобрено обычаем», т.е. продиктовано нравственностью. Применительно к уголовному закону это как раз и означает, что запрет того или иного поступка должен естественным образом вытекать из его моральной оценки. Кроме того, непосредственное влияние этического начала на уголовное право римские юристы выразили четкой формулировкой: «обычай есть лучший толкователь закона».
В эпоху Средних веков феодальное право провозглашалось свободным от морали, так как рассматривалась как врожденная, независимая от условий человеческого бытия.
В Новое время мораль неразрывно связывали с правом, при этом крайне абсолютизировали и идеологизировали законодательство, полностью растворяли мораль в праве.
Например, Гельвеций К.А. утверждал, что «этику и законоведение нужно рассматривать как одну и ту же науку».
Русские философы (Соловьев В.С., Ильин И.А. и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно- гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
Говоря о взаимоотношении морали и права, необходимо в первую очередь отметить, что их требования в решающих сферах отношений по