Файл: Тема Этика понятие, содержание и социальная ценность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7
содержанию совпадают. Ряд юридических норм вытекает также из религиозно-нравственных постулатов (не убий, не укради и т.п.).
Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни.
Мораль и право предполагают единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе.
Нормативность – свойство морали и права, позволяющие регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают.
Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого средствами.
Однако наряду с общими чертами между моралью и правом есть и принципиальные различия. Главные среди них представлены ниже.
1. Мораль и право появляются в разное время. Мораль существует с момента возникновения человеческого общества, всегда сопутствует жизни и деятельности личности, в то время как право складывается позже, на определенной ступени социального развития, когда общество разделяется на противоположные классы и возникает государство.
2. Нормы права создаются (изменяются, отменяются) государством в процессе деятельности полномочных государственных органов либо санкционируются им. Правотворчество – это монополия государства, его исключительная прерогатива. Для создания норм морали не нужна специальная целенаправленная деятельность. Они формируются стихийно в процессе жизни и практической деятельности людей, спонтанно признаются, как бы санкционируются социальными общностями, группами, коллективами, не имеют государственно-властного значения и не нуждаются в признании государством. (См.: Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М.,
1982. С. 123.).
3. Право и мораль различаются так же: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).
Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно вторгаться, например, в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения.
Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения
(дружба, любовь, взаимопомощь и т.д.)
Способ правового регулирования – правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе правовых норм и в пределах правовых норм.
Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.
Соблюдение правовых норм
обеспечивается
специальным
государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или
осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические


8
санкции. В морали действуют только духовные санкции. Субъект нравственности – личность, а высшая правовая инстанция – совесть. В праве же высшая инстанция – суд. По словам В, Соловьева, право не рассчитано на личное совершенствование, не требует нравственного выбора. Право есть принудительное требование минимального добра, право имеет дело не с идеальным совершенством некоторых, а с реальной безопасностью всех».
Основные категории этики
Добро и зло
Благо
Справедливость
Долг
Совесть
Стыд
Ответственность
Достоинство и честь
Гуманизм
ДОБРО – категория этики, объединяющая все, имеющее положительно нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящее злу.
В этике категория «добро» рассматривается в различных, но тесно взаимосвязанных между собой аспектах:
1) добро как объективное качество поступка, деятельности; 2) добро как идеал, как идеальное явление. Объединяющее всю совокупность положительных принципов и норм морали; 3) добро как нравственная цель поведения, как мотив поступка; 4) добро как моральное качество поступка, как то, что именуется добродетелью, нравственным качеством человека.
«Добро» проявляется в различных формах. В отношении к труду – это, прежде всего, добросовестность, сознательное, творческое отношение к трудовой деятельности. В отношении к человеку – это гуманизм, справедливость, чуткость, доброжелательность, тактичность. Доброту человека определяют, прежде всего, его поступки, конкретные дела. Добрый человек всегда приветлив, от него исходит свет и тепло, что и проявляется во всем облике человека. Таким должен быть юрист, таково его предназначение.
ЗЛО – категории этики, по своему содержанию противоположное добру, обобщенно выражающее представляющее о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
Любой поступок, направленный против нравственности, попирающий принципы гуманизма, справедливости и законности, является моральным злодеянием. Если при этом нарушаются правовые нормы, то такое злодеяние есть правонарушение или даже преступление. При оценке содержания


9
правонарушения (злого поступка) берутся во внимание цель и мотивы его совершения, средства и способы достижения определенного результата.
Формы проявления зла весьма разнообразно. Это и черствость, и бюрократизм (в негативном смысле этого слова), и пьянство и паразитизм, пренебрежение нормами морали, совершение любого правонарушения, тем более преступления. В основе их лежат, как правило, отрицательные моральные качества, такие как, эгоизм, жадность, цинизм, грубость, чванство, равнодушие и другие негативные явления.
«Сбалансированные» на уровне понятий добро и зло представляют неравные основания для оценки соответствующих действий. Одно дело – вершить зло или добро, а другое – позволять злу твориться (другими людьми, стечением обстоятельств и т.д.). И хотя при выборе между большим и меньшим благом следует выбирать большее, а между большим и меньшим злом – меньшее, с моральной точки зрения вред зла значительнее, нежели благо добра. Недопущение несправедливости с моральной точки зрения существеннее, чем творение милосердия: зло несправедливости – более разрушительно для людей, чем добро милосердия – созидательно. (См.:
Педагогический энциклопедический словарь. М., 2001. С. 74).
БЛАГО – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Добро – разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.
«Юстиция» по-латыни Justitia означает справедливость Юрист, таким образом, представитель справедливости.
Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный долг и служебный.
Справедливость считают синонимом правосудия. Это означает, что судящий должен быть беспристрастным, что прежде чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.
Несправедливость – противоположная справедливости категория.
Несправедливость имеет место там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределены непропорционально.


10
ДОЛГ – категория этики, означающая отношение личности в обществе, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. В долге выделяют две стороны – объективную и субъективную. Объективная выражает непреложные общественные требования к человеку: необходимость трудиться, защищать родину, соблюдать правила общежития, не допускать нарушения правовых предписаний и т.д.
Субъективная сторона долга связана с осознанием каждым человеком требований общества в целом, отдельного коллектива и его внутренней готовностью сознательно выполнить их в повседневной своей жизни. Долг в таком понимании выступает как нравственная задача, сформулированная человеком для самого себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного человека в конкретной ситуации. Долг может быть социальным (воинский долг, долг судьи, долг следователя) и личным
(родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и т.п.).
В служебном (профессиональном) долге органично связаны между собой юридическое (правовое) и нравственное.
В глаза общества судья, прокурор, следователь – непреклонный страж законности, которым движет только чувства долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, неподдающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости.
СОВЕСТЬ – категория для обозначение наиболее сложного механизма внутренней нравственной регуляции. Совесть – универсальный индикатор внутреннего морального самочувствия человека. Определенное состояние совести ( спокойная совесть, муки совести, чистая совесть нечистая совесть есть форма самоконтроля над выполнением ответственности индивида.
Требования совести всегда завышены. Неумолимый голос совести в человеке свидетельствует о невозможности окончательно разрешить ОСНОВНОЕ
ПРОТИВОРЕЧИЕ человеческой жизни – ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ
ДОЛЖНЫМ И СУЩИМ.
Совесть выступает не только как чувство, но и как волевой момент.
Совесть удерживает от совершения того или неблаговидного поступка, заставляет поступать определенным образом. Всякое чувство приобретает социальную ценность лишь постольку, поскольку оно претворяется в соответствующее ему действие. И воля представляет собой такую форму ориентации человеческого поведения, когда ни рассудочной
(интеллектуальной), ни чувственно-эмоциональной оценки уже недостаточно. Воля и является способностью человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели. Проявляется воля в таких чертах характера человека, как его целеустремленность, решительность, упорство, мужество. То, насколько важны названные черты для юриста, доказывать не нужно.


11
Расследующий уголовное дело следователь, судья, рассматривающий уголовное дело и разрешающий обвинение в судебном заседании, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкиваются со многими коллизиями, оказываются перед необходимостью принимать ответственные решения, причем нередко в сложных конфликтных ситуациях.
Развитое чувство совести, способность правильно, самокритично и принципиально оценивать свои побуждения и действия являются залогом выполнения юристом своего высокого предназначения.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- категория, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности долгу, рассматриваемому с позиций возможностей личности.
Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, отвечать за их возможные последствия. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны между собой. Так, в основе уголовной ответственности лежит принцип личной и виновной ответственности.
Существует позитивная и негативная ответственность. Позитивное – это единственное, осознанное отношение человека к своему поведению, добросовестное выполнение им, в частности, своих служебных обязанностей.
Негативная сторона ответственности выражается в обязанности нести лишения личностного, морального и материального характера за свое аморальное поведение, безнравственные действия.
ДОСТОИНСТВО- категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства.
В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав, возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих.
ЧЕСТЬ – как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача).
Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.