Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лишний раз подтверждалось циничное отношение к реальным проблемам крестьянства, которое заставляли молчаливо и любой ценой отбывать колхозную барщину. Сохранились многочисленные сообщения о ситуации в деревне и настроениях людей.
По проверенным рецептам власти видели выход прежде всего в прекращении нежелательных разговоров и действий: только в Курской области во время уборки урожая было арестовано 38 человек.
Последствия голода еще долго сказывались. Не случайно в 1950 г. по урожайности зерновых и их валовому сбору колхозы и совхозы Украины не достигли довоенного уровня, хотя он был превышен по урожайности ржи, сахарной свеклы, картофеля, численности поголовья крупного рогатого скота.
Подтвердилось и другое: как только в СССР ухудшалась социально-экономическая ситуация, Сталин и его окружение одним из самых эффективных средств выхода из нее видели усиление политико-идеологического давления, поиски «вражеской руки» и «вредителей» [8, с 49].
Однако Сталин не ограничился этой оценкой, а поставил вопрос о необходимости «укрепить» руководство Хрущева в Киеве. Сначала он говорил о необходимости этого, а в феврале 1947 г. ЦК ВКП(б) «закрепил» это мнение специальным решением «Об укреплении партийной и советской работы в Украине». 3 марта 1947 г. состоялся пленум ЦК КП(б)У, в котором приняли участие член политбюро ЦК ВКП(б) Л.Каганович и секретарь ЦК ВКП(б) М.Патоличев. Обоих избрали в состав политбюро и оргбюро ЦК КП(б)У. Пленум признал нецелесообразной практику совмещения должностей председателя СМ и первого секретаря ЦК КП(б)У, принял решение «утвердить первым секретарем ЦК КП(б) Украины тов. Каганович Л.М. с тем, что тов. Хрущев М.С. остается Председателем Совета Министров УССР».
Итак, политические пути Н. Хрущева и Л. Кагановича пересеклись снова. В 20-е – 40-е гг. их отношения были дружеские. Однако на этот раз голод в Украине способствовал изменению их взаимоотношений. «Хрущев, – вспоминал Каганович, – по моему впечатлению, воспринял решение ЦК об освобождении его от обязанностей первого секретаря ЦК КП(б)У с оскорблением».
В послевоенное время Хрущев жестко направлял борьбу против УПА и националистического подполья в Западной Украине. Несколько раз он определял «окончательные термины» уничтожения националистического подполья, стимулировал провокационную деятельность спецгрупп МГБ-НКГБ. В своем выступлении во Львове 14 февраля 1946 г. на совещании секретарей обкомов КП(б)У, начальников областных управлений НКВД, НКГБ, командующих военными округами Н. Хрущев отмечал максимально полное использование военной силы в Западной Украине, с помощью которых предлагал «у каждому селе создать свою опору».
Так оно, наконец, и произошло: военная сила, умноженная силой репрессивно-карательных органов, стала решающим фактором «смирения» Западной Украины, ликвидации сопротивления ОУН–УПА. Блокада и прочесывание огромных территорий, аресты и депортации, расстрелы и провокации, когда спецотряды госбезопасности, замаскированные под УПА, совершали произвол, – вот лишь некоторые «штрихи к портрету» послевоенной действительности на западноукраинских землях. По официальным данным, здесь в 1944–53 гг. были арестованы почти 104 тыс. человек «бандитов, участников ОУН, а также бандпособного элемента». Под них легко поднимались все заподозренные по связям с ОУН-УПА. За это же время было выселено (за исключением Закарпатской области) около 66 тыс. семей (203662 человек). В 1945-53 гг. за разного рода «антисоветские политические преступления» в Украине было арестовано 43 379 человек в возрасте до 25 лет, из них в западных областях Украины - 36 340 человек.
М. Хрущеву пришлось участвовать и в уничтожении УГКЦ. В марте 1945 г. появилась одобренная лично Сталиным инструкция по ее ликвидации. Важная роль в этом отводилась Русской православной церкви. Вскоре развернулась пропагандистская работа по дискредитации УГКЦ как слуги Ватикана, врага народа, орудия украинского буржуазного национализма. Широко использовались и обвинения в сотрудничестве УГКЦ с нацистами. При этом замалчивался, скажем, тот факт, что А. Шептицкий, рискуя своей жизнью, во время нацистской оккупации спасал евреев. Потом начались репрессии и уже в апреле 1945 г. все имевшиеся в тогдашнем СССР высшего ранга священнослужители УГКЦ были арестованы. В мае 1945 г. под контролем органов безопасности была сформирована «инициативная группа», которая агитировала за разрыв унии с Римом и оправдывала репрессивные акции против УГКЦ. Главой этой группы был Г. Костельник, который имел большое влияние на греко-католиков. 8–10 марта 1946 г. состоялся контролируемый НКГБ Львовский собор – съезд пред. УГКЦ, на котором было принято (за это голосовали 216 делегатов священников и 19 представителей мирян) отменить Берестейскую унию 1596 г., воссоединив галицкую церковь с русской православной [9, с 55].
Н. Хрущев направлял проведение в РСФСР политико-идеологических кампаний против «украинского национализма» и «безродного космополитизма». В феврале 1948 г. инициировал принятие ВС СССР антигуманного закрытого указа «О выселении из РСФСР лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни».
-
Заключение
Хрущева отправили на пенсию в 70 лет. Еще семь лет, до своей смерти в 1971 году, он, невыездной, провел в своеобразной ссылке, на своей подмосковной даче. Там Никита Сергеевич диктовал свои мемуары. Партийная верхушка очень не хотела появления этих воспоминаний. На заседании парткомиссии кто-то бросил реплику: «Вы же сами заразились от Сталина...» На это Хрущев ответил: «Я от Сталина заразился, но я от Сталина исцелился... В отличие от вас...»
На пенсии у него было достаточно времени, чтобы читать и критически обозревать свою жизнь. Пожалуй, больше всего его мучила совесть за травлю тех писателей, художников, композиторов, творчество которых не укладывалось в привычные рамки социалистического реализма. Напомним, что именно Хрущев дал добро на печатание произведения Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Другая судьба постигла роман Бориса Пастернака "Доктор Живаго". Хрущев в своих мемуарах признался, что не читал этот роман. Положился на справку Суслова. Но и Суслов его не читал... Прочитав уже на пенсии «Доктора Живаго», Хрущев скажет: «Ничего антисоветского, надо было печатать...» [2, с 119]
В последние годы своей жизни Хрущев от всей души просил прощения у многих известных писателей и художников, которых он в свое время оскорбил. И прежде всего у скульптора Эрнста Неизвестного. По иронии судьбы именно он стал автором надгробного памятника на могиле Хрущева. Одна половина памятника белого цвета, другая – черного. Такова была эта противоречивая фигура истории...
-
Список использованных источников
1. Аджубей, А. И. Те десять лет / А. И. Аджубей. - Москва : Россия, 2018. - 333, с.
2. Аксютин, Ю. В. Хрущевская «Оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. / Ю. В. Аксютин. - Москва : РОССПЭН, 2004. - 486 с.
3. Бондаренко, В. М. Борьба за власть: Троцкий, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов / В. М. Бондаренко ; оформ. пер. Ю. Коротневой. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2017. - 236 с.
4. Боффа, Д.История Советского Союза = Storia dell unione sovietica : в 2 т. / Д. Боффа. - 2-е изд. Т. 2 : От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев, 1941-1964. - Москва: Междунар. отношения, 2017. - 632 с.
5. Бурлацкий, Ф. М. Русские государи: Эпоха реформации / Ф. М. Бурлацкий. - Москва : Фирма «Шарк», 2018. - 510, [2] с. - Библиогр.
6. Вайль, П. 60-е. Мир советского человека / П. Вайль, А. Генис. - Москва : Новое лит. обозрение, 2018. - 367 с.
7. Вайль, П. 60-е. Мир советского человека / П. Вайль, А. Генис. - 2-е изд., испр. - Москва : Новое лит. обозрение, 2017. – 358 - с
8. Волкогонов, Д. А. Семь вождей: Галерея лидеров СССР : в 2 кн. / Д. А. Волкогонов. Кн. 1 : Владимир Ленин. Иосиф Сталин. Никита Хрущев. - Москва : Новости, 2019. - 495 с.
9. Веттиг, Г. Н. С. Хрущев и Берлинский кризис 1958-1963 годов. Политика угроз и возведение Берлинской стены = Chruschtschows Berlin-Krise 1958 bis 1963 / Г. Веттиг ; пер. с нем. М. Чистяковой под ред. Ф. Новик. - Москва : РОССПЭН, 2017. - 400 с.
10. Доклад Н. С. Хрущева о культе личности Сталина на XX съезде КПСС : Документы. - Москва : РОССПЭН, 2017. - 909 с.
11. Дубинин, Ю. В. Дипломатическая быль : записки посла во Франции / Ю. В. Дубинин. - Москва : Росспэн, 2018. - 328 с.
12. Зенькович, Н. А. Тайны уходящего века: Власть. Распри. Подоплека / Н. А. Зенькович. - Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2019. - 584