Файл: Биология как наука. Связь биологии с другими науками. Место и задачи биологии в подготовке врача. Новая биология. Термин биология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Биология как наука. Связь биологии с другими науками. Место и задачи биологии в подготовке врача. Новая биология.

Термин «биология» введен Ж.Б. Ламарком и Тревиранусом в 1802 году (bios-жизнь).

Биология – наука о жизни, о формах живого, о закономерностях существования и развития органического мира. Объект исследования биологии – живые организмы. Изучаются строение, функции, связи с другими организмами и окружающей средой (в т. ч. неживой природой).

Современная биологическая наука образует сложную систему биологических направлений. Есть разные классификации биологических наук.

  • Палеонтология – наука о вымерших животных и растениях.

  • Неонтология – изучает ныне живущих организмов.

Классификация по объекту исследования.

  1. Зоология:
    - протозоология – учение о простейших организмах
    - гельминтология – о паразитических червях
    - арахнология – о паукообразных
    - энтомология – о насекомых Зоология изучает строение, происхождение, развитие, образ жизни животных.

  2. Ботаника – изучает строение, происхождение, развитие и функции растений (лекарственные и ядовитые растения)

  3. Гидробиология – наука о водных объектах

  4. Вирусология – наука о вирусах

  5. Микробиология – наука о микроорганизмах.

Классификация по свойствам живого.

  1. Морфология – изучает форму, строение организма (анатомия, гистология)

  2. Физиология – изучает процессы, протекающие в живом организме и обмен веществ между организмом и окружающей средой (нормальная физиология, патологическая физиология)

  3. Экология – изучает взаимодействия между организмом и окружающей средой (гигиена с экологией, биология с экологией)

  4. Этология – наука о поведении животных, человека (у человека детерминировано поведение)

  5. Биология клетки – цитология

  6. Биология развития – закономерности развития (ранее – эмбриология)

  7. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости (кафедра неврологии)

  8. Геронтология – учение о старении организма и борьбе за долголетие

  9. Гериатрия – наука об обмене веществ, протекающем в стареющем организме

  10. Антропология – наука о закономерностях происхождения человека, человеческих рас

  11. Эволюционное учение – изучает закономерности исторического развития.



Далее происходит более мелкое деление групп. Существуют смежные дисциплины.

  1. Биохимия – классическая наука о химических реакциях, которые протекают в живых клетках, обеспечивают рост, жизнедеятельность 3 и размножение организмов. Биохимии принадлежит открытие ферментов и их роли.

  2. Биофизика – изучает живые объекты, используя оригинальные физические методы и концепции.

  3. Молекулярная биология (50-е годы ХХ века) – совокупность биохимии, биофизики, классической генетики и биологии. Привела к открытию генетического кода и биосинтеза белка.

  4. Биоорганическая химия – использует приемы и методы органической химии, используется для определения структуры и функций в клетке и их взаимной влиянии. Разработка новых лекарственных средств.

  5. Физико-химическая биология – конец ХХ века – союз биофизики, биохимии, биоорганической химии, молекулярной биологии.

  6. Биоинженерия генная – создание нового организма с заранее заданными свойствами. В настоящее время можно выделить, создать ген или группу генов с интересующим признаком, происходит вживление в другой организм (ген инсулина человека встроен в кишечную палочку).

  7. Геномика – компьютерный анализ генома (в том числе и генома человека) и медицинские приложения (так называемая – медицинская геномика). Используется геномная диагностика, выявляющая предрасположенность к каким – либо заболеваниям человека.

  8. Протеомика – связь между наследственным материалом и проявлением признаков. Биология взаимодействует практически со всеми науками и используется в технике (биотехнологические приемы, промышленный микробиологический синтез, сыроварение и др.)




  1. Человек как объект биологии. Значение биологического и социального наследования человека для медицины.

Человек представляет собой закономерный результат и этап развития жизни на Земле. Человек был и остается неотъемлемой частью этой природы, влияет на нее и в то же время испытывает на себе влияние окружающей среды. Это сказывается на состоянии здоровья человека.


Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, рост народонаселения и др. порождают серьезные социальные и экологические проблемы. Поиск эффективных путей преодоления указанных проблем невозможен без понимания биологических закономерностей различных отношений организмов, характера взаимодействия живых существ, включая человека, и среды их обитания.

В наше время в решении этих проблем биологические знания и биотехнологии начинают занимать важное место. XX столетие характеризовалось химизацией, технизацией, компьютеризацией медицины, и оно также стало веком превращения комп. медицины в биомедицину.

Главным объектом внимания и профессиональной деятельности врача является человек, представляющий неотъемлемую часть природы. Известно, что отличительной чертой природы людей является наличие социальной составляющей, что проявляется в определенной специфике некоторых важных сторон их развития и жизнедеятельности. Вытекающие из указанной специфики особенности, наиболее заметно проявляющиеся в структуре онтогенеза, особенно постнатального (наличие только у людей периода отрочества и юности, отчетливо представленный период старости), на уровне генетико-популяционных процессов (доминирующая роль социальных факторов в определении состава популяций в сравнении с климатогеографическими), в биогеоценозах и биосфере (целенаправленное преобразование природы, очеловечивание среды жизни).

На планете среди других существ людям принадлежит уникальное место, что обусловлено приобретением ими в процессе антропогенеза особого качества — социальной сущности. Это означает, что уже не биологические механизмы, а в первую очередь общественное устройство, интеллект, производство, труд обеспечивают выживание, всесветное и даже космическое расселение, благополучие человечества. Социальность, однако, не противопоставляет людей остальной живой природе. Приобретение этого качества указывает лишь на то, что отныне историческое развитие представителей вида Homo sapiens, т.е. человечества, подчиняется законам общественного, а не биологического развития.

Человек остается включенным в систему органического мира. Этот мир складывался и развивался на протяжении большей части истории планеты независимо от человеческого фактора, более того, на определенном этапе своего развития он этот фактор породил. Человечество составляет своеобразный, но неотъемлемый компонент биосферы. Благодаря животному происхождению жизнедеятельность человеческого организма основывается на
фундаментальных биологических механизмах, которые составляют его биологическое наследство. Биологическому наследству, формировавшемуся в процессе эволюции жизни, отводится видная роль в патологии человека. Крупный отечественный патолог И. В. Давыдовский писал, что естественность и законность болезней вытекают из основных свойств жизни, а именно из универсального и важнейшего свойства организмов — приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. По его мнению, полнота такого приспособления и есть полнота здоровья.

Развитие жизни привело к появлению современного человека, объединяющего в себе биологическое и социальное. Особенностью человеческого биологического является то, что оно проявляется в условиях определяющего действия законов общественного развития. Биологические процессы с необходимостью совершаются в организме человека, и им принадлежит фундаментальная роль в определении важнейших сторон жизнеобеспечения и развития.

В качестве примера обратимся к процессу эволюции, которым в конечном итоге обусловливаются биологические механизмы главных уровней организации жизни — молекулярно-генетического, клеточного, онтогенетического, популяционно-видового, биогеоценотического. Генофонды популяций людей и в настоящее время изменяются в результате мутаций, комбинативной изменчивости, неслучайного подбора брачных пар, дрейфа генов, изоляции и некоторых форм естественного отбора. Однако благодаря действию в социальной сфере естественный отбор утратил здесь свою важнейшую биологическую функцию — видообразование. В таком случае среди людей исключается возможность завершенного эволюционного цикла путем достижения закономерного биологического результата — появления новых видов рода Человек. Сохраняющееся же действие элементарных эволюционных факторов, перечисленных выше, оборачивается в отношении человеческих популяций необычными с эволюционно-биологической точки зрения последствиями (например, не имеющим по масштабам равных в других видах организмов генетическим и, следовательно, фенотипическим разнообразием).

Знакомство с уже обширными, но еще мало систематизированными материалами, указывает на неуклонный рост интереса к биологическим основам жизнедеятельности людей. Это обусловливается успехами биологической науки, открывающими перспективы активно влиять на ход многих физиологических процессов в организме.



  1. Развитие понятия жизни на современном этапе. Определение понятия «жизнь». Фундаментальные свойства живого.




  1. Происхождение жизни: гипотеза панспермии и абиогенного происхождения жизни. Главные этапы возникновения и развития жизни.

Пансперми́я — гипотеза о возможности переноса живых организмов или их зародышей через космическое пространство (как с естественными объектами, такими как метеориты, астероиды или кометы, так и с космическими аппаратами). Следствием этой гипотезы является предположение о зарождении жизни на Земле в результате занесения её из космического пространства.

В основе данной гипотезы лежит предположение о том, что микроскопические формы жизни могут пережить воздействие условий космического пространства. Оказавшись в космосе, такие организмы долгое время находятся в неактивной форме, пока не попадут на другую планету. Если они окажутся в подходящих условиях, жизненная активность может возобновиться, следствием чего будет являться размножение и появление новых форм организмов.
Согласно гипотезе абиогенного происхождения жизни, жизнь возникла на Земле, когда сложилась благоприятная совокупность физических и химических условий, сделавших возможным абиогенное образованиеорганических веществиз неорганических.

В середине прошлого столетия Луи Пастер окончательно доказал невозможностьсамозарождения жизни в теперешних условиях. В 20-х годах текущего столетия биохимики А. И. Опарин и Дж. Холдейн предположили, что в условиях, имевших место на планете несколько миллиардов лет назад, образование живого вещества было возможно. К таким условиям они относили наличие атмосферы восстановительного типа,